Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Канада приняла решение передать компании Siemens отремонтированную турбину для газопровода "Северный поток – 1", пишет "Европейская правда". Автор статьи называет это решение самой большой уступкой России со стороны Запада в вопросе санкций.
Дмитрий Шеренговский
Канада, как и ранее Германия пошла на уступки РФ в крайне болезненной теме санкций в отношении российской нефтегазовой индустрии. Этот шаг теоретически позволит восстановить мощности "Газпрома" по транспортировке газа в Германию, сниженные из-за износа турбины. Напомним, что ранее Россия резко сократила поставки газа через "Северный поток – 1", сославшись на технические причины и необходимость провести ремонтные работы.
Это нарушило контрактные обязательства. Однако вместо компенсации поставок снабжения Кремль решил прибегнуть к старой проверенной тактике шантажа.
Вице-канцлер и министр экономики и климата Германии Роберт Габек выразил обеспокоенность, что Россия может не возобновить поставки, что будет угрожать Германии экономическим кризисом. Она использует более тридцати процентов газа для обеспечения промышленного производства и домохозяйств, около пятидесяти пяти процентов из которого импортируется из России.
Канцлер Олаф Шольц недавно был вынужден признать, что Россия использует поставки газа не только в экономических, но и в политических целях. Но признать в его случае не значило принять управленческие решения. Германия подыграла России и начала оказывать давление на Канаду с требованиями исключить из санкционного списка газовую турбину, которая находилась на ремонте в канадской дочерней компании концерна Siemens.
Несмотря на скепсис, что подсанкционные активы будут изыматься из списков, в то время как Россия продолжает спецоперацию на Украине, Канада все же пошла навстречу Берлину и передаст турбину Германии.
Почему Канада согласилась?
Канадский министр природных ресурсов Джонатан Уилкинсон дал пояснения, что на такой шаг правительство пошло вынужденно, чтобы поддержать способность Европы "получить надежный доступ к энергии, пока она продолжает отказываться от российской нефти и газа". Эта риторика фактически совпадает с аргументацией немецкой стороны.
В частности, вице-канцлер Габек в своем публичном обращении утверждал, что, несмотря на его личную поддержку более жестких санкций ЕС в отношении России, именно режим Путина, а не немецкая экономика, должны страдать больше всего, и намекнул, что другого выхода просто нет.
Подобную позицию высказывал и Олаф Шольц почти сразу после саммита G7, где, в частности, обсуждали вопросы глобальной и европейской энергетической безопасности.
Тогда канцлер Германии отметил, что даже если эта турбина не нужна уже сейчас, она нужна для перестраховки. Канадское медиа The Globe and Mail пишет, что по неофициальным данным уже на саммите Трюдо и Шольц провели частный разговор о возвращении турбины.
Дальнейшие анонсированные "Газпромом" ремонтные работы, очевидно, подтолкнули немцев к более активным действиям.
Именно министр Габек работал с правительством Канады над тем, чтобы вернуть турбину, подчеркивая, что Путин может использовать эту проблему и поставить под угрозу газоснабжение Германии в целом, хотя трубопровод может работать на меньших мощностях и без нее. По его мнению, канадское правительство должно принять решение о передаче еще до завершения периода ремонта, и таким образом выбить этот аргумент у россиян.
Интересно, что, несмотря на значительную огласку и критику не только с украинской стороны, но и со стороны украинской диаспоры этот вопрос не выносился на широкое обсуждение. Даже заявление со стороны Конгресса украинцев Канады оставили без рассмотрения. Канадское правительство не комментировало договоренности с Германией и лишь вышло с соответствующими разъяснениями, когда решение было принято.
Показательный момент: накануне вице-канцлер Габек уточнил, что немецкая сторона прекрасно понимает, каким сложным этот шаг может выглядеть для правительства Трюдо, а потому призвал Канаду сбалансировать это решение.
Вполне вероятно, что недавняя канадская инициатива о конфискации и возможной передаче российских активов Украине и введение следующей очереди санкций в отношении российских драгоценных металлов была обусловлена необходимостью балансировки.
Реакция Украины
Еще в конце июня министр энергетики Украины Герман Глущенко направил письмо вице-премьеру Канады Христе Фриланд с призывом не допустить разблокирование санкций на возвращение турбины. Кроме оговорки, что такие действия могут нарушить санкционную логику и убедить Кремль в способности давить на Запад и добиваться точечных успехов, министр привел еще один важный аргумент, который почему-то наши партнеры решили не принимать во внимание.
Поставки газа по "Северному потоку — 1" прекращены на десять дней из-за ремонта. США поддержали решение Канады вернуть газовую турбину "Газпрому"Европейцы впали в такую тревогу из-за планового техобслуживания "Северного потока — 1", что Германия договорилась с Канадой о возвращении в Россию турбины, "застрявшей" из-за санкций. Госдеп США поддержал это решение. Но читатели "Гуаньча" высмеяли и немцев, и канадцев и усомнились в их самостоятельности.
