Правительство лгало о газе. "Придется встать в конце длинной очереди желающих. И дорого заплатить"

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Газ в Польше закончится уже в декабре, пишет Onet.pl. Правительство обещало, что топлива хватит. Но Варшава уже готовится встать в конце длинной очереди за ним. Надежды на газопровод Baltic Pipe тоже рухнули.
Норвегия не увеличит добычу, а датчане начнут поставки только через полтора года. Газопровод Baltic Pipe, от которого зависела наша газовая безопасность, будет работать зимой вполсилы.
В последнем интервью еженедельнику Sieci Ярослав Качиньский в очередной раз доказал, что гораздо лучше, чем решать старые проблемы, у него получается создавать новые. Глава PiS (Польская правящая партия "Право и справедливость" – Прим. пер.) объявил об очередном столкновении правительства с Евросоюзом. Оно является реакцией на жесткую позицию Еврокомиссии о том, что она не согласится на фокусы PiS, связанные с так называемой реформой правосудия. Польский народ не увидит в обозримом будущем ни копейки из 158,5 миллиардов злотых Национальной программы реконструкции, с помощью которой практически все страны ЕС, кроме Польши и Венгрии, уже год поддерживают свои экономики. Один этот спор будет стоить каждому работающему поляку около 10 тысяч злотых упущенной выгоды.
Спокойнее о газе – катастрофы не будетХаос в Европе есть и будет, но на общем уровне, а не на национальном, пишет "Дневник". По мнению автора статьи, Болгария достаточно хорошо защищена от газового кризиса, и никакого энергетического коллапса не будет.
Разжигание конфликта с Западом должно помочь отвлечь внимание от очередных неудач PiS дома. После компрометации, связанной с нехваткой угля, серии аварий на электростанциях, фиаско денежно-кредитной и фискальной политики правительства, принесшей самую высокую за последние десятилетия инфляцию и обвал курса злотого, на горизонте замаячила проблема с поставками газа. Тем более деликатная, что, по обещаниям правительства, газа должно было в этом году хватить.

Больше никакого шантажа Москвы

27 апреля Газпром сообщил, что отрезает Польшу и Болгарию от поставок по Ямальскому газопроводу. По нему транспортировалось 10 миллиардов кубометров газа. "Исторический день! Польша не зависит от российского газа. Больше никакого шантажа Москвы. Вот как надо заботиться об интересах Польши!" – написала в Twitter Беата Мазурек (Beata Mazurek), бывшая представительница PiS, ныне член Европарламента.
В опросах общественного мнения две трети респондентов считали, что Польша сможет обойтись без российского газа. Ведь строительство газопровода Baltic Pipe с пропускной способностью 10 миллиардов кубометров, то есть равной поставкам из Газпрома, подходила к концу. Продолжалось расширение терминала в Свиноуйсьце, был готов газовый интерконнектор в Литву, который с помощью плавающего около Клайпеды терминала для регазификации польской нефтяной и газовой добычи транспортирует около одного миллиардов кубометров СПГ.

Не солидарности с ЕС ради

Благополучие правящего лагеря было настолько прочным, что Польша вместе с несколькими другими странами опротестовала планы Еврокомиссии по совместной борьбе с газовым кризисом.
Комиссия опасается, что, если Россия полностью прекратит поставки, то Евросоюзу может этой зимой не хватить до 20 миллиардов кубометров газа. Это объем, близкий к годовому спросу в Польше. Брюссель настаивал на том, чтобы страны-члены сократили потребление газа на 15% - также за счет снижения температуры в квартирах до 19 градусов Цельсия – и обязались при необходимости поделиться с другими дефицитным сырьем.
Если исчезнут электричество и газ, остается вариант – буржуйки, дрова, угольКак украинцам пережить зиму, которая все ближе? В Львовской области уже готовятся к экстремальному отопительному сезону, пишет "Високий Замок". Если не будет ни газа, ни электричества, населению придется переходить на печное отопление.
Газпром пугает Европу холодными квартирами и перебоями в поставках газа на промышленные предприятия. Из-за этого поднимаются цены на биржах, таких как TTF, до абсурдного уровня в 200 евро за мегаватт-час. Польша же оставалась непреклонной. Йоахим Брудзиньский (Joachim Brudziński), член Европарламента от PiS, даже заявил на канале TVP, что это немцы пытаются заставить Польшу делиться с ними газом, потому что во время войны именно немцы делились газом с поляками. При этом он забыл, что именно за Одрой мы покупаем пятую часть потребляемого польской экономикой газа, в том числе того, который Германия импортирует по трубе "Северный поток – 1".

