Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Хорватия присоединяется к Еврозоне. При этом она становится самой бедной страной в этом прежде престижном валютном клубе.
В разгар скачка инфляции намечается присоединение Хорватии — одной из беднейших стран ЕС — к валютному союзу. В то время как этот шаг в Брюсселе пропагандируется как проявление силы, немецкие экономисты настроены намного пессимистичнее.
Европейский валютный союз переживает нелегкие времена. Уровень инфляции высок как никогда, велика и государственная задолженность, курс евро находится на самой низкой отметке за последние двадцать лет. Дело осложняется тем, что экономика в результате агрессивных действий России, дефицита энергоносителей и продолжающихся проблем в цепочках поставок сильно затормозилась и опять находится в кризисном состоянии. Рост цен при слабеющей экономике — экономисты это называют стагфляцией: для валютного союза эта смесь — контекст хуже не придумаешь. Ширится страх перед новым кризисом евро.
И вот именно в этой непростой обстановке Еврокомиссия и Европейский Центральный банк (ЕЦБ) дали зеленый свет на расширение еврозоны. 1 января 2023 года Хорватия должна будет отказаться от своей национальной валюты под названием куна и ввести евро. Федеральное правительство Германии и бундестаг также благословили этот шаг. Во вторник свое окончательное согласие должны дать министры финансов Европейского союза.
Нас успокаивают. Не только Хорватия получит пользу от перехода на евро, подчеркнула президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйн. Мол, еще и евро укрепится в результате вступления этой балканской страны в валютный союз. Однако у экономистов в Германии точка зрения иная. Тем более, что после Хорватии и Болгария подала заявку на членство в валютном союзе: она хотела бы ввести евро в 2024 году, как это сделала уже 21 другая страна ЕС. Хорватия — третья по бедности страна ЕС, а Болгария с ВВП менее чем в 10 тысяч евро на душу населения занимает в ЕС последнее место по уровню развития экономики.
"То, что Хорватия с радостью вступает в валютный союз, понятно", — говорит вице-президент немецкого Института мировой экономики (ИМЭ) Штефан Коотс (Stefan Kooths). По его словам, страна не отказывается от стабильной валюты, а скорее надеется извлечь выгоду из более благоприятных условий предоставления кредитов в валютном союзе.
Ведь ЕЦБ уже заявил, что с помощью нового финансово-политического инструмента собирается позаботиться о том, чтобы разницы в процентах по кредитам внутри валютного союза и во время кризиса оставались невысокими. Страны с высокой государственной задолженностью, например Италия или Греция, не должны опасаться, что за новые кредиты им придется платить значительно более высокую процентную ставку, чем Германии.
Руководителя отдела конъюнктуры ИМЭ беспокоит то, что вследствие долгого неправильного развития еврозоны с её слишком свободной денежной политикой и либеральными кредитными правилами валютный союз притягивает не тех, кого нужно. Как он выразился, Брюссель готов хоть разориться, но непременно послать сигнал миру, что еврозона растет.
"Наводит на невеселые мысли тот факт, что такие сильные государства, как Швеция или Дания, не хотят вводить у себя евро, — говорит Коотс. — Боюсь, что в будущем в валютном союзе будет расти только лагерь слабаков". Если посмотреть на то, как проголосовали в ЕЦБ, то будет очевидно, что члены Совета исходили из финансовой ситуации в своих странах.
Однако экономист не видит во вступлении Хорватии в валютный союз какой-то опасности для еврозоны. Однако, по его мнению, этот шаг делается не вовремя. "Пока не решены большие проблемы валютного союза, не следует расширять его круг, — говорит ученый, — Если дом еще укреплен, не нужно делать пристроек".
Маттиас Куллас (Matthias Kullas) из Центра Европейской политики (ЦЕП) отмечает, что Хорватия с государственной задолженностью на уровне почти в 80% ВВП находится ниже среднего показателя по Европе, который во время кризиса с коронавирусом подскочил до 95% от ВВП. Между тем Пакт о стабильности устанавливает для стран Еврозоны высшую границу задолженности на уровне 60%.
Среди восьми стран-членов ЕС, которые пока еще не принадлежат к валютному союзу, у Хорватии самый большой госдолг. "Швеция с долгом всего лишь в 37% ВВП была бы желанным кандидатом, но она не испытывает интереса к евро", — говорит экономист. Эта скандинавская страна пока не предприняла всех правовых шагов, чтобы выполнить условия для вступления.
В отличие от нее Хорватия и Болгария соответственно в 2019 и 2018 году заявили о своем намерении ввести у себя евро, и обе страны с 2020 года участвуют в разработке обменного курса, то есть уже тесно связаны с Еврозоной. Эксперт ЦЕП выражает озабоченность тем, что Хорватия вместе с Болгарией, Румынией и Венгрией относится к странам ЕС, институты которых пока еще развиты слабо. По словам Кулласа, недостаточный уровень институтов представляет собой проблему для экономического и политического развития в кризисные времена.
Но, как и при более ранних расширениях валютного союза, не все ответственные лица разделяют эти опасения. То, что Хорватия спустя десять лет после вступление в ЕС введет у себя евро, считается делом решенным. Потому что, согласно отчетам об уровне конвергенции (совместимости с Евросоюзом), страна — несмотря на бедность и высокую государственную задолженность — выполняет все четыре необходимых для вступления условия. Они касаются стабильности цен, стабильности обменного курса, длительности конвергенции благодаря долговременным процентам, а также солидной финансовой политики государства.
Страны, желающие ввести евро, должны демонстрировать высокую степень длительной экономической конвергенции с Еврозоной, то есть уже в значительной степени приспособиться к условиям и правилам валютного союза. В отношении Хорватии отмечается, что хотя она во время пандемии и наделала долгов, затем страна как-то вновь снизила уровень задолженности. Но будет ли сохранен этот курс в условиях нынешнего общего кризиса Евросоюза, удастся оценить лишь после вступления Хорватии в Еврозону.
В отчетах по конвергенции этого года, помимо Хорватии, отмечаются также успехи Болгарии, Чехии, Венгрии, Польши, Румынии и Швеции. Все они приблизились к выполнению условий для вступления в зону евро. Эти семь стран — членов ЕС не относятся к валютному союзу, но, согласно правилам, обязаны ввести у себя евро. Отдельные страны могут свободно выбирать путь к введению евро, никаких обязательных временных рамок нет.
За исключением Румынии, единственного члена ЕС, против которого ведется разбирательство из-за устойчиво высокой новой задолженности, в странах-кандидатах отмечается солидная финансовая политика. Только Болгарию упрекают в том, что цены там недостаточно стабильны. Однако желание страны вступить в валютный союз в 2024 году кажется вполне реалистичным.
Солидна на вид, но все еще не проверена Дания. Эта соседка Германии в свое время стала единственным государством-членом ЕС, которое в порядке исключения было освобождено от обязанности вступить в валютный союз. Хотя страна в любой момент может передумать и все-таки присоединиться к еврозоне, но на это в Европе никто не рассчитывает.