12.07.202200
Дело в том, что даже в случае технической невозможности использовать сеть "Северного потока – 1" на полную мощность существует еще одна сеть снабжения – и это украинская ГТС. Более того, транзит по территории Украины заранее оплачен российским "Газпромом", но он в полном объеме не используется исключительно по политическим мотивам, ведь риски влияния боевых действий могут быть легко урегулированы самой же Россией. Это именно тот случай, когда россиянам "просто нужно перестать стрелять".
Использование украинской сети может стать мощным инструментом сдерживания России, принуждением к снижению градуса боевых действий, а не уступкой по требованию. Еще в мае руководитель Оператора ГТС Украины Сергей Макогон утверждал, что Россия не использует уже оплаченные мощности на уровне около семидесяти семи миллионов кубометров газа в сутки, а только пятьдесят миллионов. Сегодня вообще поставляется около сорока миллионов, в то время как существует договоренность о ста девяти миллионах кубометров забронированных мощностей.
Украина имеет возможность компенсировать объемы станции "Сохрановка" через станцию "Суджа". А общая техническая мощность "Суджи" – двести сорок четыре миллиона кубометров газа. То есть, по словам Сергея Макогона, "через "Суджу" могут пройти не только объемы существующего транзита (109,6 миллиона кубометров газа), но и еще почти весь объем "Северного потока – 1" (155 миллионов в сутки)".
Итак, решение "немецкой проблемы" существует, но к нему, очевидно, решили не прибегать.
Десятого июля МИД и Минэнерго Украины опубликовали совместное заявление, в котором выразили возмущение и призыв к правительству Канады отменить свое решение. В частности, было отмечено, что украинская ГТС готова к транспортировке газа, а потому нет необходимости подстраивать санкции под капризы России.
Опасный прецедент
Конечно, для Германии потеря источника поставок газа может обернуться серьезным ударом для экономики. Еще в апреле Bloomberg цитировал данные Deutsche Bank, что резкий отказ от российского газа может стоить стране около двухсот двадцати миллиардов евро в перспективе двух лет. Однако некоторые экономисты заявляли, что эти цифры довольно завышены и, возможно, отражают российские нарративы о драматичности ситуации.
Например, нобелевский лауреат Пол Кругман приводит несколько аналитических отчетов, которые показывают: в случае наихудшего сценария Германию может ожидать падение реального ВВП до 2,1%. То есть "кризис немецкой экономики" – скорее вопрос нарративов и правительственного менеджмента.
И именно правительственные действия и стали основной причиной таких рисков. Сам вице-канцлер Габек признает, что Германия в предыдущие годы проводила политику энергетической безопасности, ограничивая диверсификацию энергоресурсов и сделав ставку на торговлю с Россией, потому что так было проще. И вот когда сегодня есть потребность наказать Россию, зависимость от газовой иглы дает о себе знать.
При нынешних условиях, когда для самой России поставки газа в ЕС являются едва ли не одной из основных статей доходов, вместо обрезания такой возможности, Германия идет ей на уступки. И это несмотря на провозглашенные планы диверсификации источников поставок и ряд теоретических возможностей не только транспортировки газа через Украину, но и его замены из других источников, например из стран Персидского залива, Азербайджана, сжиженного газа из США или самих стран ЕС – раскупорив мощности Норвегии и Нидерландов.
Это создает опасный и нежелательный для Украины прецедент. Логика введенных санкций довольно однозначна – пока Россия продолжает спецоперацию, санкции должны ограничивать ее возможности. Чем дольше и интенсивнее длится конфликт, тем меньше должно быть шансов вести торговлю, как обычно. Однако такие решения, как в случае с турбиной, создают исключение из правил, если это выгодно другим странам, например Германии.
Встает вопрос: если можно в одном случае, почему нельзя в другом? И сколько еще таких особых исключений может быть дальше? По предварительным данным, турбина из Канады будет отправлена шестнадцатого июля. Уже сейчас она транспортируется в порт Монреаля. Сомнительно, что канадцы будут менять свое обещание, только если не получат иного согласования со стороны Германии. Все предыдущие переговоры и просьбы Украины в адрес Канады так и не привели к успеху. А значит, ключ к поддержке объединенного санкционного режима в отношении России снова в руках Берлина.
В данной ситуации Украине стоит в очередной раз поставить вопрос ребром: учитывая то, что поставки российского газа через "Северный поток – 1" не являются такими уж безальтернативными, стоит ли нашим партнерам создавать опасный прецедент, который будет лишь убеждать Россию, что ее шантажи оправданы. А главное – новые действия РФ показывают, что уступка никоим образом не означает ее успокоения.
Уже одиннадцатого июля с целью проведения ежегодных ремонтных работ "Газпром" на десять дней полностью остановил поставки газа по трубопроводу "Северный поток – 1". Интересно, что планируемые даты их окончания покрывают период, когда решение о возвращении турбины должно быть реализовано, таким образом усиливая давление на правительства стран Запада.
Поэтому уступки со стороны Германии и Канады могут лишь мотивировать РФ к усилению газового шантажа.