Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В преддверии холодов цены на голубое топливо в Европе резко пошли вверх, преодолев очередной психологический уровень в три тысячи долларов за тысячу кубометров газа, пишут "Вести.ua". Из-за опасений полной остановки транзита газа из России началась "энергетическая паника".
Антон Дранник
Цены на газ в Европе перевалили за 3 тысячи 300 долларов за тысячу кубометров. Об этом свидетельствуют данные биржи ICE. Это самая высокая зафиксированная за все время наблюдений цена, причиной которой является последовательное сокращение Россией поставок в регион. Стоимость газа в Европе начала резко расти в конце минувшей торговой недели. Тогда "Газпром" объявил, что с 31 августа по 2 сентября планирует остановить поставки газа по газопроводу "Северный поток – 1". Такое сообщение вызвало настоящий хаос на рынках.
Отметим, что "Газпром" и так уже сократил пропускную способность газопровода до 20% от нормы (составляет 33 миллионов кубометров газа в сутки из возможных 167 миллионов кубометров), что спровоцировало более чем двукратный рост цен на газ в континентальной Европе с июня. Причем у европейских лидеров есть четкое опасение, что любое техническое обслуживание может быть использовано в качестве предлога для длительной остановки газа, поскольку Москва обвинила в сокращении пропускной способности западные санкции, нарушившие ее обычный график технического обслуживания. И опасения весьма небеспочвенны.
По данным Capital Economics, учитывая ценовую ситуацию, "платежный баланс Москвы находится в таком сильном положении, что при сохранении цен на нефть и экспорта нефти на текущих уровнях Россия могла бы удерживать экспорт газа в Европу на уровне 20% от нормального уровня в течение как минимум трех лет". По словам аналитиков, Россия могла бы даже позволить себе полное прекращение подачи газа в Европу примерно на год – при наличии политической воли – без неблагоприятных последствий для своей экономики.
Быстро сбить ажиотаж на рынке могли бы дополнительные поставки из Норвегии и США. Но сейчас газовые объекты в Норвегии проходят сезонное техническое обслуживание, которое продолжится в следующем месяце, в то время как крупный терминал СПГ в США, пострадавший в результате взрыва в начале этого года, отложил запуск до ноября.
Стремительно растущие цены наряду с ограниченным предложением на энергоносители подпитывают инфляцию и подрывают курс евро, который уже прочно закрепился ниже доллара. При этом, как пишет издание Bloomberg, неспособность сдержать кризис грозит спровоцировать социальные волнения и политические потрясения, если дефицит предложения приведет к отключению электричества и холоду в домах этой зимой.
"Министры энергетики Европейского союза могут провести экстренное совещание, чтобы обсудить скачки цен, поскольку лидеры задают более настойчивый тон. Государства-члены уже выделили почти 280 млрд долл. на снижение ценового бремени, но этого вряд ли будет достаточно, в то время как более половины британских домохозяйств рискуют столкнуться с энергетической бедностью, а счета, вероятно, вырастут примерно на 80% уже с октября", – пишет Bloomberg.
Более того, рост европейских цен на газ более чем в 14 раз по сравнению со средним показателем за последнее десятилетие может привести к сокращению промышленного производства в континентальной Европе и подтолкнуть регион к рецессии.
Чтобы помочь своим гражданам пережить зиму, правительства ЕС уже запускают программы субсидирования. Так, например, правительство Великобритании пообещало скидку в размере 400 фунтов стерлингов (473 евро) на оплату счетов за электроэнергию для каждого домохозяйства. В Испании снизили налог на добавленную стоимость (НДС) на счета за электроэнергию с 21% до 10%, а также уменьшили существующий налог на электроэнергию с 7% до 0,5%. Во Франции предлагают своим гражданам единовременную выплату в размере 100 евро. Подобные программы запускаются и в других странах ЕС.
Что касается Украины, то любое повышение цены на энергоресурсы – это всегда удар по бюджету и налогоплательщикам. Ведь для прохождения отопительного сезона Украине придется еще дополнительно закупать газ. Что касается тарифов, то в этом вопросе пока изменений не предвидится. В конце июня парламент поддержал законопроект о моратории на повышение тарифов. В документе говорится, что в течение шести месяцев после его отмены запрещено повышать стоимость газа и его доставки, а также тарифы на отопление и горячую воду. Это значит, что тарифы как минимум останутся на прежнем уровне. Но не для всех. Дело в том, что льготный тариф на газ распространяется только на многоквартирные дома с централизованным отоплением.
В то время как украинцы, проживающие в многоэтажках со своими котельными, вынуждены будут платить рыночную цену. "Что касается ОСМД, то до сих пор не внесены правки в законодательство, согласно которым они смогут покупать газ по той же цене, что и газ для населения (7,96 грн/куб. м). Сейчас Нафтогаз предлагает коммерческую цену газа. Но по этому поводу идут активные баталии. Есть надежда, что ближе к отопительному сезону газ для ОСМД будут продавать по нормальным ценам. Если говорить о предприятиях, то здесь введение льготных цен даже не обсуждается. Поэтому, скорее всего, как и в прошлом году, и для бюджетных предприятий, и для коммерческих стоимость газа будет определяться согласно ценам на Украинской энергетической бирже", – сказал Олег Попенко.
Отметим, по состоянию на 26 августа, согласно данным биржи, средневзвешенная цена газа по предоплате на октябрь составляет 40 тыс. грн/тыс. куб. м. Это именно та цена, по которой газ будут вынуждены закупать в том числе больницы, школы, детские сады и прочие бюджетные организации.
Но главный вопрос на сегодня для Украины – хватит ли газа вообще и будут ли страны, готовые нам его, в случае чего, продать.
"Для минимального прохождения нам нужно 19 миллиардов кубометров газа. Но это без учета резерва, который необходим в случае полного прекращения транзита. Если его учесть, тогда нам нужно еще 2-2,5 млрд куб. м газа, чтобы поддержать давление в трубе. Где их взять и хватит ли нам объемов собственной добычи – пока вопрос открытый. Но, скорее всего, как и в прошлом году, будем работать впритык. Но если раньше мы отключали школы и больницы от тепла, то теперь, к сожалению, есть вероятность, что придется отключать еще и жилой фонд", – резюмировал Попенко.