Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В руководстве Евросоюза осознали, что бюджет блока стремительно сокращается, пишет FT. Из-за помощи Украине и роста цен на электроэнергию у ЕС почти не осталось свободных денег, и ему, возможно, придется просить больше средств у стран-членов.
Валентина Поп (Valentina Pop)
Ранее на этой неделе на фоне нового витка напряженности, вызванного возобновлением ракетных ударов России, мало кто заметил одну важную перемену: на самом высоком уровне Евросоюза осознали, что казна блока стремительно тает, причиной чему отчасти являются последствия военных действий на Украине и рост расходов на энергию. Мы попробуем рассмотреть варианты развития событий и вероятность увеличения бюджета в следующем году.
Денег слишком мало, чтобы о них упоминать
Министрам финансов европейских стран можно только посочувствовать. Пока они пытаются изыскать огромные суммы денег на поддержку домохозяйств, которые больше не в состоянии оплачивать счета, со стороны Евросоюза на них сыплются все новые бюджетные требования.
В понедельник, десятого октября, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выступила с резким заявлением о том, что, хотя текущий семилетний бюджет Евросоюза был утвержден менее двух лет назад, у Брюсселя уже заканчиваются свободные наличные деньги. Об этой проблеме издание Financial Times сообщало еще в мае.
По словам фон дер Ляйен, ресурсы Евросоюза и гибкость его линий финансирования "чрезвычайно ограничены", потому что действующий многолетний финансовый план (MFF), охватывающий период с 2021 по 2027 год, не был рассчитан на те вызовы, с которыми в настоящее время сталкивается ЕС.
Утечка ресурсов Евросоюза происходит из-за боевых действий на Украине и вызванного ими миграционного кризиса, который вынудил более четырех миллионов беженцев зарегистрироваться для участия в национальных программах защиты в Европе. Стремительный рост темпов инфляции и процентных ставок создает дополнительную нагрузку, как и амбициозные проекты, направленные на повышение стратегической автономии Евросоюза в различных областях, от производства полупроводников до космической и оборонной отраслей.
План MFF был согласован членами союза в 2020 году. Он был дополнен разовым пакетом мер по восстановлению после пандемии COVID-19, который был подкреплен общими займами в размере 800 миллиардов евро. Но, по словам фон дер Ляйен, этот бюджетный план не был рассчитан на решение "многочисленных проблем таких масштабов". Сейчас запасы свободных денег на случай чрезвычайных ситуаций заканчиваются, и это ограничивает способность Евросоюза реагировать на возможные кризисы в дальнейшем.
Еврокомиссар по бюджету Йоханнес Хан (Johannes Hahn) уже готовит план действий в связи с нехваткой бюджетных средств. Запланированный среднесрочный обзор MFF будет перенесен на лето следующего года, после чего комиссия выступит со своими рекомендациями.
Есть три варианта развития событий:
1. Оставить всё, как есть, и продолжить бороться, несмотря ни на что. Такой вариант кажется всё менее вероятным, учитывая призывы фон дер Ляйен сделать так, чтобы ресурсы Евросоюза соответствовали "нашим новым потребностям".
2. Пересмотреть план MFF – к примеру, запросив у государств-членов дополнительные ресурсы для поддержки сильно истощенных линий финансирования, предназначенных для проектов и информационно-просветительской работы в соседних с Евросоюзом странах и во всем мире. Однако для внесения любых изменений в этот план потребуется согласие всех государств-членов, а это повлечет за собой запутанные и тяжелые переговоры.
3. Разовое требование к государствам-членам Евросоюза пополнить казну блока – вне рамок плана MFF – с указанием конкретной цели.
Это происходит на фоне все более настойчивых призывов Украины обеспечить ее регулярными денежными вливаниями – на поддержку ее финансовой системы и на проведение восстановительных работ огромных масштабов.
После бессистемного и несбалансированного подхода к бюджетной поддержке, который вызвал критику не только со стороны Киева, но и со стороны Вашингтона, Еврокомиссия надеется в следующем году собрать для Украины 18 миллиардов евро. Однако для этого потребуется согласие государств-членов, которое абсолютно не гарантировано, учитывая, что Евросоюз до сих пор не может определиться с оставшимися тремя миллиардами из программы на девять миллиардов евро, согласованной ещё в мае.
В результате вопрос о финансировании восстановления Украины – гораздо более существенная статья расходов – остается нерешенным. Он будет главной темой конференции, которая пройдет в Берлине позже в октябре.
Эти призывы к выделению дополнительных средств встретят мощное сопротивление со стороны членов Евросоюза, которые столкнулись с огромным давлением на собственные национальные бюджеты из-за энергетического кризиса, роста цен и риска рецессии по всему континенту. И некоторые столицы крайне скептически отнесутся к любым новым требованиям Брюсселя о выделении дополнительных средств.
Поэтому в ближайшие месяцы нам стоит ожидать чрезвычайно тяжелых переговоров.