Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
ЕС вводит потолок цен на российскую нефть. Так Европа хочет снизить зависимость от поставок энергоресурсов из России и сократить ее доходы от экспорта, пишет Al-Eqtisadiya. Однако крупные импортеры черного золота не поддержали эту инициативу, что поставило под сомнение успех западных ограничений.
В конце июня "Большая семерка" (G7), в которую наряду с Японией входят крупнейшие западные экономики, заявила о намерении снизить свою зависимость от поставок энергоресурсов из России, а также добиться сокращения доходов страны от экспорта. В связи с этим страны G7 поддержали усилия Евросоюза по установлению предельной цены на российскую нефть. Другими словами, "Большая семерка" стремится использовать свою экономическую мощь и покупательную способность для снижения цен на нефть из России (ниже свободной рыночной цены) и создания картеля покупателей. Так, в начале июня ЕС запретил своим компаниям страховать, перестраховывать и финансировать поставки российской нефти за границу с конца 2022 года. Позже к этому решению присоединилась Великобритания.
G7 учла запрет на оказание и продажу каких-либо услуг по транспортировке российской нефти по миру, за исключением случаев, когда ее стоимость — ниже потолка цен, определяемого в ходе переговоров между членами группы. Кроме того, G7 будет добиваться присоединения к данным мерам других государств с целью максимизировать свое влияние в данном вопросе. Это означает введение дополнительных санкций в отношении экспорта российской нефти и попытки заблокировать ее отгрузку даже в пункты назначения за пределами "Большой семерки". Цель состоит в том, чтобы сократить доходы Москвы от продажи нефти и тем самым ограничить ее расходы, в том числе на ведение военных действий. Не исключено, что меры направлены на последующее регулирование цен на нефть и энергоносители в целом. Россия экспортирует около 5,6 миллионов баррелей нефти в сутки, из которых 70% транспортируется по морским путям, а остальное почти в равных объемах — по трубопроводам в Европу и Китай.
В следующем году страна столкнется с трудностями при перевозке нефти на танкерах, а именно во время самой транспортировки и стоянки в портах. Это потребует качественных услуг в области страхования, которые трудно получить за пределами западных стран. Владельцы танкеров, портов и водных путей, таких как Суэцкий канал, требуют страхования определенной надежности. Как сообщают некоторые источники, в нормальных условиях на британские и другие европейские компании приходится до 90% услуг по страхованию, перестрахованию и финансированию экспорта российской нефти. С другой стороны, по словам Москвы, теперь страхованием поставок нефти займется Российская Национальная Перестраховочная Компания. Однако многие порты и другие объекты могут отказаться пропускать танкеры, застрахованные российскими и другими компаниями, например, индийскими или китайскими.
Энергетика: Макрон снова кризисный президентФранция сумела запастись газом, но угрозу кризиса никто не отменял. Если Россия полностью прекратит поставки, стране придется столкнутся с проблемами, пишет Le Figaro. Но читатели газеты отказываются верить в фатальность нынешних экономических трудностей. Они советуют Макрону прекратить санкции против России.
02.09.202200
Прекращение предоставления страховых, финансовых и иных услуг при транспортировке российской нефти создаст серьезные препятствия для ее экспорта, и масштабы последствий этого запрета станут известны только после его вступления в силу. Разумеется, Россия не будет сидеть сложа руки и попытается различными способами обойти эти меры, в том числе предоставив больше гарантий по перевозке нефти. Кроме того, она будет стремиться заключить официальные соглашения со странами-импортерами, чтобы предоставить гарантии российским перевозчикам нефти и предлагать скидки для поощрения импорта. Теоретически у стран "Большой семерки" есть шансы на некоторый успех, но вполне вероятно, что Москва откажется продавать нефть по заниженной цене, установленной западными странами, а это означает сокращение поставок российской нефти на рынки. В свою очередь, дефицит поставок повлияет на цены и компенсирует российскому государству доходы, потерянные в результате снижения объемов экспорта. Также вероятно создание вторичных рынков для российской нефти, что означает обход ценовых ограничений и снижение их эффективности. Наконец, будут попытки манипулировать информацией о поставках, ценах и источниках нефти и вывести часть экспорта из-под действия санкций.
Украинский конфликт спровоцировал экономическое противостояние между Западом и Россией, которое коснулось многих отраслей, и в первую очередь — энергетической. В настоящее время Европа страдает от острой нехватки природного газа и беспрецедентного роста цен на данный энергоноситель. Нефтяной рынок также сильно зависим от кризиса, поскольку западные санкции оказывают давление на цены на топливо, которое может послужить некой альтернативой российскому газу. В краткосрочной перспективе европейские страны столкнутся с серьезными проблемами в сфере энергетики, нехваткой поставок и высокой инфляцией. С начала спецоперации Запад приложил большие усилия для сокращения доходов Москвы от экспорта энергоносителей, но эти меры не увенчались успехом. Его политика по установлению потолка цен на российскую нефть является частью попыток снизить российские доходы, получив нефть по низкой цене. Возможно, США и ЕС также хотят контролировать мировые цены на нефть в свою пользу.
Многие эксперты сомневаются в эффективности данной стратегии, особенно по причине неприсоединения к ней крупных импортеров российской нефти, важнейшими из которых являются Китай и Индия. С другой стороны, как напоминает исторический опыт установления предельных цен ниже рыночных, такие меры порождают "рыночные перекосы" и отрицательно сказываются на предложении и доступности товаров, создавая вторичные и даже черные рынки.
Автор: Сауд бин Хашем Джулайдан (سعود بن هاشم جليدان)