Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Для Киева отставка Марио Драги станет плохой новостью, пишет "Европейська правда". Итальянский премьер был главным адвокатом Украины и сыграл ключевую роль в предоставлении "незалежной" оружия и статуса кандидата в ЕС.
Ярина Груша-Поссамай
Италию лихорадит. За последние несколько суток оттуда несколько раз поступали сообщения о возможности отставки действующего премьера Марио Драги: ему хотели объявить вотум недоверия, но не объявили. Он сам подал в отставку, но ее отклонили. И сейчас даже не понятно, продолжит ли "Супер Марио" (как его порой называют в Италии) работу на посту главы правительства. Эта статья поясняет, что происходит и сможет ли друг Украины удержать власть в этом государстве, которое является третьей экономикой Евросоюза.
Не обязательная отставка
Вечером четырнадцатого июля премьер-министр Италии Марио Драги подал в отставку. Драги не является типичным итальянским политиком. Он не возглавляет ни одной партии, не выигрывал выборы – и именно этим является ценным на посту премьера. Марио Драги в прошлом – глава Банка Италии; затем, в 2011 – 2 019 годах, председатель Европейского центробанка. Он не является членом политических партий, по крайней мере, публично.
Но в январе 2021 года его пригласили стать премьер-министром. Тогда в Италии разгорелся очередной политический и управленческий кризис; оказалось, что действующие политики не могут эффективно управлять итальянской экономикой, и возникла идея назначения технократического премьера, которым Драги и стал.
Так почему же сейчас он уходит? В своей речи перед правительством он заявил, что с первых дней своего управления был готов работать с тем правительством и той коалицией, которая поддерживала бы четкий план действий – но, к сожалению, таких в Италии больше не существует.
Виновник развала большинства известен и на этот счет в Италии дискуссий нет. Такое, после нескольких попыток, удалось сделать Джузеппе Конте – лидеру левых популистов из партии "Движение 5 звезд" и предшественнику Драги на посту премьера, постоянно критиковавшему действия правительства. Он срывал не только голосование по проектам, но и по всему остальному, при этом возглавляя коалиционную партию.
Парадокс: отставки Драги как таковой Конте не хотел. Его целью был подрыв правительственной политики, а не увольнение премьера-технократа. Несмотря на срыв голосования за правительственные программы, парламент Италии поддержал вотум доверия правительству, поэтому у Марио Драги имелись все полномочия продолжать работу. Но у взвешенного либерал-демократа Драги лопнуло терпение работать в таких условиях.
Почему воюют "Пять звезд"
Популистское "Движение 5 звезд" – главная партия парламента Италии. На парламентских выборах 2018 года эта партия комика Беппе Грилло получила поддержку тридцати двух процентов голосов избирателей. Однако, став первой партией в правительстве, "звезды" не смогли управлять им эффективно, из-за чего с 2018 года Италия пережила три правительственных кризиса.
Сначала на пост премьера был назначен уже упомянутый выше Джузеппе Конте, на тот момент беспартийный профессор, но лояльный к партии. Он позиционировался как технократ, но опыта управления он не имел. Фактически он оставался под управлением двух популистских партий, сформировавших остальной состав правительства – речь идет об уже упомянутом левом "Движении 5 звезд" и правой "Лиге" во главе с Маттео Сальвини.
В течение года коалиция развалилась, "Лигу" заменила Демократическая партия, а Конте снова стал премьером от "Движения 5 звезд". Во время пандемии его популярность даже возросла, но неэффективность идей по выходу из экономического кризиса создала условия к еще одной отставке Конте в феврале 2021 года что и привело в кресло премьера едва ли не самого лучшего и не самого компетентного из итальянских политиков последних времен – Марио Драги.
А Джузеппе Конте, потерявший пост премьера, "был избран" главой "Движения 5 звезд" – конечно, если "избранием" и серьезным избирательным инструментом можно считать голосование на популистском сайте. Но в действительности можно сказать, что на топ-позицию в этой нестандартной партии его назначил уже упомянутый ее основатель комик Беппе Грилло.
С тех пор Конте, осуществляя руководство партией, составляющей основу парламентского большинства, не упускал ни малейшего случая критиковать действия Драги.
С началом спецоперации России на Украине политика партии и правительственная политика разошлись еще больше. Конте обратил внимание на декрет о предоставлении оружия Украине – он не хотел, чтобы депутаты из "Движения 5 звезд" за него проголосовали. Хотя, в конце концов, все же дал на это согласие. Конфликты были не только в отношении Украины.
Так, он вцепился в мусорный завод, который не хотел строить в Риме, заботясь об экологии. Но мусор – это одна из самых больших проблем столицы. Сейчас экология больше страдает от накопления и не вывозки мусора, превратившего город в сплошную свалку, а не от еще не существующего мусоросжигательного завода, который должен был бы эту проблему решить.
