Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Suomen Kuvalehti (Финляндия): российский рынок такси набирает обороты, за рулем сидят сонные водители

Решение проблемы ищут в новых технологиях

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Корреспондент финского издания подробно описывает проблемы на рынке такси в России и, в частности, в Москве, и положение на этом рынке службы «Яндекс.Такси». Выбор темы для статьи трудно назвать случайным, поскольку в Хельсинки работает служба такси «Янго», созданная все тем же «Яндексом».

Последние планы сделок гиганта «Яндекс» вызывают большое раздражение в других интернет-компаниях и службах по заказу такси.

В 2018 году количество ДТП с участием такси в Москве возросло практически на четверть. Эта тенденция отслеживается и в других регионах России. Проблема затрагивает в первую очередь приложение «Яндекс.Такси», которое отвечает более чем за половину московского рынка такси.

«Яндекс», который изначально был одной из крупнейших интернет-фирм в России, сейчас пытается зарекомендовать себя как фирму безопасного такси. «Яндекс» добавил систему мониторинга усталости водителя. Эта технология работает в Санкт-Петербурге в тестовом режиме, начиная с конца июля. Как сообщает «Яндекс», эта система была установлена в тысячи автомобилей.

Цель нововведения — помешать водителям, выглядящим уставшими, брать новые заказы. Небольшое устройство, которое устанавливается на лобовое стекло, отслеживает движение глаз водителя, зевание и положение головы. Если изменений, свидетельствующих об усталости, в какой-то момент становится слишком много, устройство не позволяет водителю брать новые заказы через приложение.

Технология отслеживает состояние человека за рулем по 68 точкам на лице. Устройство было разработано российской компанией «ВижнЛабс» (VisionLabs) для международного рынка. Компания занимается разработкой технологии распознавания лиц в первую очередь для финансовой сферы и розничной торговли.

По мнению пользователей, приложения по заказу такси работают в России замечательно. Однако рост популярности приложений и снижение стоимости поездок на такси вынуждает водителей работать больше, иногда даже за счет безопасности движения.

Водители обычно берут заказы через несколько приложений. Многие водители не являются русскими. Например, водители, которые приехали в Россию на заработки из Центральной Азии, часто работают очень много, чтобы отправить деньги семье на родину.

Идея «Яндекс.Такси», основанная на системе распознавания лиц, возникла после появления законопроекта, принятого Госдумой. В дальнейшем Дума хочет повысить уровень безопасности на дорогах и регулировать работу водителей на законодательном уровне. О предстоящих изменениях в законодательстве информации пока нет.

Службы по заказу такси все больше переходят в подчинение «Яндексу». Недавно компания сообщила о покупке главной конкурирующей компании — службы «Везёт».

«Яндексу» тяжело наращивать свою долю рынка в тех регионах, где смартфоны распространены не так сильно, как в больших городах. Большая часть заказов в службе «Везёт» осуществляется по телефону.

При помощи покупки «Везёт» «Яндекс» надеется укрепить свое положение в провинциях России. «Везёт» работает в 123 городах.

В 2018 году в России через приложения на смартфоне было совершено меньше трети всех заказов такси. Ожидается, что в ближайшие годы число заказов такси через интернет стремительно возрастет. «Яндекс.Такси» и «Везёт» рассчитывают заключить договор до конца 2019 года.

Эта сделка вызвала раздражение в других российских интернет-компаниях и службах по заказу такси. «Гетт» (Gett), конкурент «Яндекс.Такси», уже выразил свое недовольство сделкой, которая значительно укрепит положение «Яндекс.Такси» на рынке.

По мнению «Гетт», лидерство «Яндекса» на рынке такси может негативно сказаться на условиях работы водителей — например, их рабочий день может заметно увеличиться.

По мнению «Гетт», «Яндекс» может повысить стоимость поездки, не поднимая при этом зарплату водителям. Представители «Гетт» считают, что новым компаниям будет еще тяжелее выходить на рынок, если «Яндекс» станет явным лидером рынка такси.

«Яндекс» много лет вел борьбу за уровень цен с американским «Убером» (Uber). «Яндекс» и «Убер» объединили свои силы несколько лет назад. «Яндекс» является главным акционером объединения. Его доля рынка сейчас включает и долю рынка «Убер». «Убер» существует как отдельное приложение, но «Яндекс.Такси» значительно сильнее.

Согласно Аналитическому центру при Правительстве Российской Федерации, после покупки «Везёт» «Яндекс» будет контролировать четверть рынка такси огромной страны. По другим оценкам, в процентном соотношении «Яндекс» получит гораздо бóльшую долю.

В «Яндекс.Такси» и «Везёт» числятся сотни тысяч водителей. Многие работают через «Яндекс» за рубежом. Служба работает не только в России, но и в Армении, Азербайджане, Белоруссии и Грузии. Служба по вызову такси «Янго» (Yango) работает и в Финляндии.

Сложный процесс объединения с «Убер» частично повлиял на то, что «Яндекс.Такси» впервые получил прибыль только осенью 2018 года.

Перспективы развития «Яндекса» все же являются хорошими, поскольку в России постоянно растет спрос на такси. Недавно «Яндекс» расширил спектр оказываемых услуг, организовав, в том числе, службу доставки еды.

«Яндекс» объявил, что думает выставить свои услуги по заказу такси на биржу. Уже сейчас такси составляет две трети всех услуг «Яндекса».