Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Зима близко, и на этот раз из-за терактов на "Северных потоках" Европе придется обходиться без российского газа, пишет Asia Times. Следующие два отопительных сезона чреваты серьезными испытаниями для всех европейских потребителей голубого топлива.
Майкл Брэдшоу (MichaelBradshaw)
Продолжают звучать обвинения в связи с причиной крупных утечек на нитках обоих трубопроводов "Северный поток", по которым российский газ через Балтийское море попадает в Европу.
До этого Россия утверждала, что причиной перебоев в поставках по трубопроводу "Северный поток – 1" были западные санкции, из-за которых невозможно было осуществлять техническое обслуживание и ремонт основного оборудования.
Немецкая компания-поставщик Siemens заявляет, что это не так. Европейские политики в один голос обвиняют Россию в шантаже и превращении поставок природного газа в оружие.
Как бы там ни было, большинству европейских стран придется обходиться без российского трубопроводного газа как грядущей зимой, так и в дальнейшем. ЕС полон решимости как можно скорее положить конец зависимости от российского газа, и текущие события могут ускорить процесс.
Следующие две зимы чреваты серьезными испытаниями для всех европейских потребителей газа: домохозяйств, предприятий и промышленности. Но ЕС все же предпринимает кое-какие шаги, призванные в корне изменить свое положение на мировых газовых рынках.
В прошлом Европа играла роль уравнителя, принимая СПГ в летние месяцы, когда в Азии спрос довольно низок. По сравнению с российским трубопроводным газом СПГ был несущественным фактором газовой безопасности ЕС.
Если к 2027 году Европа перестанет импортировать российский газ какого бы то ни было типа, то в качестве центра спроса ей придется конкурировать с Азией. Неясно, сколько времени у рынка СПГ займет увеличение объема поставок для удовлетворения европейских нужд, но в результате мировой рынок восстановит баланс.
Впереди суровая зима
Российские поставки газа в Евросоюз составили в 2021 году около 40% от всего импорта, особенно сильно от них зависит Германия. Хотя на производство электроэнергии идет лишь около 15% голубого топлива, его повсеместно используют для отопления и в энергоемких отраслях тяжелой промышленности, таких как нефтехимия.
Пришло время решительных мер для обеспечения альтернативных поставок, снижения спроса на газ и подготовки к его возможному дефициту зимой. Программа ЕС, которая так и называется: "Экономия газа ради безопасной зимы", направлена на снижение общего спроса на 15% посредством, скажем, призыва отключить термостаты в домах и офисах. Дальнейшие меры ожидаются в ближайшие дни.
Хорошая новость здесь заключается в том, что из других источников— Норвегии, Северной Африки и Азербайджана — трубопроводный газ поступает нормально. Зимние хранилища заполнились более чем на 80% раньше срока.
Способность Европы пережить зиму без кризиса с поставками газа будет во многом зависеть от погоды, причем не только от температур, но и от солнца и ветра, поскольку во многих странах газ используют наравне с возобновляемыми источниками энергии.
В противном случае Европе необходимо привлекать "гибкие" грузы СПГ (поставки, не привязанные к доминирующим в Азии долгосрочным контрактам). Ожидается, что государства – члены ЕС и Европейской экономической зоны импортируют на 41 миллиард кубометров больше СПГ, чем в прошлом году, компенсируя 67% снижение импорта из России.
Прогрессу способствовало падение спроса на СПГ в Китае (почти на 25%) из-за политики “нулевого ковида” и экономического спада. Тем не менее, разрыв в поставках все еще велик, и есть тревожные признаки растущей конкуренции со стороны других стран Азии в контексте зимних поставок СПГ.
Премьер Словакии: энергетический кризис может убить нашу экономикуПремьер-министр страны Эдуард Хегер заявил, что из-за роста цен на электроэнергию экономика Словакии оказалась на грани краха, пишет FT. Брюссель должен прийти ей на помощь, вспомнить о солидарности и поддержать миллиардами евро.
28.09.202200
Аврал
Однако для обеспечения возможности импорта этого газа Европе нужно улучшить инфраструктуру СПГ (терминалы, куда его сгружают с судов, хранят и преобразуют в газ для закачки в трубопроводы для доставки потребителям).
В настоящее время она работает вполсилы из-за дефицита пропускной способности: газ задерживается в переполненных трубопроводах, что вызывает краткосрочные колебания местных цен. Мировые мощности по транспортировке СПГ также ограничены, и стоимость найма танкера в Европу превышает 100 000 долларов в день (скачок на 60% за последний месяц).
ЕС планирует ряд новых проектов СПГ-терминалов. По некоторым данным, к 2025 году общий объем импорта в ЕС может увеличиться на 42%. Но для строительства таких терминалов требуется время, а Европа и без того занята арендой плавучих установок для регазификации и хранения газа — больших судов, которые швартуются и выгружают СПГ с танкеров и перерабатывают в трубопроводный газ.
Аналитики подсчитали, что импортные мощности Европы будут расти быстрее, чем дополнительные поставки СПГ, что в течение следующих нескольких лет приведет к усилению конкуренции и ограничению рынка. А канцлер Германии Олаф Шольц ради заполнения новых терминалов не упустил возможности организовать разъездную агитационную кампанию в странах – экспортерах СПГ, таких как Объединенные Арабские Эмираты.
К счастью, к 2026-27 годам волна новых поставок СПГ заполнит эти терминалы по мере расширения производства в Катаре и запуска новых проектов в США. Нынешний кризис стимулирует и новые инвестиции, особенно в Америке, а кое-кто даже обеспокоен возможностью переизбытка предложения к концу десятилетия.
Но ЕС хочет не просто отказаться от российского газа, а снизить спрос на голубое топливо в целом, ускорив процесс внедрения возобновляемых источников энергии, повысив энергоэффективность общего фонда зданий, электрифицировав отопление жилых помещений и найдя альтернативы использованию газа в промышленности (водород). То есть к концу десятилетия потребности Европы в СПГ вполне могут достичь пика, что приведет к глобальному переизбытку предложения.
Представители газовой промышленности надеются, что после этого Азия восстановит позиции, но считать это несомненным нельзя. Реакция Европы на нынешний газовый кризис может говорить о том, что к 2030 году она будет потреблять гораздо меньше топлива, чем могло бы быть в противном случае, и что она преуспела на пути к поставленным экологическим целям и в вопросах повышения энергетической безопасности.
Майкл Брэдшоу — профессор глобальной энергетики в школе бизнеса Уорикского университета.