Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Отставка Драги круто изменит позицию Италии в украинском конфликте и ее отношение к России, пишет TNI. Автора статьи беспокоит то, что новое правительство усилит партию "мира" на Западе в ущерб позиции США и потребует от Украины начать переговоры.
Джейсон Дэвидсон (Jason Davidson)
В мировом масштабе отставка Марио Драги с поста премьер-министра Италии может показаться событием проходным. В конце концов, Драги наверняка останется во главе временного правительства до сентября, пока не состоятся парламентские выборы. Более того, ведущие деятели итальянских правых, которым прочат победу, с началом российской спецоперации 24 февраля уже выразили поддержку Украине. Однако более пристальный взгляд на итальянскую политику показывает, что ее позиция по российско-украинскому конфликту может круто измениться. А это станет серьезным ударом по поддержке Украины со стороны единого Запада.
Бывший глава Европейского центрального банка Марио Драги занял премьерский пост в феврале 2021 года и возглавил правительство национального единства. Когда год спустя Россия развернула на Украине масштабные боевые действия, Драги решительно поддержал Украину. Италия помогла укрепить восточный фланг НАТО, оказала Украине помощь и поддержала жесткие санкции против России, хотя исторически у них сложились прочные торговые отношения и Рим сильно зависит от российской нефти и газа. Красноречивее всего о важности Италии для единого отклика Запада на российско-украинский конфликт стал июньский визит Драги в Киев вместе с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцем.
Отставка Драги наверняка коренным образом изменит позицию Италии в украинском конфликте и ее отношение к России. Судя по нынешним опросам, верх на сентябрьских выборах наверняка одержат правые. А лидеры основных правых партий в Италии всегда поддерживали Путина. Маттео Сальвини (Matteo Salvini) из партии "Лига" носил футболку с изображением Путина и назвал его "одним из лучших лидеров в мире". Глава "Братьев Италии" Джорджа Мелони (Georgia Meloni) превозносила Путина как защитника "европейских ценностей" и "христианского самосознания". И конечно же одним из лучших друзей и сторонников Путина в западноевропейской политике долгое время был Сильвио Берлускони.
Даже если коалиция правых партий не победит, позиция Италии в российско-украинском конфликте наверняка изменится. Исторически в итальянском обществе были сильны пророссийские настроения, поэтому мнения о том, кто виноват на Украине, разделились. Начиная с февраля итальянские СМИ предоставили прокремлевским голосам немало эфирного времени в защиту российских действий. Показательно, что даже левопопулистское "Движение пяти звезд" недавно раскололось из-за решения правительства Драги направить Украине военную помощь.
Вы не подумайте, это отнюдь не значит, что следующее итальянское правительство полностью встанет на сторону путинской России — учитывая жестокий характер конфликта, этому не бывать. Однако итальянские правые будут проводить политику, которая ослабит единство Запада против России. Во-первых, следующее итальянское правительство наверняка потребует, чтобы Украина провела переговоры с Россией о прекращении конфликта, даже если Киеву при этом придется пойти на территориальные уступки. В июне Сальвини объявил о намерениях отправить в Москву "миссию мира" (но впоследствии отказался после критики со стороны левоцентристов). Если Сальвини станет ведущей фигурой в будущем правительстве, он наверняка возобновит свои мирные инициативы. Следовательно, Италия усилит партию "мира" на Западе в ущерб нынешней позиции США, которая заключается в том, что решать о дальнейших уступках предстоит самой Украине — и только.
Во-вторых, новое правительство едва ли поддержит дополнительные санкции против России, особенно в отношении нефти и газа. Хотя ни одна из партий на сегодняшний день не призывает к выходу из Европейского союза (ЕС), "Лига" и "Братья Италии" открыто высказывают евроскептические настроения и все жестче критикуют правительство за неспособность обуздать цены на энергоносители. Поскольку ЕС требует единогласного консенсуса, ужесточать энергетические санкции против России и дальше Брюссель уже не сможет.
В-третьих, Запад может рассчитывать, что будущее итальянское правительство откажется от дальнейшей военной помощи Украине. Июньский опрос показал, что поддержка "военного противодействия России" в Италии слабейшая во всей "Большой семерке" — эта позиция в принципе вписывается в ее послевоенный пацифизм. Даже не поддерживая Россию открыто, итальянские официальные лица будут утверждать, что дальнейшая военная поддержка Киева лишь усугубляет ненужное кровопролитие.
Наконец, преемники Драги наверняка будут уделять больше внимания таким угрозам, как терроризм в Средиземноморье, и гораздо меньше — России, хотя НАТО подчеркнула ее роль особо в недавней Стратегической концепции. Сосредоточенность на терроризме и других угрозах в Средиземноморье гораздо больше объясняется миграционной фобией итальянских правых. Таким образом, позиция Италии усилит раскол между Восточной Европой, которую в первую очередь волнует Россия, и Южной, которую больше волнуют угрозы от негосударственных субъектов.
Падение правительства Марио Драги и вероятный сдвиг итальянской позиции в российско-украинском конфликте наводят на мысль об общем возражении Западу касательно его политики против России. Практически по всему Западу возмущение жестокостью российской спецоперации начало угасать. Со временем издержки санкционного режима будут тяготить обывателя больше, чем гнев на далекий конфликт. Какое-то время правительства могут не обращать внимание на мнение общественности. Однако демократические политические системы Запада приводят к власти правительства, представляющие волю народа. В Италии это наверняка ослабит давление на Россию и подорвет поддержку Украины.
Джейсон Дэвидсон — приглашенный старший научный сотрудник Новой американской инициативы взаимодействия при Атлантическом совете и профессор политологии Университета Мэри Вашингтон.