Кризис за кризисом

Затем вопрос о газовой безопасности омрачило резкое повышение цен на уголь, которого должно было быть в изобилии, но стало не хватать.
Однако цены на уголь определяет рынок, а цены на газ для домохозяйств по-прежнему – Управление энергетического регулирования. Благодаря этому они растут каждый год, но постепенно, а не единовременно на несколько сотен процентов, как в случае с углем. Однако газовый кризис продолжается, симптомом чего являются космические цены, которые за это сырье платит промышленность.
"Если Россия полностью закрутит кран, то Евросоюзу может этой зимой не хватить до 20 миллиардов кубометров газа".
Польша в 2021 году использовала чуть более 20 миллиардов кубометров газа. Половина приходится на предприятия химического сектора, на заводы, например, производящие стекло, а также на современные электрические и тепловые станции. Крупнейший потребитель газа, государственный химический концерн Azoty, только что сообщил, что из-за высоких цен на сырье ограничивает производство меламина – промежуточного продукта для производства синтетических смол. "Можно гадать, является ли это чисто рыночным решением, продиктованным низкой рентабельностью производства, или крупнейшие государственные потребители газа начинают экономить сырье с учетом того, что может произойти зимой", – говорит Петр Вуйчик (Piotr Wójcik), аналитик энергетического рынка в Greenpeace Polska.
Он является соавтором анализа, исследующего газовые контракты польской нефтегазовой добычи и добычу компаний группы PGNiG и других отечественных фирм, таких как Lotos. Выводы не вызывают оптимизма. "Газ закончится уже в декабре", – говорит Вуйчик.

Кадровая карусель

После истечения срока действия Ямальского контракта основным каналом, снабжающим нас газом, станет Baltic Pipe. Это был запланированный со времен предыдущего правительства и реализованный нынешним газопровод, идущий из Погожелицы в Западно-Поморском воеводстве в Зеландию на датском побережье и далее в подводное соединение с газопроводом Europipe II, соединяющим Норвегию с Германией. Таким образом, Baltic Pipe является ответвлением существующего газопровода, по которому газ из Норвегии подается на юг и может быть перенаправлен в Польшу. Новая труба, вероятно, будет поставлять также партии газа, добываемого на норвежском континентальном шельфе контролируемыми польским государством компаниями PGNiG Upstream и Lotos Norge. PGNiG только что сообщила, что ее норвежская компания добыла только за первое полугодие 1,5 миллиардов кубометров, а за весь год это число должно составить три миллиарда кубометров. Несколько миллионов кубометров добавит также Lotos. В общей сложности Baltic Pipe будет заполнен только на 1/3.
Европа забирает газ у стран "третьего мира"
PGNiG уже около пяти лет назад зарезервировала 80% из 10 миллиардов кубометров пропускной способности Baltic Pipe. И провела переговоры с потенциальными поставщиками. "До моего ухода из PGNiG были заключены три или четыре контракта с поставщиками газа, работающими на шельфе Северного моря, и доведены до конкретной цены. Это было в 2019 году", – сообщает Newsweek Петр Возняк (Piotr Woźniak), бывший министр экономики и бывший глава PGNiG.
Возняка, который считается экспертом в газовой отрасли, сменил в январе 2020 года друг премьер-министра Моравецкого, Ежи Квецинский (Jerzy Kwieciński). Также эксперт, но по фондам ЕС. В кресле главы PGNiG он сидел менее 10 месяцев, ушел после конфликта с президентом Orlen Даниэлем Обайтеком (Daniel Obajtek) о том, как объединить две компании. По этой же причине ушел в отставку преемник Возняка – Павел Маевский (Paweł Majewski), который ранее зарекомендовал себя в бизнесе в государственных компаниях разных мастей. В апреле 2022 года его заменила Ивона Ваксмундская-Олейничак (Iwona Waksmundzka-Olejniczak), также штатный менеджер государственных компаний. Отсутствие кадровой стабильности, вероятнее всего, не способствовало заключению стратегических соглашений, поскольку в итоге за несколько недель до запуска Baltic Pipe газопровод может обеспечить только собственную добычу PNGiG и Lotus, а также поставки от датской компании Ørsted. Так несколько дней назад заявила министр климата Анна Москва, частично отвечающая за энергетическую политику.

