Компания Uber обхаживала богатых и влиятельных россиян, но все равно потерпела неудачу

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Отличительная черта компании Uber – экспансия любой ценой, пишет WP. Но только не в России. Руководство Uber пыталось заручиться поддержкой влиятельных россиян, однако это не увенчалось успехом. Вдобавок непреодолимым препятствием оказалась конкуренция с местной компанией.
Попытки лоббирования в российском парламенте не увенчались успехом, а конкуренция со стороны местной компании оказалась непреодолимым препятствием.
Когда руководитель Uber Трэвис Каланик (Travis Kalanick) в июне 2016 года прилетел в Москву, его компания совершала в России победоносный марш.
Она упорно пыталась наладить связи в этой стране, где западному бизнесу работать очень непросто, и применяла весьма сомнительную тактику экспансии любой ценой, которая стала ее отличительной чертой во всем мире.
Uber обхаживал олигархов и правительственных чиновников, делая это в период, когда Россия подвергалась все более резкому международному осуждению за "захват" Крыма у Украины и за разжигание конфликта на востоке этой страны. Компания продала пакет акций на 200 миллионов долларов паре олигархов в попытке подобраться поближе к российскому президенту Владимиру Путину, хотя его правительство легло в авторитарный дрейф. Затем, как свидетельствует ранее не публиковавшаяся электронная переписка между руководителями компании, Uber предложил в качестве взятки сделку на 50 миллионов долларов, постаравшись скрыть ее от посторонних глаз. Как показывает эта переписка, компания решила нанять лоббиста аж за 650 000 долларов. Эта схема настолько обеспокоила юристов Uber, что они потребовали от лоббиста изучить американский закон против взяточничества.
Подход Uber как будто сработал, и на второй день визита Каланика предприниматели и правительственные чиновники уселись за большой стол в Московском городском гольф-клубе, чтобы отобедать вместе с главой этой компании.
Расположенный в шести километрах от Кремля на месте бывшей городской свалки клуб на девять лунок был не таким шикарным, как другие заведения, размещающиеся на окраинах, но там присутствовала некая чванливая роскошь. Согласно схеме рассадки за столом, которую удалось получить The Washington Post, Каланик должен был сидеть напротив одного из путинских министров и главы крупнейшего в России Сбербанка.
На следующее утро он покинул Россию, по всей видимости довольный проведенным в Москве временем. Его команда тоже была довольна.
Поисковая система Яндекс: эти русские сдерживают Google и UberС тех пор как Аркадий Волож и Илья Сегалович представили yandex.ru, прошло 20 лет. Этот срок очень важен для команды Яндекса — особенно из-за Google. Россиян раздражает то, что журналисты регулярно упрекают Яндекс в подражании американцам. На самом деле Яндекс был создан за год до американского поисковика, и он не является копией Google, подчеркивают в компании.
"Кажется, поездка в Россию стала успешной", — написала тогдашний директор Uber по коммуникациям Рэчел Ветстоун (Rachel Whetstone) бывшему руководителю по связям с общественностью Марку Макганну (Mark MacGann), который к тому времени стал советником в правлении и тоже побывал в Москве, сопровождая Каланика.
"Это было великолепное 36-часовое погружение, — ответил Макганн. — СМИ многое освещали".
Компания Uber рассматривала Россию как один из самых важных зарубежных рынков, о чем говорится в служебной записке, вошедшей в "файлы Uber", как называют пакет из 124 000 документов, который Макганн предоставил в распоряжение издания The Guardian. Газета поделилась этими материалами с некоммерческим Международным консорциумом журналистских расследований из Вашингтона, который помог осуществить этот проект, и с десятками других новостных организаций, в том числе с The Washington Post. Документы дают возможность подробно ознакомиться с агрессивной стратегией Uber, которую компания применяла в целях своей экспансии в Европе и на других рынках. Макганн руководил связями с общественностью с 2014 по 2016 годы.
