Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вооружение и гуманитарная помощь, которую Запад предоставляет украинским военным, по пути разворовывается и не доходит до солдат, пишет The Grayzone. При этом украинские депутаты поднимают себе зарплаты на 70%. Автор статьи считает, что на это и пойдут миллиарды из США и ЕС.
Линдси Снелл (Lindsey Snell) и Кори Попп (Cory Popp)
"Оружие украдено, гуманитарная помощь разграблена, и мы понятия не имеем, куда делись миллиарды денег", — посетовал один украинец.
В июльском ролике с фейсбука* Иван* стоит рядом со своей машиной — внедорожником Mitsubishi начала 2010-х. Из заднего стекла валит дым. Иван смеется и проводит камерой вдоль изрешеченного пулями кузова. "Нагнетатель сдох, — говорит он, разворачивая камеру вперед. — Командир говорит, чтобы за ремонт я выложил из своего кармана. Чтобы моя машина и дальше каталась на фронте, я должен сам купить нагнетатель".
Тут Иван переворачивает камеру на себя: "Вы, депутаты сраные, уроды вонючие, чтоб вам всем повылазило! Черти. Вот бы вам оказаться здесь, на нашем месте!".
В прошлом месяце украинские парламентарии повысили себе зарплату на 70%. Судя по всему, на это пойдут миллиарды долларов и евро из США и Европы.
"У нас, украинских солдат, ни черта нет, — крикнул в сердцах Иван. — Все, что мы получаем, поступает непосредственно от добровольцев. Ничего из помощи правительству до нас никогда не доходит".
Иван служит с 2014 года. Сегодня его часть находится в Донбассе, а сам он следит за российскими позициями с небольших гражданских беспилотников и корректирует артиллерийский огонь. "Проблем на передовой тьма, — сказал он. — У нас нет интернета, работать практически невозможно. Чтобы связь заловила, приходится отъезжать подальше. Ты представляешь себе такое?".
Другой солдат из отряда Ивана прислал ролик из прифронтового окопа. "По документам правительство построило нам здесь бункер, — говорит он. — Но, как видите, над головой у нас только деревянные жерди толщиной в несколько сантиметров — будто это защитит нас от танкового и артиллерийского обстрела. А русские обстреливают нас часами. Причем эти траншеи мы своими руками рыли. У нас два АК-74 на пятерых, и их постоянно заклинивает ото всей этой пылищи".
"Я пошел к командиру и объяснил ситуацию. Сказал, что удержать эту позицию слишком тяжело. Сказал, что понимаю: сейчас стратегически важный момент, но наш отряд разбит, а подкрепления не предвидится. За десять дней здесь погибло пятнадцать солдат, и все от обстрелов и осколков. Спросил командира, привезут ли тяжелую технику, чтобы окопаться получше, а он ответил, что нет, потому что она все равно выйдет из строя из-за русских обстрелов. Ему, что, плевать, что 15 наших солдат уже погибли?".
"Если попытаться растолковать нашу ситуацию американцам, они, чего доброго, решат, что мы спятили, — сказал Иван. — Представьте, каково это объяснять американскому солдату, что мы мало того, что пригнали свои личные автомобили, так еще и сами их ремонтируем и покупаем горючее. Бронежилеты и каски — тоже сами. У нас нет ни приборов наблюдения, ни камер. Солдатам приходится высовываться из окопа, чтобы оценить обстановку, а значит, в любой момент оторвет башку танком или ракетой".
Планы Путина сбываются: в ВСУ не хватает солдат, военный бюджет Украины исчерпанАмериканское оружие не переломило ход конфликта на Украине, пишет бывший глава экономической разведки Японии в статье для Shukan Gendai. Между тем финансовые возможности Киева иссякают. Не пора ли просить у Москвы перемирия?
12.08.202200
Илья*, 23-летний солдат из Киева, говорит, что в его подразделении в другой части Донбасса те же условия. Служить он пошел вскоре после начала боевых действий. По профессии он айтишник и думал, что его знания пригодятся. "Если бы я знал, сколько в армии вранья и как все будет на самом деле, я бы ни за что не пошел, — сказал он. — Я хочу домой, но если я убегу, мне светит трибунал".
Илье и его отряду не хватает оружия и защитного снаряжения. "Украинцы надувают друг дружку даже на войне, — посетовал он. — Сам видел, как увозили подаренные нам медикаменты. Машины, которые везли нас на позиции, уже украли. И за три месяца нас так и не сменили, хотя должны были целых три раза".
