Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Стоимость подержанных автомобилей в Германии сейчас растет быстрее, чем цены новых, пишет iDNES. Автор статьи пишет о том, какие факторы влияют на авторынок, и как политика ЕС способствует так называемому "гаванскому синдрому", когда население ездит преимущественно на старых машинах.
Ленка Цибулкова (Lenka Cibulková)
Немцы не хотят ни в коем случае отказываться от своих автомобилей. Но высокая стоимость топлива и удаленная работа приводят к тому, что люди реже ездят на своих авто. Журнал "Фокус" рассказал, как это влияет на рынок подержанных автомобилей, и как политика Европейского Союза может способствовать так называемому "гаванскому синдрому". Что под ним подразумевается?
Стоимость подержанных автомобилей сейчас растет быстрее, чем стоимость новых. По сравнению с прошлым годом цены на подержанные машины пятилетней давности в Германии выросли максимально за последние пять лет на 18,5%, а десятилетней давности — на 21%. Таковы данные платформы подержанных автомобилей Cavago. К таким же выводам пришли платформы Mobile.de и Autoscout24.
Цены на подержанные автомобили растут, а километраж убывает
Якуб Шулта, глава компании Cavago, объясняет рост цен на подержанные автомобили так: "То, с чем мы столкнулись сейчас, доказывает, что автомобильные производители не способны удовлетворить нынешние потребности. Это вызвано, в частности, дефицитом микрочипов и разрывом международной цепочки поставок в автомобильном производстве. Кроме того, многие концерны уходят из сегмента с большим количеством производимых единиц и низкой маржей, предпочитая модели, обещающие бóльшую прибыль. Поэтому цены на эти автомобили (подержанные — прим. авт.) растут".
Магическая граница в сто тысяч километров
Внимание привлекает и другой вскрывшийся факт. Немцы проезжают на своих автомобилях по сравнению с предыдущими годами меньше километров. "Если в 2021 году на тахометры подержанных автомобилей показывали в среднем 34 894 километра, то сейчас — 31 341 километр", — сообщает Cavago. Это еще больше поднимает цены, потому что за автомобиль с меньшим пробегом, конечно, можно запросить больше.
По словам специалистов в торговле подержанными автомобилями, магической границей являются сто тысяч километров. Хотя разница между пробегом в 98 и, например, 102 тысячи километров невелика, когда пробег переваливает за сто тысяч, цена автомобиля резко падает.
Удаленная работа и стоимость топлива щадят автомобили
Но немцы не хотят отказываться от автомобилей, хотя и проезжают на них меньше километров, что, вероятно, объясняется двумя факторами.
Меры в период пандемии изменили поведение людей. Во время локдауна многие поездки были просто невозможны. Сейчас ситуация отчасти меняется, но тенденция работать из дома сохраняется даже после пика заболеваемости короновирусом. Поэтому немцы проезжают на миллионы километров в год меньше…
Стоимость топлива с 2021 года постоянно растет, что заставляет водителей со средними или низкими доходами ездить на машине реже. Особенно страдают те, кто вынужден ездить на автомобиле часто. Но есть и положительный побочный эффект. Чем меньше человек ездит на своем автомобиле, тем меньше он изнашивается, и тем дольше сохраняется его стоимость.
Interia (Польша): у россиян автомобили новее, чем у поляков!Согласно официальной статистике, поляки ездят на более старых автомобилях, чем россияне. В среднем в Польше возраст автомобиля составляет 14,6, а в России — 13,6. При этом на российском рынке преобладают Лады. Некоторые читатели называют Ладу «автомобилеподобным продуктом», другие дают высокую оценку, отмечая ее ценовую доступность.
12.10.202000
"Гаванский синдром"
Большинство автомобилей, которые ездят сейчас по дорогам Германии, относятся, по данным Федерального управления автомобильным транспортом, к категории пяти — девяти лет и десяти — четырнадцати лет. Все чаще люди дольше пользуются машиной, не продавая ее. На самом деле средний возраст автомобиля в Германии 9,8 лет (данные 2021 года), а в 2019 году — 9,6 лет.
Ситуацию также усугубляет запланированный на 2035 год запрет двигателей внутреннего сгорания. Существует много предположений, как будет меняться покупательское поведение в ближайшие годы. Если большинство покупателей так и не заинтересуются электромобилями, это может привести к "гаванскому синдрому".
Что понимается под этим термином, объяснил известный критик электромобилей Фриц Индра еще в 2020 году в одном из своих интервью. "Царит неопределенность, и поэтому покупатель поступает максимально логично, насколько только может, а значит, он будет ездить на той машине, которая у него уже есть. И так можно протянуть, особенно с традиционным двигателем внутреннего сгорания, десять, двадцать, тридцать или даже сорок лет. Капиталом, вложенным в традиционный автомобиль, можно пользоваться куда дольше, чем в случае электромобиля, у которого по прошествии восьми лет аккумуляторы полностью выходят из строя, и из-за дороговизны менять их совершенно нецелесообразно. Покупка нового автомобиля отпадает, особенно в условиях нынешнего кризиса. Как и в первый энергетический кризис, цикл приобретения нового автомобиля продолжительностью семь — восемь лет будет нарушен, так как покупатели просто оставят себе свои старые машины".
Гаванский синдром
Он возникает, когда производители автомобилей из-за все более жестких мер Европейского Союза и навязанным инвестициям в электромобили повышают цены на авто. Положение напоминает ситуацию на Кубе, где ездят преимущественно на старых машинах. Отсюда и название в честь кубинской столицы.
Рецессия плоха для любого двигателя
"Оправдается ли в автомобильной промышленности этот пессимистический прогноз или, напротив, переход на электромобили пройдет гладко, предугадать сейчас трудно", — пишет журнал "Фокус". В конце концов, ассортимент электромобилей постоянно расширяется, а техника постоянно совершенствуется.
В любом случае, негативно влиять на ситуацию будет еще и инфляция, которая сопровождает рецессию и снижает покупательную способность немцев. Поэтому люди будут раздумывать не о том, какой автомобиль купить, обычный или электромобиль, а покупать ли новую машину вообще.
Точно нельзя ожидать, что в ближайшее время новые или подержанные автомобили станут доступнее. Например, Геральд Гольцман, глава BMW Financial Services, в интервью "Аутомобильвохе" сказал: "Я не думаю, что в ближайшее время цены снизятся. Удорожание полезных ископаемых, которое мы видим, скорее всего, продолжится. Добавьте к этому высокую инфляцию. Что касается рынка подержанных автомобилей, то, как я предполагаю, цены на нем продолжат расти. Думаю, ожидать в ближайшее время спада нам не стоит".