Как свидетельствует вышеупомянутая служебная записка, компания Uber полагала, что десяток российских городов-миллионников дает ей великолепную возможность. Но как и у московского гольф-клуба, у Uber оказалась весьма сомнительная история работы в России. Спустя год с небольшим компания, по сути дела, ушла из страны.
Это отступление свидетельствует о том, что даже располагая кучей денег инвесторов и демонстрируя готовность к сближению с российской элитой в период усиления авторитаризма, Uber не смог осуществить экспансию в России. В таких странах, как Россия и Китай (откуда Uber тоже ушел), путь к власти и влиянию непонятен для чужаков, а доморощенные конкуренты вполне могут занять господствующие позиции.
В документах нет указаний на то, что компания нарушала санкции или закон, пытаясь развиваться в России. Но сегодня, после начала российской военной операции на Украине, почти все российские союзники Uber ходят под санкциями американских и европейских властей за свои предполагаемые связи с Путиным.
Пресс-секретарь Каланика Девон Сперджен (Devon Spurgeon) сказала, что он только отчасти причастен к экспансии компании в России, и что ей неизвестен ни один человек, действовавший там от имени Uber с нарушением американских и российских законов.
"Роль Каланика была ограниченной. Он совершил поездку в Москву и провел несколько встреч, организованных командами Uber по политике и развитию бизнеса", — сказала Сперджен. Она добавила, что Каланика "попросили принять участие" после того, как команды юристов, разработчиков политики и развития бизнеса "тщательно проверили и одобрили стратегию и оперативные планы".
"Господин Каланик неизменно действовал в рамках закона, с одобрения и с санкции юридической команды Uber, — сказала Сперджен. — Господину Каланику неизвестен ни один человек, который, действуя от имени Uber в России, нарушал российское и американское законодательство".
Uber и Amazon родом из XII векаЛюбящие венчурные капиталы инвесторы теперь души не чают в рынке платформ, которые не напрямую предоставляют товары и услуги, и лишь выстраивают связи между покупателями и продавцами. Это наводит на мысль, что платформы являются технологической инновацией XXI века. А вот и нет. Платформы для связи продавцов и покупателей существуют веками, и чтобы понять их основы, следует обратиться к истории.
Пресс-секретарь Uber Джилл Хейзелбейкер (Jill Hazelbaker) сказала, что никто из ныне работающих в компании людей не занимался разработкой стратегии в России, и что сегодня она опубликует свою антикоррупционную политику.
<…>
Но в 2016 году будущее России было неясным, и руководство компании имело основания полагать, что его вложения окупятся.
Документы показывают, что руководитель Сбербанка Герман Греф познакомил руководство Uber с мэром Москвы. Компания ставит в заслугу этому банку то, что он помог ей заключить с городскими властями сделку, в которой отсутствовало требование, что все машины Uber должны быть желтого цвета. Документы также показывают, что в феврале 2016 года Uber получила 200 миллионов долларов от инвестиционной фирмы олигархов Михаила Фридмана и Петра Авена LetterOne. Эти люди сколотили свои состояния после распада Советского Союза. Они дополнительно заключили секретное соглашение на 50 миллионов долларов, которое стало стимулом для оказания помощи Uber в достижении успеха на российском рынке.
Как показывает переписка и служебная записка, фирма Фридмана и Авена порекомендовала компании лоббиста, который в ее интересах начал работать над продвижением федерального закона о такси, написанного с той целью, чтобы не дать региональным властям препятствовать росту Uber.
Заместитель декана юридической школы Университета Джорджа Вашингтона Джессика Тиллипман (Jessica Tillipman) рассказала, что такая стратегия лоббирования в России, где высок риск коррупции, весьма опасна, ибо может вступить в противоречие с американским законом против взяточничества.
"Это своего рода ярко-красный флаг, — сказала она. — Многие компании просто отказались бы от таких действий".
Корпоративная служебная записка свидетельствует, что к концу года Uber намеревался начать работу в 18 российских городах.