Больше газа не будет

Судьба упомянутых контрактов, согласованных еще до 2020 года, остается неизвестной. Петр Возняк горько высказывается о своих преемниках в кресле председателя PGNiG. "У них в распоряжении был весь 2020 и 2021 годы на любые изменения в контрактах, в том числе на установление ценовой формулы и цены. У них еще есть время, хотя сроки жесткие", – говорит экс-глава PGNiG.
По нашей информации, PGNiG ведет переговоры о поставках газа с норвежской Aker BP, с которой она эксплуатирует месторождения Skarv в Северном море. 11 июля норвежцы объявили, что обнаружили там большой запас сырья, который мог бы отправиться в Польшу. "Наш контракт с PGNiG предусматривает возможность отправки газа в Польшу через Baltic Pipe", - подтверждает Оле Йохан Фарет (Ole Johan Faret) из пресс-службы Aker BP. Будет ли он отправлен, когда и за сколько? Это еще предстоит определить в будущем.
Норвежцы не скрывают, что наращивать добычу газа и нефти им не к спеху. Денег хватает, а желающих работать на платформах – нет. Норвегия поставляет на европейский рынок около 100 миллиардов кубометров газа, и даже начало спецоперации на Украине и газовый кризис в ЕС не подтолкнули ее к новым инвестициям.
"Зеленая сделка" и зависимость от природного газаС 2019 года Евросоюз пытался ускорить процесс отказа от угля, пишет Sabah. Но сейчас Европу настиг "кризис безопасности энергоснабжения", указывает автор статьи. И поэтому период "прощания с углем" неизбежно затянется.
Маргрете Леббен Ханссен (Margrete Løbben Hanssen) из министерства нефти и энергетики подчеркивает в беседе с Newsweek, что запуск Baltic Pipe не приведет к увеличению экспорта газа из Норвегии. А это значит, нам придется встать в очередь за топливом, а точнее, выгнать из нее прежних получателей. "Наша система газопроводов позволяет поставлять газ в Германию, Бельгию, Францию и Великобританию. Производители газа в Норвегии обязаны продавать топливо на рыночных условиях. То, будет ли газ и сколько его пойдет из Норвегии в Baltic Pipe, в Данию и Польшу, зависит от экономических и рыночных условий", – говорит Маргрете Леббен Ханссен. А рыночные условия диктуют биржи, такие как TTF.
Когда Возняк оставлял на столе недоконченные контракты с поставщиками норвежского газа, цены на биржах составляли около 27 евро за 1 МВтч. Два месяца назад, когда премьер-министр Моравецкий обращался к норвежцам с просьбой о порядочности в переговорах по цене, они доходили до 120 евро. Сейчас превышают 200 евро.
К сожалению, не потечет к нам в этом году и газ от датского Ørsted, о котором говорила министр Москва. Подписанный в 2019 году контракт предусматривает поставку 6,4 миллиардов кубометров с начала 2023 года до 2028 года. Однако этого не произойдет. "Задержки с запуском повторной добычи с месторождения Tyra означают, что поставки компании Ørsted в PGNiG начнутся позже. Контракт допускает такой сдвиг во времени", – говорит Карстен Биркеланд Кьер (Carsten Birkeland Kjær) из пресс-службы групп Ørsted. Ожидается, что добыча начнется в конце 2023 и 2024 годов. Таким образом, датский газ в Baltic Pipe появится не раньше, чем через полтора года.
"Придется встать в конце длинной очереди желающих за газом, также из Норвегии, и, скорее всего, дорого за него заплатить", – комментирует Петр Новак (Piotr Nowak). Индивидуальным потребителям не грозит нехватка газа, но очередные существенные повышения цены – уже да.