"Все врут": врач из США о жуткой коррупции
Врач из штата Мэн Саманта Моррис* отправилась на Украину в мае оказывать солдатам медицинскую помощь. "Когда мы въехали в страну со стороны Польши, мне пришлось прятать медикаменты под матрасами и подгузниками, чтобы их не украли, — вспоминает она. — Украинские пограничники хватают все подряд и говорят: "Это на военные нужды", а сами просто воруют и перепродают. Если честно, то если не доставлять пожертвования лично, они так и не дойдут до адресатов".
Моррис и другие американские врачи организовали фельдшерские курсы в Сумах, городе среднего размера на северо-востоке Украины. "Мы заключили договор с местным губернатором, хотя нам предоставили только питание и жилье, причем ночевали мы в том же университетском здании, где проходили наши курсы, — сказала она. — У сумского губернатора был друг, местный бизнесмен, и он потребовал, чтобы его вписали в договор как "посредника" между нами и городом Сумы. Как посреднику ему полагался процент. Наши юристы попытались разорвать такой кабальный контракт, но сумский губернатор не позволил. В общем, пришлось согласиться, лишь бы поскорее открыть курсы".
По словам Моррис, за те два месяца, что она провела на Украине, с воровством и коррупцией она сталкивалась бессчетное число раз. "Главный врач военной базы в Сумах заказывал у военных медикаменты, и у него полностью исчезло 15 грузовиков с припасами", — рассказала она. Аптечки, которые они собирались раздать солдатам по окончании обучения, тоже раскрали. Спустя несколько дней она увидела такие же на местном рынке.
"Как-то раз мне позвонила одна медсестра из военного госпиталя в Днепропетровске, — вспоминает Моррис. — Сказала, что главврач украл и перепродал все обезболивающие и что раненые мучаются от боли. Обещала прятать от него лекарства, чтобы хоть что-нибудь дошло до солдат. Но кому вообще можно верить? Правда ли главврач расхитил лекарства или это она нас обманывает, чтобы самой их перепродать? Поди разберись. Все врут".
По всему украинскому интернету продаётся пожертвованное Западом защитное снаряжение и медицинские принадлежности. Продавцы тщательно скрываются: многие создают новые учетные записи по каждому товару и настаивают на доставке почтой. "Мы находили в интернете американские бронекаски, — сказал Иван. — Знаете, внутри написан класс защиты и марка. Мы видели такие раньше и поняли, что это помощь Запада. Некоторые попытались связаться с продавцами и договориться о встрече, чтобы вывести их на чистую воду и доказать, что они распродают краденое, но они что-то заподозрили и перестали нам отвечать".
Иван слышал о краже западного оружия, хотя в его отряде один АК-74 на нескольких солдат. "Как именно они воруют, я не знаю, но до украинских солдат никогда ничего не доходит, — сказал он. — Вот если бы нам слали что побольше, чем ПЗРК и винтовки, что нам действительно нужно для борьбы с Россией... Тяжелое оружие так просто не украдешь".
"Не нужна им наша победа": украинцы издеваются над помощью Запада
Шансы Украины на победу Иван оценивает пессимистически. "Никакого Донбасса не останется, — сказал он. — Русские все уничтожат или заберут себе, а потом двинутся на юг. Сейчас я бы сказал, что 80% оставшегося на Донбассе "мирняка" поддерживает Россию и сливает им все наши позиции".
Украине осталось всего три месяца до зимнего предательстваГрядущей зимой на Западе может произойти массовый всплеск недовольства, который заставит лидеров пересмотреть свою поддержку Украине, пишет The Telegraph. Автор статьи считает, что у руководства стран возникнет соблазн принять мирное предложение Путина и отказаться от поддержки Зеленского.
19.08.202200
В ответ на вопрос, желают ли США и Европа победы Украине, Иван лишь рассмеялся. "Это вряд ли, не нужна им наша победа, — сказал он. — Запад мог бы дать нам оружие, чтобы мы стали сильнее русских, но ведь они этого не делают. Мы знаем, что Польша и Прибалтика хотят нашей победы на 100%, но одной их поддержки недостаточно".
"Совершенно очевидно, что США украинской победы не хотят, — сказал журналист из Николаева по имени Андрей*. — Они хотят всего лишь ослабить Россию. Никто в этом конфликте не выиграет, но страны, которые США превратили в свою песочницу, точно проиграют. И масштабы коррупции вокруг военной помощи просто поражают. Оружие украдено, гуманитарная помощь разграблена, и мы понятия не имеем, куда делись миллиарды денег".
