Военная кампания России на Украине находит отклик на Балканах

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Конфликт на Украине находит отклик на Балканах, пишет Washington Post. В разговоре с журналистом издания "президент" Косово подвергла критике действия России. Она также потребовала принять ее непризнанное государство в НАТО.
Ишан Тарур (Ishaan Tharoor)
Спустя пару месяцев после начала российской военной кампании на Украине президент Владимир Путин попытался оправдать свои действия, указав на пример Западных Балкан. В ходе встречи с генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем (António Guterres) Путин поднял тему вмешательства НАТО в дела бывшей Югославии в 1999 году, в частности напомнил о бомбардировках, в ходе которых самолеты альянса наносили удары по целям на территориях Сербии и Черногории в попытке остановить наступление сербского правительства на косовских албанцев, боровшихся за автономию. Короткая война и последовавшая за ней миротворческая операция в конечном итоге обусловили появление независимого государства Косово.
Путин отметил, что действия западного альянса в 1999 году ничем не отличаются от того, что российские силы делают сейчас, пытаясь обеспечить независимость двух прокремлевских сепаратистских образований на востоке Украины. "Косово признано очень многими государствами в качестве независимого государства, – сказал Путин, обращаясь к Гутерришу. – То же самое мы сделали в отношении республик Донбасса".
Есть масса причин отмахнуться от этой аналогии – не в последнюю очередь потому, что Россия до сих пор не признала независимость Косово и продолжает решительно осуждать войну НАТО против Сербии. <…>
Президент Косово Вьоса Османи (Vjosa Osmani) усматривает в происходящем совершенно иную параллель. Благодаря поддержке НАТО бойцы Косово сумели одержать победу над режимом тогдашнего президента Сербии Слободана Милошевича, и та победа стала частью более масштабной борьбы за права человека, верховенство закона и демократические принципы. "23 года назад именно эти ценности стояли на кону в Косово и за его пределами, – сказала мне Османи во время беседы в четверг в Вашингтоне. – 23 года спустя ситуация повторяется, и эти же самые ценности стоят на кону на Украине".
Пронесло, войны не будетПосле раздела Югославии в 1999 году Запад оставил на ее территории массу "закладок" в виде неразрешенных конфликтов, пишет Haqqin. Эскалация на границе Косово и Сербии – сигнал Вучичу о необходимости отказаться от "особых отношений" с Россией, утверждает автор статьи.
С точки зрения Османи, военная кампания на Украине является отражением "нездоровых, имперских склонностей" российского президента.
На минувшей неделе Османи приехала в Вашингтон вместе с премьер-министром Косово Альбином Курти (Albin Kurti). Они провели встречи с госсекретарем США Энтони Блинкеном и подписали знаковую инвестиционную сделку с американской государственной корпорацией Millennium Challenge Corporation, которая согласилась выделить 237 миллионов долларов на развитие энергетической инфраструктуры страны.
В ходе нашей с ней беседы Османи также предупредила о более масштабных рисках, которые угрожают ее региону, где исторически Россия играла важную роль.
"Цель Путина – расширить границы этого конфликта на другие регионы мира, – сказала она. – Поскольку он долгое время упорно старался дестабилизировать Европу, мы можем ожидать, что одной из его целей могут стать Западные Балканы".
В эти выходные между Косово и Сербией вновь вспыхнула напряженность. Этнические сербы из северных муниципалитетов Косово заблокировали дороги и вступили в столкновение с полицией в ответ на решение местных властей обязать владельцев автомобилей, въезжающих с территории Сербии, менять номерные знаки на косовские. Въезжая с территории Косово в Сербию, водителям придется снова менять автомобильные номера.
Этот бюрократический спор обнажает гораздо более серьезную напряженность, которая долгое время медленно назревала. Высокопоставленные чиновники вели словесную войну. Курти обвинил сербского президента Александра Вучича в разжигании насилия. Вучич заявил, что эти две страны "никогда не оказывались в более сложной ситуации, чем сегодня", но все равно пообещал, что сербы обязательно одержат победу. Немногочисленная миссия НАТО в Косово даже была вынуждена выступить с заявлением, что она "готова вмешаться, если стабильность окажется под угрозой".
Не меньше тревоги вызывает и ситуация в Боснии, где сложная политическая конструкция, позволяющая удерживать вместе живущих там этнических боснийцев, хорватов и сербов, выглядит все более шаткой. По мнению аналитиков, Милорад Додик (Milorad Dodik), лидер полуавтономной Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины, стремится добиться более очевидной автономии, что в свою очередь может обернуться всплеском волнений в регионе. И его усилия находят непосредственную поддержку как в Белграде, так и в Москве.
