Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
С 2019 года Евросоюз пытался ускорить процесс отказа от угля, пишет Sabah. Но сейчас Европу настиг "кризис безопасности энергоснабжения", указывает автор статьи. И поэтому период "прощания с углем" неизбежно затянется.
Керем Алкин (Kerem Alkin)
В период с 2000-го по 2020 год использование угля для удовлетворения глобального спроса на энергию сокращалось в среднем на 0,6% каждый год, а нефти — на 0,5%, при этом использование ядерной энергии увеличивалось в среднем на 0,8% каждый год, гидроэнергии — на 1,5% и возобновляемой энергии — на 14,1%. Но, несмотря на это, мир по-прежнему восполняет свои энергетические потребности главным образом за счет угля, нефти и природного газа, то есть — ископаемого топлива. Более того, опять же в период с 2000-го по 2020 год использование природного газа — что весьма удобно и вызывает меньше выбросов углекислого газа по сравнению с углем и нефтью — увеличивалось в глобальном масштабе в среднем на 2,4% каждый год. По этой причине очень медленно продвигаются усилия по предотвращению повышения температуры поверхности суши и океана более чем на 1,5 градуса в период с 2030-го по 2060 год и по предотвращению экологической и климатической катастрофы.
Европа, которая до 2000 года была крупнейшим потребителем энергии среди остальных континентов в мировой экономике, в начале XXI века уступила первенство сначала Северной Америке. А в 2010 году Азиатско-Тихоокеанский регион, поднявшийся с третьего места на первое, вытеснил Северную Америку на второе место, а Европу — на третье. В этот самый момент, когда европейский континент понял, что не сможет так просто убедить Северную Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион сократить выбросы парниковых газов, он ускорил реализацию своей ответственности как одного из крупнейших потребителей энергии. Евросоюз сосредоточился на мерах по запрету потребления угля, а затем и нефти, а также поддержке инвестиций в возобновляемые источники энергии. В эпоху президента Трампа, когда между США и ЕС усилились разногласия относительно борьбы с изменением климата, Европа подняла планку еще выше.
Чтобы убедить и в некоторой степени заставить страны, экспортирующие свою продукцию в ЕС, сократить выбросы парниковых газов, Евросоюз с 2019 года ускорил процесс, связанный с "Зеленой сделкой" (Green Deal). На данном этапе государства, прежде всего Германия, обратились к мерам, запрещающим использование угля и даже ядерной энергии. Но Европу настиг "кризис безопасности энергоснабжения", вызванный российско-украинским конфликтом, причем в состоянии ее зависимости от России в сфере природного газа. Одновременно стало понятно, что на вводимые Евросоюзом санкции Россия будет отвечать значительным сокращением поставок природного газа. И поэтому Европа, нуждаясь в компенсации возможного дефицита энергии, судя по всему, оттянет период "прощания с углем", в который собиралась вступить с "Зеленой сделкой".
Доктор Алтай Атлы (Altay Atlı) в своей статье для информагентства "Анадолу" (Anadolu) напоминает, что, в то время как Россия сокращает поставки природного газа, Европейская комиссия призвала все страны — члены ЕС уменьшить потребление голубого топлива на 15%. Хотя Италия, Греция, Испания и Португалия выразили недовольство этим предложением, посчитав его "принудительным", комиссии в конце концов удалось убедить все государства-члены. "Европейский план сокращения спроса на природный газ" предусматривает добровольное уменьшение потребления голубого топлива странами — членами Евросоюза на 15% в течение следующих восьми месяцев. При этом в случае ухудшения ситуации с поставками энергоресурсов из России предлагаемые ограничения на потребление могут стать обязательными и неизбежными. А потребление угля в странах — членах ЕС в этом году, как ожидается, вырастет на 7%. Этот рост связан с постепенно все большим применением угля вместо газа в условиях дефицита предложения на фоне российско-украинского конфликта и повышением спроса на производство электроэнергии. Европейским странам, готовящимся к возможному энергетическому кризису в зимние месяцы, приходится больше использовать уголь.