Особенно Андрея возмущает, как обходятся с внутренне перемещенными лицами. "Неудивительно, что все хотят в Европу, — объяснил он. — Вот под Днепром есть центр для беженцев, но переселенцам разрешается там находиться всего три дня. И это будет по 45 или 50 человек в одной комнате с одной ванной и крошечной кухней на всех. Условия аховые. А когда через три дня их выгоняют — без денег, без одежды, без ничего — им приходится возвращаться в свои дома, несмотря на опасность. Надо спросить у правительства, куда подевались все деньги на помощь и почему у солдат нет оружия, а у гражданских — крыши над головой?".
Иностранные журналисты прикрывают горькую правду ликующим бредом
До начала боевых действий Андрей не раз писал о коррупции и нечистых на руку политиках. После того, как расследование в отношении одесского чиновника закончилось угрозами расправы в адрес его жены и малолетней дочери, Андрей переправил их к родственникам во Францию. "Украина же демократия, так? Так что правительство не будет на тебя давить — по крайней мере, официально. Во-первых, тебе позвонят и посоветуют остановиться. Во-вторых, предложат денег. И если выяснится, что ты не продаешься, — вот тогда жди нападения", — объяснил он.
"Настоящему журналисту здесь опасно, — продолжил он. — Понимаете, с тех пор, как начались бои, появились новые акулы пера, которые каждый день строчат, что, мол, Путин плохой, российские войска ведут себя по-свински, а украинская армия убила тысячу русских солдат и уничтожила 500 танков. У них миллионы подписчиков в твиттере, но они лгут, это не настоящие репортажи. А стоит написать о коррупции в вооруженных силах — да к тому же с примерами — то никакой славы тебе не светит, а проблем не оберешься".
Андрей подрабатывает у западных коллег "решалой" — подручным, который устраивает интервью и переводит материалы. "Я отработал уже с дюжиной журналистов из разных стран Европы, — сказал он. — Все они пришли в ужас. Уехали с Украины в шоке. Сказали, что не могут поверить, что такое бывает. Но ни в одной из их статей это не отразилось. Наоборот, там говорилось, что Украина на пути к победе — а это не так".
Солдаты и добровольцы подтверждают: ВСУ прикрываются мирными жителями
В июле мы ночевали в гостинице в Краматорске. Нас встревожило, что среди постояльцев затесались бойцы неонацистского батальона "Азов"**. Четвертого августа Amnesty International опубликовала расследование, где утверждалось, что с начала боевых действий в феврале украинские силы регулярно подвергают опасности мирных жителей, создавая базы в школах и больницах и ведя стрельбу из жилых кварталов, — а это явное нарушение международного права.
Теперь, после громкого общественного резонанса, Amnesty International планирует "пересмотреть" свой доклад, однако украинские солдаты и иностранные добровольцы подтвердили, что ВСУ сохраняют значительное присутствие в жилых районах. "Наши базы в основном еще советской постройки, — объяснил Иван. — Так что Россия знает наше расположение вдоль и поперек. Приходится рассредотачивать солдат и оружие по другим местам".
Прислушайтесь к призыву Amnesty International — и не стреляйте в гонца Amnesty International обвиняют в том, что она "перекладывает вину на жертву", когда критикует преступления ВСУ, пишет Politico. Однако, по мнению автора статьи, обвинять правозащитников неправильно, даже если их доклад неудобен для Зеленского и Запада.
11.08.202200
Бывший военнослужащий США по прозвищу Бенджамин Велькро — участник Иностранного легиона территориальной обороны Украины, официального подразделения ВСУ из иностранных добровольцев. Он провел пять месяцев в разных уголках страны и говорит, что размещение солдат в жилых районах — обычное дело.
"Поэтому всякий раз, когда я слышу, что Россия разбомбила школу, я просто пожимаю плечами, — сказал американский доброволец. — Мы и сами стояли в школах. Это факт. Никаких детей там не было, поэтому им ничего не угрожало. А Киев потом может всплеснуть руками и сказать: "Ах, они обстреляли школу!". Для их пропаганды это золотое дно".
Как и Иван, шансы Украины на победу Велькро оценивает мрачно. "Мужик, я искренне хочу, чтобы Украина выиграла. Хочу, чтобы она вернулась в границы до 2014 года. Но разве это реально? Нет. Нельзя вечно воевать на пожертвования со стороны!".
*Некоторые наши собеседники назвались вымышленными именами, чтобы уберечь себя от потенциальной опасности — прим. автора статьи
*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
**организация признана террористической и запрещена в России