В конце концов исторически Сербия – союзница России и, как выразилась Османи, "плодородная почва" для путинских операций влияния. В то время как большинство европейских лидеров ввели жесткие меры против Кремля, Вучич не стал этого делать. Он отказался присоединиться к санкционному режиму Евросоюза в отношении России. Ранее летом он подписал с Москвой весьма выгодную газовую сделку, хотя все остальные страны континента сейчас стремятся полностью отказаться от российского экспорта энергоносителей. Политика националистического режима Вучича привела к подрыву сербской демократии и росту беспокойства по поводу свободы прессы. Тем временем Вучич позволил российским пропагандистским каналам, играющим важную роль в усилении поляризации в регионе, продолжить работу в Сербии.
Аналитики указывают на проблему более общего характера. "На место мечты о присоединении к мирной, процветающей Европе пришло нарастающее ощущение стагнации, из-за которого исторические обиды и незакрытые вопросы каждой конкретной страны превращаются в неизменные элементы предвыборных кампаний и потенциальные факторы возникновения конфликтов, – говорится в новом докладе International Crisis Group. – Лидеры раздувают пламя с помощью провокационной риторики, пытаясь отвлечь внимание от слабой экономики, низкого уровня жизни, коррупции и кумовства".
Османи видит в действиях Вучича поведение автократа, которого не стоит пытаться задобрить. Помимо территориальных претензий Сербии в Косово она также указывает на ту роль, которую Белград сыграл в усилении нестабильности в Боснии, а также на предположительную попытку спровоцировать госпереворот в Черногории в 2016 году, чтобы воспрепятствовать вступлению этой страны в НАТО. (Попытка провалилась, а некоторые из зачинщиков оказались в тюрьме.) Движение Вучича подпитывается его давними мечтами о "великой Сербии".
Многовекторная Сербия: что формирует внешнюю политику Белграда и где границы ее дружбы с РоссиейВнешняя политика Сербии становится все более интересной, пишет "Европейская правда". По мнению автора статьи, республика продолжает демонстрировать дружбу с Россией, но на самом деле пытается дистанцироваться от нее.
В воскресенье член правящей партии в сербском парламенте написал в твиттере, что Сербия, возможно, "будет вынуждена начать процесс денацификации Балкан". Вучич "видит в наших странах лишь временные государства, стараясь отказать нам в праве на существование", сказала Османи. "Именно так Путин смотрит на Украину, Молдавию и другие страны. Это та же самая стратегия", – добавила она.
В отличие от России Сербия является кандидатом на членство в Евросоюзе. Она занимает более сложную позицию внутри Европы. Однако новые геополитические условия, ставшие следствием российской военной кампании на Украине, загнали Вучича в угол.
"Они выбрали свой путь, – пояснила Османи. – В данный момент путь Путина и путь Евросоюза – это две разные дороги, они никогда прежде не были настолько далеки друг от друга, и идти сразу по ним обеим не получится".
"Если у вас есть сосед, который выбирает неправильную сторону истории в такое сложное для Европы время, это вредит всем нам".
Между тем Косово твердо определилось, в каком направлении оно хочет двигаться, но впереди его ждет трудный путь. ООН пока не признала его независимым государством. Серьезным препятствием остается имеющееся у России право вето в Совбезе ООН. Кроме того, значительная часть мирового сообщества, включая пять членов Евросоюза, тоже до сих пор не признала Косово независимой суверенной страной.
Османи считает, что в нынешней обстановке все может измениться, и конфликт на Украине может подстегнуть "евроатлантическую интеграцию" Косово. Она сослалась на то, что недавно Финляндия и Швеция подали заявки на вступление в НАТО.
"Как мы все знаем, чтобы быть в безопасности, надо быть в НАТО", – сказала Османи, призвав членов альянса "ускорить процесс принятия Косово и Боснии" в альянс.
Ранее в этом году Евросоюз также ускорил процесс предоставления Украине статуса кандидата в члены блока, что стало свидетельством восхищения европейцев борьбой Украины. Некоторые критики на Западных Балканах опасаются, что это решение еще больше отсрочит рассмотрение заявок их собственных стран на вступление в блок.
Но Османи с этим не согласна. "Мы слишком долго ощущали и слышали об усталости от расширения внутри Евросоюза, – сказала она. – Та открытость, которую Евросоюз продемонстрировал Украине, изменила ситуацию в том смысле, что теперь он рассматривает свое расширение как геостратегический, а не как бюрократический процесс".
И каким же должно быть это стратегическое видение?
"Целостная, свободная и мирная Европа невозможна без Западных Балкан", – ответила Османи.
Обсудить
Рекомендуем