Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Из-за роста инфляции европейские пекари вынуждены повышать цены и сокращать производство, пишет NYT. Однако автор статьи настаивает, что в этом виновата не политика ЕС, а Россия, которая "наказывает" и "шантажирует" тех, кто поддерживает Украину.
Лиз Олдерман (Liz Alderman)
С началом российской спецоперации на Украине пшеница на семейной мукомольной фабрике Жюльена Буржуа в центральной Франции подорожала более чем на 30%. Необходимая для работы электроэнергия подорожала втрое. Даже упаковочная бумага и та взлетела до небес.
От всего этого дорожает и каждый батон хлеба.
"Инфляция невероятно жестокая", — посетовал Буржуа, осматривая гигантские дробилки, перемалывающие пшеницу в муку. Недавно он призвал тысячу пекарен, куда поставляет муку его компания Moulins Bourgeois, повысить цену культового французского багета на 10 центов от текущего диапазона от 1 до 1,30 евро, чтобы компенсировать возросшие расходы.
"Пока еще потребители могут себе позволить платить больше, но цены на этом не остановятся, — сказал Буржуа. — Это тревожно". Во Франции багеты уже подрожали более чем на 8%. "Мы помним, что из-за дорогого хлеба у нас приключилась революция", — подчеркнул он.
Есть признаки, что инфляция в Европе усугубляется. Судя по свежим данным от среды, общий рост потребительских цен в сентябре составил почти 11% в Европейском союзе и 10,1% в Великобритании. Продукты питания подорожали почти на 16% в ЕС и более чем на 14% в Великобритании, тогда как энергоносители и там, и тут подорожали почти на 40%.
Инфляция не снижается, и стоимость элементарного батона беспокоит все сильнее. По данным Европейского статистического агентства, основные продукты никогда не были дороже, а за год цены выросли почти на 19% — величайший скачок за всю историю наблюдений.
Завсегдатаи супермаркетов Waitrose, вынужденные затягивать пояса, раскупают рыбьи головы и консервы SpamДаже обеспеченные британцы ощутили кризис стоимости жизни. С полок супермаркетов Waitrose исчезают рыбьи головы и консервы, пишет The Times. Читатели издания называют это свидетельством глупости и раздают советы по эффективному ведению домашнего хозяйства.
20.10.202200
По словам Евростата, основной причиной роста стал конфликт на Украине: он взбудоражил энергетические рынки и поднял цены на зерно, семена масличных культур и удобрения.
Высокие потребительские цены вызывают озабоченность и в США. Инфляция остается величайшей за последние четыре десятилетия, несмотря на попытки Федеральной резервной системы охладить экономику. Даже в США хлеб подорожал по сравнению с прошлым годом на 15%.
Широкий характер инфляции подпитывает беспокойство политиков и экономистов, что рост цен укореняется и сдержать его будет все труднее.
Продовольственные компании несут убытки. В среду мировой продовольственный гигант Nestlé заявил, что поднял цены на 9,5% в третьем квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года (тогда как в предыдущем квартале рост составил 7,7%).
Когда цена на хлеб растет, люди сразу это чувствуют. По данным Евростата, острее всего давление ощущалось в странах, ближайших к зоне конфликта, особенно в Венгрии, где простой хлеб подорожал в сентябре на 77%. В Хорватии, Эстонии, Латвии, Литве, Польше и Словакии хлеб подорожал более чем на 30%.
Этот вихрь коснулся и Германии, где хлеб за год подорожал более чем на 18%, а общая инфляция выросла до двузначных цифр, остановившись в сентябре на отметке в 10,9%.
Берлинская пекарня Fine Bagels недавно подняла цены на нью-йоркские бублики с 1,10 до 1,20 евро. Но и это решение далось непросто, отмечает сотрудница Алиса Жужа.
"У нас кипели споры, — сказала Жужа. — Владельцы не хотели повышать цены, но в конце концов у нас не осталось выбора".
Проблемы усугубила готовность России шантажировать энергией страны, поддержавшие Украину: газ и электроэнергия для поставщиков муки тоже подорожали. Кроме того, счета стремительно растут и для энергоемких предприятий вроде промышленных и ремесленных пекарен, где печи работают почти целый день.
В Нидерландах из-за дорогого электричества с конца лета закрылся целый ряд булочных. Пекарни в Бельгии тоже поднимают цены, причем каждая десятая уже прекратила работу — и до конца года закрытий прибавится.
Вайдас Баранаускас из ремесленной пекарни Velzelio Duona на севере Литвы попытался этой участи избежать. Особым спросом пользуются его традиционные ржаные буханки по бабушкиному рецепту. Чтобы компенсировать скачок цен на муку, подсолнечное масло и сахар, он уже поднял в этом году цены на 33% — до 12 евро за буханку. А сухофрукты и семена, ингредиенты целого ряда хлебобулочных изделий, подорожали вдвое.