Но появились первые признаки, что не все так хорошо. Будучи американской компанией с глобальными амбициями, Uber все чаще шел не в ногу с российскими тенденциями 2010-х годов.
Основными клиентами компании стали смотрящие на Запад представители среднего класса. Uber старалась показать, что эти люди хотят использовать то же самое приложение, которым пользовались парижане, хотя они уже не могли ездить во Францию по финансовым причинам. Кроме того, политическими союзниками компании стали экономисты-реформаторы со связями в США и Европе. Но в России все более могущественной силой становился Путин, который укрепил власть в стране и ограничил независимость компаний информационных технологий.
У Uber были и другие недостатки. Нанятые компанией консультанты пришли к заключению, что Фридман и Авен не обладают большим политическим влиянием, как казалось руководству Uber, о чем они сообщили в своем докладе. А вскоре руководство компании сделало вывод, что нанятый им лоббист не оправдывает выплачиваемые ему ежемесячно десятки тысяч долларов. Uber не сталкивался с мощным противодействием со стороны отрасли пассажирских перевозок, как это было в Европе, но ей пришлось считаться с крупным местным конкурентом, каким стал российский ответ Google компания Яндекс.
Хотя Макганн весьма оптимистично описал Ветстоун поездку в Москву, у него было совсем другое мнение о деятельности бывшего советника президента Барака Обамы Дэвида Плуффа (David Plouffe), который в качестве одного из высокопоставленных руководителей Uber помогал компании закрепиться в России. "У него не лежит к этому ни сердце, ни душа. Он измотан", — написал Макганн.
The Times (Великобритания): во время советского кризиса Владимир Путин водил такси, чтобы свести концы с концамиОказывается, Путину в 90-е годы приходилось зарабатывать деньги извозом, чтобы сводить концы с концами, сообщает The Times. Автор статьи не разобралась, то ли президент «работал в такси», то ли был «частником». В итоге журналистка внесла сумятицу в головы читателей.

Поиски союзников

Компания Uber пришла в Россию в 2013 году и поначалу не сталкивалась с противодействием. Но когда она запустила недорогой тариф UberX, власти стали обращать на нее внимание. Один из рядовых депутатов Думы (нижняя палата российского парламента) в сентябре 2014 года написал письмо президенту Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву с призывом запретить деятельность компании. Тогда руководство Uber посчитало, что угроза незначительна, однако приступило к поискам олигархов и прочих влиятельных фигур, которые могли бы стать его союзниками.
Эмиль Майкл (Emil Michael), занимавший в то время должность директора Uber по бизнесу, написал Макганну о том, что хорошим вариантом может стать Роман Абрамович, владевший в то время английским футбольным клубом "Челси". Он заявил: "Думаю, нам нужен кто-то близкий к Путину, и кроме того, я не очень хорошо знаком с российской политикой".
В начале 2015 года руководство Uber в России и Европе начало составлять краткий список самых богатых россиян, о чем свидетельствует электронная переписка. Эксперты по российской политике говорят, что сейчас, когда Путин ужесточил режим своей власти, совершенно непонятно, какова степень влияния миллиардеров-олигархов, которые во многих случаях сколотили состояния, расхватав оставшуюся после распада Советского Союза государственную собственность.
Но руководство Uber и советники считали этих людей ключевыми фигурами для достижения успеха, используя тот же самый подход, который компания применяла в других странах, заводя дружбу со стратегическими партнерами, дававшими ей и деньги, и политическое влияние.
Когда Uber на всех парах ворвалась во Францию, таким "истинным союзником" для нее стал Эммануэль Макрон.
Но в России такой путь мог оказаться весьма рискованным.
Макганн разослал список с пятью фамилиями возможных кандидатов, а руководитель Uber в России Дмитрий Измайлов в январе составил краткую докладную записку, в которой описал их состояние, деловые интересы, политические связи, а также обвинения в их адрес в совершении правонарушений. "Это весьма колоритная группа людей", — подвел он свой итог.