Ежемесячный баланс

Вторым источником питания на внутреннем рынке после отключения поставок с Ямала является расширяемый терминал в Свиноуйсьце. Его пропускная способность была увеличена с пяти до 6,5 кубометров в год, а в 2024 году она вырастет до восьми миллиардов кубометров. PGNiG заключила контракты на импорт СПГ из Катара и от поставщиков газоперерабатывающих заводов в США. Плюс терминал в Клайпеде, Литва. И соединения с Германией, Чехией и Словакией, по которым мы можем привозить газ, но в основном российский. С точки зрения диверсификации это малоперспективные направления.
Скоро начнется строительство новой нитки газопровода в Померании – это подготовка к установке плавучего терминала, похожего на тот, что в Клайпеде. Однако сегодня трудно предположить, что новые источники снабжения полностью компенсируют 10 миллиардов кубометров дефицита по Ямальскому контракту. А если из круга поставщиков выпадут и немцы, от которых мы привозим около четырех миллиардов кубометров в год, ситуация станет совсем неинтересной.
Холода близко: удастся ли закачать газ в хранилища по "ленд-лизу"?На Западе не проявили интереса к идее предоставить Киеву средства на закупку газа на зимний период, пишет "Корреспондент". Едва ли европейцы согласятся экономить, в то время как украинцы смогут себе позволить этого не делать.
Петр Вуйчик из Greenpeace напоминает, что следует обращать внимание не только на годовой баланс поставок газа, но и на ежеквартальный или ежемесячный. Половина годового потребления приходится на три зимних месяца, тогда спрос на газовое топливо растет. По оценкам Greenpeace, использование максимальных производственных мощностей PGNiG и Lotus в Польше, Пакистане и на норвежском континентальном шельфе обеспечит чуть более 0,6 миллиардов кубометров газа в месяц. С января мы можем получить через газопорт дополнительные 0,5 миллиардов кубометров в месяц, на основе так называемого катарского контракта и соглашений с компаниями Cheniere и VG Calcasieu. В резерве у нас еще три миллиарда кубометров газа на складах. С учетом того, что зимой спрос составляет около двух миллиардов кубометров, Greenpeace оценивает, что газа у нас начнет не хватать уже в декабре. И если бы PGNiG захотела восполнить дефицит, то для покупок по так называемым спотовым контрактам пришлось бы потратить за три месяца более 30 миллиардов злотых. Это нереально. Кроме того, контракт на бронирование пропускной способности терминала в Клайпеде истекает в сентябре. А желающих на СПГ из этого порта будет немало, учитывая отсечение стран Балтии и Финляндии от российского газа.
Все сегодня свидетельствует о том, что от коллапса нас может спасти только падение спроса на газ. В первом полугодии этот спрос упал на 10%, что подтверждает Gaz System, оператор национальной системы передачи. Полно прогнозов, что в течение всего года потребление будет меньше на целых 15%.

Норвегия качает тепло

Ситуация с газом начинает напоминать обвал на угольном рынке, когда этого топлива – из-за непродуманного введения эмбарго – стало не хватать. Восполнение дефицита обойдется в миллиарды злотых, одна только надбавка из бюджета для тех, кто отапливает дома углем, потребует 11,5 миллиардов злотых. Ранее Польша впустую потратила десятки миллиардов злотых, полученных от продажи бесплатных разрешений на выбросы CO2. Если бы эти деньги поддерживали развитие возобновляемых или экологически чистых источников энергии, таких как тепловые насосы, призрак газового отключения сегодня был бы менее опасным. Норвежцы, в конце концов, – газовые магнаты, а также являются одним из европейских лидеров по количеству установленных тепловых насосов. Нью-Йорк, вместо того, чтобы тратить деньги на доплаты за холодное коммунальное жилье, выделил 70 миллионов долларов на гранты для компаний, производящих тепловые насосы на окнах, – инновационное решение, которое еще нуждается в доработке.
Большая часть средств Национальной программы реконструкции должна была пойти на защиту окружающей среды и инвестиции в экологические источники энергии. Одна только PGE, самая крупная польская энергетическая компания, запросила 74 миллиарда злотых поддержки на проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии. Однако хлопотного распределения средств на инвестиции в зеленую энергетику по понятным причинам не будет.
Обсудить
Рекомендуем