Чтобы сэкономить на электроэнергии, Баранаускас покрыл крышу солнечными панелями. Но зима приближается и темнеет все раньше, а электричество стоит на 500% дороже, чем год назад. Из экономии он и шестеро его сотрудников теперь зажигают печи четыре дня в неделю вместо пяти.
"Ничего подобного прежде не случалось, — сказал Баранаускас. — Настали трудные времена, и многие компании рассуждают, насколько вообще целесообразно продолжать работу".
Не застрахованы даже промышленные пекарни. Крупные европейские супермаркеты продают огромное количество хлеба и пытались искусственно занижать цены, чтобы заманить клиентов. Они долго торговались с поставщиками, но всеобщая дороговизна заставила и их поднять цены.
Инфляция ложится тяжким бременем на европейских предпринимателей. Все труднее становится и рабочим: чтобы свести концы с концами, они требуют повышения заработной платы.
Аттила Печи, владелец пекарни Arán в Седьмом районе Будапешта, сказал, что в этом году уже дважды повышал зарплату своим 30 сотрудникам. Зарплаты составляют примерно половину стоимости каждой буханки. На продукты и энергию приходится еще треть.
С ростом расходов с января Печи поднял цены на 12%. До конца года он планирует еще одно повышение и считает, что покупатели должны быть готовы.
А цены вряд ли снизятся, предупредил президент европейской федерации поставщиков хлебобулочных изделий Fedima Йохан Сандерс.
"Впервые за многие годы мы наблюдаем инфляционные эффекты по основным продуктам питания, — сказал Сандерс. — Это пугает, потому что это надолго, а сбить цены будет сложно".
Инфляция в еврозоне перевалила за двузначную психологическую границу. Что теперь? В сентябре инфляция в еврозоне достигла целых десяти процентов, пишет Advance. Тот факт, что она растет быстрее прогнозов, означает, что предпринимаемые для ее сдерживания меры недостаточны или неэффективны. От ЕЦБ ждут более жестких и решительных действий.
06.10.202200
Буржуа, владелец мукомольной фабрики под Парижем, именно к такому и готовился. Он отметил, что боевые действия уже помешали украинским аграриям собрать полный урожай к следующему году. "Наши судьбы тесно переплетены с конфликтом, — сказал он. — Если так и будет продолжаться, зерно будет дорогим еще долго".
Затраты на производство Moulin Bourgeois подскочили за год на 30%. Одни только счета за электричество вот-вот достигнут 200 000 евро в месяц (для сравнения, в 2021 году было 50 000 евро). Буржуа днюет и ночует на работе. Мельницу в 1895 году основал его прадед, и тогда она была первой каменной во всей округе с приводом от водяного колеса. Сейчас это автоматизированное предприятие с 18 зерновыми элеваторами на площади шесть акров, а его мощность составляет до 450 тонн пшеницы в день.
Недавно он разослал мрачное письмо тысяче пекарен, куда поставляет муку. "Уважаемые клиенты, — начиналось оно. — Никогда прежде сырье и энергия не были так дороги, как сегодня. Мы вынуждены поднять наши цены с 1 ноября. Мы призываем и вас поднять цены, чтобы компенсировать разницу: на 10 центов за багет — это разумно".
В популярной булочной в зеленой деревне Креси-ла-Шапель, в 40 минутах езды к северу от мельниц Буржуа, владельцы Серж и Мари Пинге до конца оттягивают роковой день.
"Во Франции стоит только хлебу в булочной на углу подорожать хотя бы на пять сантимов, люди сразу это замечают", — сказала Пинге, когда очередь из покупателей, слетевшихся на аромат свежеиспеченных багетов, уползла за дверь.
Супруги Пинге пока не поднимали цену на багет, опасаясь, что даже верные покупатели разбегутся по супермаркетам. Но круассаны и кондитерские изделия дорожают, чтобы компенсировать разницу.
"Цены меняются так быстро", — сетует Пинге. Он приходит каждый день в два часа ночи замешивать тесто для утренней выпечки. Сливочное масло за год подорожало вдвое до 12 евро за килограмм, а сахар — на 30%. А коробка из 360 яиц обходится Пинге в 78 евро, хотя раньше стоила вдвое меньше.
Хотя священный багет по-прежнему доступен, остальные товары уже подорожали, и цены продолжат расти в ближайшие два-три года, говорит он.
"А если цены подскочат слишком высоко, люди перестанут покупать, — заключил Пинге. —Это порочный круг".