Дать комментарии Измайлов отказался.
В числе кандидатов был магнат из металлургической отрасли Алишер Усманов, который в 1980-х годах был осужден в СССР за экономические преступления. Его пресс-секретарь сказал, что обвинения имели под собой политическую подоплеку и позже были сняты, а Усманов оправдан. По словам Хейзелбейкер, на тот момент, когда рассматривалась кандидатура Усманова, руководство Uber знало, что олигарха обвиняли в коррупции.
Спустя три дня Макганн написал Майклу, что поговорил с работающим на Усманова инвестором. Майкл предупредил, что нужно действовать осторожно: "Мы должны быть чисты со своими российскими инвесторами, но в то же время нам не следует их оскорблять. Так что давайте внимательно следить за тем, что мы говорим своим российским инвесторам".
Financial Times: Сбербанк намерен стать российским AmazonСегодня доля Сбербанка на российском рынке интернет-торговли составляет менее процента, но у компании есть широкое пространство для маневра и роста. Сможет ли российский финансовый гигант добиться, чтобы прибыль его «экосистемы» достигла 30 процентов и стать российским аналогом Amazon, разбирается автор статьи.
Отвечая недавно на вопрос об этой переписке, пресс-секретарь Майкла заявил, что кандидатуры зарубежных инвесторов рассматривает и утверждает команда по разработке политики и связям с общественностью, а также юристы и специалисты по проверке соответствия закону.
"Uber работал в России вместе с другими крупными международными компаниями из США, — сказал пресс-секретарь. — Uber никогда и никоим образом не искал расположения людей, в отношении которых введены американские санкции. Он придерживался лучшей практики и стандартов действовавших в стране американских компаний". Согласно документам Uber, Усманов должен был до конца 2015 года инвестировать в эту компанию 20 миллионов долларов. Российская команда Uber намеревалась воспользоваться его влиянием, о чем свидетельствуют подготовленные той осенью документы по корпоративной стратегии. Но в файлах нет свидетельств того, что Усманов как-то помогал Uber. Когда редакция Fortune в начале 2016 года задала вопрос об инвестициях олигарха, Майкл написал Макганну и еще одному руководителю компании: "Мы НЕ ДОЛЖНЫ никак это подтверждать".
Представитель холдинга Усманова USM Григорий Левченко сказал, что тот никогда не занимался политикой. "USM и Uber вели переговоры о чисто финансовых инвестициях, и этим участие USM ограничивалось", — заявил он, добавив, что холдинг получил прибыль от своих вложений капитала в Uber.
К марту 2015 года Абрамович решил не вкладывать свои инвестиции, но продолжал давать рекомендации компании, искавшей в России других партнеров. Руководство Uber включило в свой список целей Сбербанк. Он ведет свою историю еще с царских времен, а под руководством Грефа банк пережил капитальную перестройку и модернизацию.
По словам Макганна, он сумел добиться представления Грефу. В июле 2015 года он и Плуфф отправились в Москву, чтобы начать долгую процедуру ухаживания, кульминацией которой стал обед в гольф-клубе.
Плуфф не ответил на вопросы о своей деятельности в компании Uber на российском направлении. Греф и Сбербанк тоже не ответили на вопросы о своих взаимоотношениях с Uber.

Отношения с российскими властями

Когда команда Uber начала налаживать связи в России, стало ясно, какие препятствия московские власти могут создать для развития компании.
Один высокопоставленный чиновник из московского правительства призвал ввести общенациональные нормы и правила для компаний такси с заказом через телефонные приложения и потребовал провести расследование в отношении Uber. 24 августа 2015 года местный прокурор нанес визит в компанию и попросил провести в двухдневный срок встречу, чтобы разобраться с многочисленными жалобами на Uber. Местные власти хотели, чтобы компания использовала только водителей с лицензиями и машины желтого цвета, однако Uber увидела в этом серьезное препятствие для привлечения кадров.
