Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Украине внесудебное изъятие автомобилей для нужд ВСУ стало распространенным явлением, пишет портал "Вести". Одни эксперты одобряют эту практику, а другие не исключают, что при конфискации со стороны правоохранительных органов имеют место "перегибы".
Алла Дунина
У нарушителей, севших за руль автомобиля в нетрезвом виде, отбирают автомобили для армии. На западе Украины буквально тысячи автомотосредств, изъятых по всем правилам и в связи с необходимостью, уже отправились в зону конфликта или же пока работают в тылу. С каждым днем автопарк ВСУ пополняется новыми машинами – как легковыми, так и грузовыми. И, как отмечают юристы и военнослужащие, это очень хорошее начинание, если не будет перегибов.
На днях в Черкассах в комендантский час инспекторы полиции остановили дорогостоящий автомобиль Porsche Macan для проверки. Во время беседы полицейские заметили, что водитель нетрезв, но пройти освидетельствование отказался. На нарушителя был составлен протокол по ч. 1 ст. 130 (управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также отказ лица от проверки состояния опьянения) КУоАП. Автомобиль отправили на штрафплощадку и, как отметили в пресс-службе патрульной полиции Черкасской области, в случае необходимости его готовы передать на нужды ВСУ. Правда, какую пользу в зоне конфликта может принести Porsche, если он туда попадет, непонятно.
Отправлять в армию Porsche идея так себе. Более того, армия нуждается в машинах, но одна дорогая погоды не сделает. Более того, выгоднее было бы продать на аукционе дорогой автомобиль, изъятый на нужды ВСУ, а на вырученные деньги купить пять-десять, сколько получится пикапов. Но увы, сегодня нет возможности реализовывать автомобили, изъятые для ВСУ.
Сегодня процедура изъятия автомобилей для ВСУ довольно простая. Как только автомобиль нетрезвого водителя за рулем попадает на штрафплощадку, машину уже могут конфисковать. Штрафплощадки напрямую работают с батальонами, куда приезжают представители, которым отдают документы, и они уезжают на ней. Это если коротко, опуская детали.
Так вот, в некоторых западных регионах пошли на рекорд по количеству изъятых у пьяных водителей транспортных средств. К примеру, в Ровно в июне штрафплощадка была забита изъятыми машинами – около 600 штук. И дело даже дошло до "амнистии". Точнее, ОВА информировала ВСУ о новых поступлениях, они приходили на штрафплощадку и изъяли необходимые для них транспортные средства, всего около 100 единиц, или 15-20% от общего количества.
Среди них пассажирские [вместимостью] до девяти человек (бусы), микроавтобусы и малотоннажные фургоны; внедорожники повышенной проходимости на рамной конструкции и кроссоверы; ТИРы с прицепами, полуприцепами и мотоциклы с квадроциклами. Остальные, невостребованные, было принято решение отдать владельцам. Но свято место пусто не бывает, и штрафплощадки уже забиваются новыми машинами, изъятыми у пьяных водителей.
Действительно, как отмечают военные, нехватка авто на передовой есть, и там рады любой машине, которая туда попадает. Потому что они долго там не живут. Но возникает вопрос в законности действий полиции при изъятии автотранспорта.
"По делам относительно пьяных водителей всегда были перегибы. До конфликта половина протоколов, составленных за „пьяную езду”, в суде были оспорены и признаны недействительными. Полицейские ради показателей шли на хитрость и „разводили” водителей. Сейчас я не слышал о таком. Но изъятие авто на нужды армии стало использоваться как наказание за вождение в нетрезвом виде. Но при этом как быть, если за рулем был не владелец авто?! Вот в чем вопрос, чтобы не было злоупотреблений", – отмечает адвокат Вадим Володарский.
Как считает юрист объединения “Авто Евро Сила” Иван Козачук, любое авто может принести пользу ВСУ – от элитного до ведра с гайками.
"То, что отбирают авто у пьяных водителей и отправляют его на нужды ВСУ, это суперидея. Все легально, без превышений полномочий со стороны правоохранителей. К тому же потребность в автомобилях в армии большая, и почему бы и дальше не устраивать „сафари” на пьяных водителей. Есть пять военных направлений, в которых используется автомобиль: от перевозки людей до перевозки боекомплектов или же переделка авто под боевую единицу, закрепив пулемет", – сказал Иван Козачук.
Но, как отмечают военнослужащие, увы, машина машине рознь. Армии не нужны ржавые корыта.
"Я бы хотел обратиться к волонтерам, которые везут на Украину машины для армии, не брать что попало. Они берут гнилые, сломанные автомобили за 1000 долларов, еще и навариваться могут, списывают четыре, а фактически покупают по тысяче. И чтобы восстановить такую машину, уже на Украине нужно вложить еще 2000 долларов минимум. Если ее отправить в том состоянии, в котором его привозят, он будет опасен для жизни ", – подчеркнул Александр Федченко.