Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Люди, которые часами погружаются в очень подробные и реалистичные мечты, сегодня причисляются к страдающим от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, пишет Walla. Израильские исследователи хотят сделать жизнь тех, кто склонен глубоко и надолго погружаться в мир фантазий и грез, немного проще.
Мечты воспринимаются как расслабляющее, почти волшебное время, которое побуждает к хорошим идеям и приятным фантазиям. Однако среди нас есть немало людей, которые погружаются в сладостный мир грез на долгие часы, что может негативно сказываться на их функционировании и социальных отношениях. Таких людей сегодня принято считать страдающими синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), но правда в том, что их состояние другое и более сложное.
Дезадаптивная мечтательность (или навязчивые грезы) – это состояние, при котором люди погружаются в очень подробные и реалистичные мечты, которые могут длиться часами за счет нормального функционирования, установления социальных связей в реальном мире, способности уделять внимание настоящим задачам и достижению жизненных целей. Такой термин ввел в научный оборот израильский профессор психологии Эли Сомер в 2002 году.
Что такое навязчивые грезы?
Главное отличие навязчивых грез от обычной привычки помечтать – легкость, с которой фантазии появляются и исчезают. Случайно замечтавшийся человек может быстро и без усилий вернуться в реальность, не ощутив при этом дискомфорта и раздражения. Тогда как люди, страдающие дезадаптивной мечтательностью, могут очень глубоко погружаться в мир фантазий, проводя в таком состоянии долгое время, а по возвращению в реальность испытывать злость и разочарование. Можно сказать, что такие люди отвлекаются на настоящую жизнь в перерывах между бесконечными красочными фантазиями, а не наоборот.
Доктор Нирит Софер-Додек из лаборатории сознания и психопатологии факультета психологии Университета Бен-Гуриона в Негеве и один из ведущих мировых экспертов в этой области считает, что во многих случаях диагноз "дезадаптивная мечтательность" может быть лучше и точнее, чем СДВГ. Хоть эта психологическая концепция пока что не признана в качестве официального психиатрического синдрома, она пропагандирует включение "навязчивых грез" в следующее издание "Руководства по психическим расстройствам" (DSM 6) как диагноз, требующий дальнейшего изучения в сотрудничестве с Хайфским университетом, что было опубликовано недавно в Journal of Clinical Psychology.
"Некоторым людям, зависимым от своих мечтаний, очень трудно сконцентрироваться и сосредоточить свое внимание на академических и профессиональных задачах", – говорит доктор Софер-Додек, добавляя, что зачастую таким пациентам ставят диагноз СДВГ наряду с последующим планом лечения, который совсем не обязательно помогает им. "Официальная классификация "навязчивых грез" как психического расстройства позволит врачам более эффективно помогать своим пациентам", – поясняет она.
Депрессия, одиночество и низкая самооценка
Предыдущие исследования выявили высокий процент СДВГ у тех, кто идентифицировал себя как человека, склонного к навязчивым грезам. Такие результаты поставили вопрос о том, действительно ли новый диагноз существует отдельно от СДВГ?
Хороший сон предотвращает рак?Хороший сон не менее семи часов в сутки предотвращает образование раковых клеток, а также замедляет функционирование существующих и даже заставляет их работать как обычные клетки, пишет Sözcü. Об этом изданию сообщила эксперт по биохимии и антивозрастной медицине. Она рассказала о связи между сном и раком.
07.05.202200
В текущем исследовании докторант Ницан Теодор-Кац совместно с доктором Софер-Додек и их коллегами из Хайфского университета обследовали 83 взрослых с диагнозом СДВГ, проведя с ними структурированное диагностическое интервью. В результате было обнаружено, что около 20% из них соответствовали критериям дезадаптивной мечтательности, которая имеет уникальные клинические характеристики, в то время как около 80% опрошенных страдали только СДВГ, не испытывая проблем с навязчивыми грезами.
Среди подгруппы, которая также страдала дезадаптивной мечтательностью, наблюдались значительно более высокие показатели депрессии, одиночества и низкой самооценки по сравнению с теми, у кого СДВГ не соответствовал критериям навязчивых грез, хотя участники обеих групп не различались по тяжести течения синдрома дефицита внимания.
Страдающие от навязчивых грез зачастую недовольны своей жизнью, но уход в фантазии лишь усугубляет их разочарование. Они склонны идеализировать мир и людей в нем, что мешает им трезво оценивать жизненные ситуации. В результате вместо того, чтобы решать реальные проблемы, проживать эмоции и делать реальность более комфортной, они все чаще сбегают в мир грез.
"Наши результаты показывают, что есть множество людей с диагнозом СДВГ, которые могут получить больше пользы от диагноза "дезадаптивная мечтательность. СДВГ, похоже, является лишь небольшой частью более общей проблемы, которая у них есть", – заключила доктор Софер-Додек.