"Похоже, нам надо укреплять свои альянсы на местах и делать это по-настоящему быстро", — написал Макганн, узнав о расследовании.
Надвигались и другие угрозы. В октябре 2015 года вышел документ под заголовком "Усиливающееся давление". В нем кратко описывалось положение Uber в России и перечислялись расследования федерального антимонопольного ведомства, налоговых органов и прокуратуры Санкт-Петербурга.
«Яндекс» пытается привлечь шведские предприятия в Россию: «Многие боятся, что это будет трудно» (Breakit, Швеция)Россия — важный рынок в сфере интернет-услуг, ведь там огромное количество пользователей, растет разнообразие способов оплаты, стремительно улучшаются логистика и дистрибуция, говорят эксперты. Вот почему «Яндекс» активно занялся поиском партнеров в других странах. Но европейским компаниям, которые начинают работать в России, надо кое о чем помнить, пишет «Брейкит».

Прорыв

Но Uber уже начала добиваться успехов и заручаться поддержкой союзников. Свои деньги в компанию вложил Усманов, шли переговоры с LetterOne. Uber и Сбербанк подписали официальное соглашение о совместной работе по мобильным платежам и по финансированию автопарка. Один банковский руководитель пообещал поговорить с московским чиновником, требовавшим провести расследование, и попробовать организовать встречу между руководством компании и столичным мэром. Об этом один из руководителей Uber написал после подписания соглашения. Американские власти ввели против Сбербанка ограниченные санкции, но юристы компании в декабре 2015 года заявили, что они не против заключения соглашения.
Затем в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе Каланик лично помог LetterOne вложить свои инвестиции. Он встретился в пятизвездочном отеле "Бельведер" с управляющим партнером фирмы LetterOne Technology Алексеем Резниковичем.
"ТК провел великолепную работу, чтобы Алексей почувствовал себя комфортно. Он наладил прочные контакты", — написал Макганн.
Резникович на просьбу дать комментарии не откликнулся.
В феврале соглашение было подписано. Uber дал согласие на публикацию компанией LetterOne сообщения об инвестициях, отказавшись от своей обычной практики. Но в сообщении для СМИ Каланик только намекнул на важную ценность нового партнерства, заявив: "Знание компанией LetterOne формирующихся рынков будет иметь решающее значение".
Не упомянутой осталась побочная сделка с LetterOne на 50 миллионов долларов в форме купонов. Эти финансовые инструменты обычно дают возможность их владельцу купить дополнительные акции по выгодным ценам. Цель заключалась в том, чтобы создать для LetterOne стимул помогать развитию Uber в России, о чем говорится в корпоративной переписке на тему заключенной сделки.
По словам Хейзелбейкер, даже если бы LetterOne ничего не делала, она все равно смогла бы воспользоваться купонами. Кроме того, "купоны были привязаны к развитию Uber в России, которое измерялось количеством поездок в стране".
Давая недавно интервью, покинувший в этом году пост директора LetterOne Авен вспомнил про одну встречу с сотрудником Uber, однако сказал, что не вкладывал инвестиции в компанию. Авен заявил, что не занимался лоббистской деятельностью в интересах Uber. "Я могу дать вам комментарий, потому что это просто, — сказал он. — Я не имел никакого отношения к Uber".
Фридман, также ушедший с поста директора LetterOne в этом году, сказал, что его связи с Uber были минимальными. "Если не считать очень непродолжительную встречу с Калаником, я не имел и не имею никакого отношения к инвестициям в Uber и к лоббированию", — сказал недавно Фридман, давая интервью.
Представитель LetterOne также отметил, что компания не занималась никакой лоббистской деятельностью, а решение нанять лоббиста приняла Uber. "LetterOne стала скромным стратегическим инвестором, вложив средства в многомиллиардное финансирование и исходя при этом из того, что у компании Uber большой потенциал в Азии и в России", — сказал этот представитель.