Постоянные споры в рядах "Движение 5 звезд" и стремительное падение их рейтингов на этом фоне привели к тому, что другой неформальный лидер и министр иностранных дел в действующем правительстве Луиджи Ди Майо вышел из партии и увел с собой почти шестьдесят депутатов. Ди Майо остался в правительстве и в парламенте, но уже как представитель новой отдельной группы.
Такое решение в очередной раз обвалило рейтинг популистов, и поэтому Конте, постоянно критикуя Драги, планировал поднять его до следующих выборов, назначенных на осень 2023 года.
Освобождение по-итальянски
Новая такая возможность совпала с голосованием за пакет финансовой помощи рабочим, бизнесу и семьям, пострадавшим от последствий пандемии. Левые популисты выступили против и даже вынудили Драги преждевременно уехать с саммита НАТО в Мадриде...
В итоге от рутинного голосования за финансовый проект парламент перешел к голосованию за доверие или недоверие правительству Драги. Кризис достиг апогея четырнадцатого июля. "Движение 5 звезд" проголосовало за доверие правительству, но не проголосовало за финансовый пакет. Но голосов для последнего все равно хватило – их удалось собрать без верных Конте депутатов, однако премьера это возмутило. Драги заметил, что так коалиция работать не может, что коалиционная партия не должна срывать ключевой правительственный закон, если доверяет правительству. И на основании этого – объявил об отставке. Для Джузеппе Конте, который вовсе не стремился увольнять премьера, это стало неожиданностью.
Почему же, постоянно критикуя Драги, популисты все же хотели сохранить его на посту? Потому что развалить правительство именно сейчас и выйти на выборы с рейтингом в девять процентов – это политическое самоубийство, и поэтому в планы Конте входило продолжение кампании критики Драги до очередных выборов осенью 2023 года.
Но тут в игру вступил президент Италии Серджио Маттарелла. Он объявил, что не принимает отставки Драги, и предложил парламенту найти выход из политического кризиса. Так спасено ли премьерство Драги? Нет, не факт. Следующие пять дней для Италии станут решающими.
По принятому решению, Драги остается в кресле премьера до девятнадцатого июля, а за это время политические партии должны решить между собой, как действовать дальше. Во-первых, надо понять, что делать с нападками на премьера-технократа, который нужен самой Италии, и с (не)поддержкой его инициатив. Во-вторых, в парламенте имеются как противники досрочных выборов, так и их сторонники.
Лидер правой партии "Братья Италии" Джорджия Мэлони, имеющая в настоящее время самый высокий рейтинг в стране, будет добиваться досрочных выборов, о чем уже официально заявила в своем Твиттере. Маттео Сальвини, лидер правой популистской партии "Лига", тоже обмолвился о досрочных выборах, хотя существует и противоположная позиция со стороны других депутатов "Лиги".
Тех, кто выступает против перевыборов, пока большинство, но тоже есть нюансы. Например, "Демократическая партия", больше всего поддерживающая Украину и политику Драги (она создала последнюю коалицию с "Движением 5 звезд"), будет пытаться удержать его в кресле и готова оставаться в большинстве. А вот выходец из Демократической партии Маттео Ренци, ныне лидер "Италия Вива", заявляет, что за Драги бороться будет, но он не видит союза с популистами...
В то же время никто не хочет возложить на себя руководство страной в самое сложное для Европы и Италии время. Это не преувеличение: спецоперация России на Украине, повышение цен на газ, электроэнергию и продукты питания, новая вспышка коронавируса и необходимость вакцинации уязвимых категорий населения четвертой дозой уже осенью – это непростой микс вызовов.
Между тем появляется шанс, что этот кризис не просто сохранит премьерство Драги, но и поставит крест на политической карьере Джузеппе Конте. И если это произойдет, то будет хорошей вестью для Украины.
Кристиан Рокка, главный редактор издания расследовательской журналистики Linkiesta, назвал политику Конте "русскими горками". Дело в том, что в Италии имеется мнение о российском следе в поведении Конте. Сторонники этой версии отслеживают его, начиная со скандала с российским гуманитарным конвоем в Бергамо во время самой острой фазы пандемии коронавируса. Критики экс-премьера говорят, что, мол, с тех пор у россиян мог появиться компромат на тогдашнего премьера, то есть Конте.
Косвенным доказательством этого они называют тот факт, что после начала спецоперации России на Украине Конте транслировал месседжи российской пропаганды: и о предоставлении оружия Украине, и о ее статусе кандидата в ЕС. Его депутаты даже выходили из зала, когда на прямой связи был президент Украины Владимир Зеленский.
Но для Украины, все же, главным вопросом является судьба не Джузеппе Конте, а Марио Драги. В случае его отставки Киев потеряет своего крупнейшего союзника в "старой Европе". И это не преувеличение. Роль Драги в том, что Украина получила статус кандидата в ЕС, является ключевой. Ни один из западноевропейских политиков не боролся за европейское будущее Украины так упорно и так эффективно, как это делал Марио Драги. И поэтому его сохранение на посту главы правительства Италии еще на год было бы для нас однозначно лучшим выходом из нового итальянского кризиса.