Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если несколько месяцев назад Европа с энтузиазмом вводила санкции против Москвы, то теперь она "мучительно размышляет" об издержках от удара по самому больному месту — энергоресурсам, пишет Bloomberg. Санкции дают совсем не тот эффект, на который рассчитывал ЕС.
Западная сплоченность ослабнет без решимости превозмогать экономическую боль.
Импульс силы от западных санкций против Владимира Путина начинает ослабевать. Европейский Союз произносит здравицы за самые суровые на сегодня ограничения, которые были введены против России, включая частичное эмбарго на импорт нефти. Но и уступок становится все больше, начиная с исключения для трубопроводной нефти и кончая удалением из санкционного списка патриарха Кирилла.
Поклонник Путина венгр Виктор Орбан явно играет важную роль в расколе единого фронта.Но риск усталости и ослабление боевого духа дают о себе знать не только в Будапеште. Многие руководители мучительно размышляют об издержках от удара по самому больному месту Путина — энергоресурсам, которые особенно губительны сейчас, в период высокой инфляции и экономического спада. <…>
Внутри и за пределами ЕС налицо разногласия по вопросу о том, каков будет исход украинского конфликта, и это не сулит ничего хорошего на ближайшую перспективу. Эстонский премьер-министр Кая Каллас, которой после распада правящей коалиции предстоит собирать ее заново, полна решимости и дальше закручивать гайки Москве. Но она признает, что чем дальше, тем труднее — и что шансов на введение газового эмбарго в рамках следующего пакета санкций очень мало.
Пора избрать иной подход — или сделать паузу, говорит коллега Каллас из Бельгии Александр де Кро.
Преодолеть усталость от санкций очень непросто. "Финансовое оружие" — это несовершенный инструмент, поскольку используется он бессистемно и чреват непредвиденными последствиями. Беспрецедентные по своим масштабам санкции против путинского окружения, а также против финансовой системы России, ее авиалиний и торговли приведут в этом году примерно к 10-процентному сокращению российского ВВП. Но сдержать или сместить этими мерами Путина не удалось.
Еще хуже то, что возникли приводящие к обратным результатам последствия. Из-за роста цен на энергоресурсы карманы Путина наполняются, а импортеры беднеют. В этом году доходы России от нефти и газа, согласно оценкам Bloomberg Economics, составят около 285 миллиардов долларов. Добавьте сюда поступления от продажи других сырьевых товаров, и вы получите такую сумму, которая с лихвой восполнит потерю 300 миллиардов долларов российских валютных резервов, замороженных в рамках санкций.
Европа приостанавливает энергетические санкции против РоссииЕвропа с энтузиазмом ввела запреты на поставки угля и нефти из России, но на этом, судя по всему, она решила остановиться и не вводить эмбарго на газ, пишет Anadolu. В Брюсселе призвали сделать паузу, поскольку газ – это "совсем другое".
03.06.202200
Конфискация яхт и вилл богатых олигархов — это хорошо. Но больно смотреть, как покидающие Россию западные фирмы продают свои активы миллиардерам, которые слишком властны и богаты, чтобы пострадать от санкций.
Даже если в перспективе санкции против России будут эффективнее и жестче, крайне важно для начала укрепить внутреннюю экономическую оборону. По оценкам Barclays Plc, полное эмбарго на российский природный газ может сократить ВВП в еврозоне на 4% по сравнению с базисным сценарием. А если не будет дополнительной экономической помощи домохозяйствам, получит широкое распространение риторика Орбана, который бестактно сравнивает энергетические санкции с "ядерной бомбой".
Проведенное в апреле компанией YouGov исследование показало, что европейское общественное мнение вступило в полосу конфликта: более 30% респондентов из семи стран, включая Италию и Испанию, выступают за развитие торговых и дипломатических связей с Россией, но не за оборону и безопасность.
Если в конце экономического тоннеля не появится свет, в общественном настроении могут произойти перемены. Если конфликт затянется, став проверкой на силу духа и морального состояния, у Запада и ЕС будет преимущество в виде ресурсов и человеческого капитала, о чем пишет Мигель Отеро Иглесиас (Miguel Otero Iglesias) из Королевского института международных и стратегических исследований Элькано. Но им придется защищать самых уязвимых членов общества, и финансовая поддержка в таких обстоятельствах станет "неизбежностью", справедливо отмечает он.
Меры поддержки типа действовавших во время пандемии должны вдохновить Европу на новые шаги. Это может быть совместная структура заимствований в виде европейского фонда на нужды восстановления или гарантированные займы странам-членам для защиты от безработицы. Единство будет реальной силой в период увеличения процентных ставок и ненадежности государственного финансирования, особенно если Путин начнет перекрывать газовый вентиль странам, отказывающимся играть по его правилам.
Легко исходить из того (как делают многие), что разделительная линия в этом конфликте проходит между желающими подстраиваться под Путина и теми, кто встал на сторону Украины. Но это неверно, и думать так неконструктивно. Здесь особенно поучителен пример Италии. До начала путинской спецоперации Марио Драги думал об углублении газовых связей с Россией. Теперь он выступает за нефтяное эмбарго и отправку тяжелых вооружений на Украину — вопреки внутриполитическому сопротивлению.
Но он также призывает искать общий ответ на рост цен на энергоресурсы, и призывает США "тщательно" продумать вопрос о прекращении огня. Поскольку усталость от санкций наверняка будет усиливаться. Запад, продумывая свои следующие шаги, должен руководствоваться подходом Драги, а не Орбана.
Автор: Лайонел Лорен (Lionel Laurent)