Но руководство Uber быстро осознало ценность этого партнерства. Уже через несколько недель оно ставило в заслугу LetterOne и Сбербанку то, что они помогли компании и московским властям прийти к рабочему соглашению, на что указывают материалы переписки. Тем самым был ликвидирован один мощный источник давления на компанию. Uber согласился использовать машины с лицензиями и делиться с местными властями некоторыми данными. Но ей удалось обойти требование об использовании желтых машин.
Может ли Uber спастись от себя самого?На протяжении прошлого месяца сервис без остановки оказывался втянутым во все новые и новые скандалы почти каждую неделю и продолжает погрязать в них каждый день в течение последних двух недель. Компанию обвиняют во многом: начиная с острого женоненавистничества и заканчивая разоблачением их неисправных беспилотных автомобилей, технология управления которыми, к тому же, могла быть украдена.

В наступление

Теперь, когда имелись союзники, а московские власти держались на почтительном расстоянии, Макганн вместе с одним из внештатных советников Uber приступил к разработке стратегии, которая была изложена в документе под названием "Укрощение медведя". Основное внимание было уделено прохождению через Думу благоприятного для компании федерального закона, позволявшего Uber беспрепятственно развиваться, так как он ограничивал полномочия региональных властей по установлению цвета такси и количества лицензий.
"Команда считает, что мы должны быстро самоорганизоваться для проведения эффективной и всесторонней лоббистской кампании", — написал Макганн с советником в проекте меморандума, где был изложен их план.
Специалисты по российской политике заявили, что к 2016 году влияние Авена и Фридмана вряд ли уже было существенным. Но руководство Uber все равно излучало оптимизм. В одном своем сообщении Макганн включил их в группу из 20 человек, которые наиболее важны в России.
"Иметь таких союзников как Авен, Греф и Фридман, — это беспрецедентный случай для зарубежной компании (к тому же американской), которая стремится нарушить существующее в России статус-кво и получить существенную прибыль", — написал Макганн.
Новые инвесторы из LetterOne были готовы помогать — с одним добавлением.
Они предложили нанять в качестве лоббиста руководителя принадлежавшего им банка Владимира Сенина, назначив ему гонорар в размере 50 000 долларов в месяц. Об этом свидетельствуют материалы переписки между руководством Uber на данную тему. Прозвучавшее предложение вызвало обеспокоенность у руководителей компании, в том числе у Ветстоун, которая в своих письмах призывала коллег учесть мнение других консультантов.
"Я не хочу, чтобы наши дела решали люди со стороны, чтобы назначались люди без конкурса с участием трех-четырех фирм, который стал бы гарантией, что мы выбрали лучших при оптимальной оплате", — писала она.
Проблемы вызвала и возможная сумма оплаты за услуги Сенина, которая в какой-то момент взлетела до 800 000 долларов за семь месяцев работы. "Это такие большие деньги, — написала Ветстоун. — Мы можем поторговаться. Обычно я никогда не плачу больше 100 тысяч в месяц".
Она отказалась дать комментарии о деталях своей работы на Uber в России. Ветстоун ограничилась общим заявлением о том, что она "последовательно выступала против самой агрессивной деловой практики компании".
Сенин на просьбу дать комментарий не откликнулся.
Юристы Uber тоже выражали озабоченность данной договоренностью, о чем свидетельствуют их инструкции, написанные Фрейзером Робинсоном (Fraser Robinson) из совета директоров. Их тревожило то, что Сенин может предпринять действия, за которые компании придется отвечать по закону.
"В конечном счете, стопроцентного способа предотвратить это не существует, но лучшее, что мы можем сделать — это поговорить с LetterOne и сказать им, что они должны четко и недвусмысленно заявить Сенину о недопустимости взяток, и что мы можем использовать в качестве обеспечения предполагающие свободу действий купоны", — написал Робинсон Макганну.
Suomen Kuvalehti (Финляндия): российский рынок такси набирает обороты, за рулем сидят сонные водителиКорреспондент финского издания подробно описывает проблемы на рынке такси в России и, в частности, в Москве, и положение на этом рынке службы «Яндекс.Такси». Выбор темы для статьи трудно назвать случайным, поскольку в Хельсинки работает служба такси «Янго», созданная все тем же «Яндексом».
Сам Робинсон от комментариев отказался.
Один юрист Uber в апреле 2016 года написал письмо, в котором сообщил, что LetterOne лучше самой заняться лоббированием и нести за это ответственность. В противном случае Сенину и его команде придется пройти обучение по вопросам соблюдения законов и предоставлять документацию о своей деятельности.
Макганн назвал часть таких юридических рекомендаций слишком консервативными, а привлеченный советник Uber Бенджамин Уэгг-Проссер (Benjamin Wegg-Prosser) охарактеризовал эту идею как "совершенно нелепую". "Я все время вижу, как эти идиоты-юристы в США думают, будто весь мир должен работать точно так же, как пригород Сиэтла", — написал он Макганну.
Фирма Уэгга-Проссера Global Counsel сделала заявление, отметив, что, работая на европейское отделение Uber, она "в полной мере исполняет все соответствующие руководящие указания ЕС и Британии".
В конечном итоге Uber согласился нанять Сенина, подписав сделку на 650 000 долларов. В проект контракта включили требование об обучении и обязательство о том, что он не будет нарушать антикоррупционные законы. По словам Хейзелбейкер, найденный Uber в архивах контракт "содержит серьезные антикоррупционные положения".
Отвечая на вопросы, Макганн заявил, что у него в то время возникла обеспокоенность по поводу суммы, которая была запрошена для выплаты Сенину. "Это было явное отклонение от нормы, — сказал он. — Я четко изложил свои опасения руководству в Сан-Франциско, в том числе своему непосредственному начальнику".
Но компания была против конкретных сроков, опасаясь, что во время осенних думских выборов симпатизировавший ей ключевой депутат может лишиться своего мандата.

Каланик едет в Москву

Весной 2016 года европейская команда Uber начала готовить визит Каланика в Москву. Он уже встречался с некоторыми ключевыми партнерами компании в Давосе и принимал Грефа в штаб-квартире Uber в Сан-Франциско, но теперь пришло время встретиться с ними на их территории.
Эта поездка показала, насколько тесно в России связаны политика и бизнес. Каланик зачастую сидел за одним столом с руководителями корпораций и крупными государственными чиновниками.
"Бог любит русских, у них бизнес и политика такие ... потворствующие", — написал Макганн.
Хотя поездка Каланика в Москву состоялась в июне, его первый вечер в Москве был таким же холодным, как самый холодный день в Калифорнии. Укрывшись красными пледами или надев пальто, примерно 1 700 человек слушали Каланика, объяснявшего, как Uber поможет пробить знаменитые московские "пробки". Это слово он выучил, узнав его у русских. Надев взятую у кого-то на время куртку, Каланик неловко выступил с презентацией, а потом начал отвечать на вопросы.
Журналистка из одного российского издания попала в десятку, задав вопрос об одной из самых сложных проблем Uber в России: жесткой конкуренции других операторов. "У вас амбициозный план по изменению ситуации с дорожным движением в России, но реалистичен ли он? — спросила она. — Если честно, Uber сегодня — это одно из самых маленьких приложений такси. Я прошу прощения за это, но у нас есть Яндекс. Такси".
"Фу! — воскликнул Каланик, перебивая репортера. — Ладно, все нормально".
Bloomberg (США): обостряется борьба за то, чтобы стать аналогом компании Amazon в РоссииДо пандемии многие россияне предпочитали приобретать товары в обычных магазинах, но теперь все чаще совершают покупки онлайн. При этом, отмечает Bloomberg, популярного Amazon в России нет. Это означает, что идет борьба за доминирующее положение между местными игроками. Пока что шанс на победу есть у каждого.
Компания Яндекс. Такси является подразделением российской IT-компании, у которой также имеется поисковик и сервис карт. Uber провел внутренний анализ и сделала вывод, что в марте 2016 года она осуществляла 420 000 поездок в неделю, а Яндекс — 750 000. Руководство Uber считало, что есть возможность для сотрудничества с Яндекс, но оно обнаружило, что российская фирма не желает присоединяться к его лоббистской кампании.
В понедельник утром Каланик встретился с одним из заместителей российского премьер-министра в пиццерии, а затем направился через весь город к Фридману. Каланик мог сколько угодно хвастаться, что уменьшит трафик, но, чтобы не опоздать на обед с Грефом, его команда решила поехать на метро.
"Хорошая новость: мы поехали на метро и не опоздали на обед с Грефом. Иначе мы приехали бы с 45-минутным опозданием", — написал Макганн Ветстоун. Но была и плохая новость, которую он не преминул сообщить коллеге. Те станции, которые они проезжали, больше напоминали мрачные районы Лондона, а не дворцовые подземные сооружения, которыми знаменита Москва.
Визит завершился на следующее утро на не предвещающей ничего хорошего ноте. Каланик проспал и забыл в гостинице свой телефон.

"Ужасное расточительство"

За неделю до визита Каланика компания Uber наняла в России местного специалиста по связям с органами власти. Ранее Марат Муртазин занимался аналогичной работой в нефтяной компании ВР. Таким образом, у него были непростые отношения с Фридманом и Авеном, которые на деньги от рухнувшего совместного предприятия с ВР создали свою собственную инвестиционную фирму.
Осваиваясь на новой должности в Uber, Муртазин вскоре засомневался, что Сенин проводит ту лоббистскую деятельность, о которой рассказывает. Другие представители руководства компании, включая Ветстоун, также были обеспокоены работой Сенина.
"Я думаю, что мы позволили Сенину играть в беспроигрышную лотерею, даже не взяв с него деньги за лотерейный билет", — написал Муртазин Робинсону на весьма своеобразном английском.
Муртазин на просьбу дать комментарий не откликнулся.
В июле 2016 года Uber решила разорвать контракт с Сениным. Но это была весьма деликатная тема, так как некоторые руководители компании опасались настроить против себя его покровителя Авена. В конечном итоге они заплатили Сенину 300 000 долларов, чему тот был "очень рад", сказал Муртазин.
"Какое ужасное расточительство", — написал Макганн Муртазину.
Хейзелбейкер подтвердила, что Сенину заплатили. "Сегодня мы бы ни в коем случае не стали связываться с Сениным", — сказала она.
Шансов на принятие закона о такси до выборов тоже становилось все меньше, поскольку в борьбу за его содержание вступили другие фракции. Команда Uber решила провести перегруппировку и разработать план на новую сессию Думы. Закон о такси так и не приняли, о чем свидетельствуют думские документы.
В июне 2017 года Каланик покинул пост генерального директора из-за волны обвинений в сексуальных домогательствах. Уже через несколько недель Uber подписала соглашение о создании совместного предприятия под контролем Яндекс, положив конец своим попыткам экспансии в России. В 2021 году компания начала сворачивать свое участие в этом предприятии. Эту работу ускорила российская операция на Украине, начатая в феврале. Позже фирма Фридмана и Авена LetterOne продала свою долю в Uber с убытком для себя, о чем сообщали российские СМИ.
Авантюризм компании в итоге доставил неприятности и самому Каланику. А Россия показала, что в мире есть еще страны, которые Uber просто не в силах покорить.
Свой материал для статьи предоставили Гарри Дэвис (Harry Davies) и Николь Садек (Nicole Sadek).
Автор статьи: Иэн Данкан (Ian Duncan)
Обсудить
Рекомендуем