Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
HBO и Amazon с разницей в несколько дней начали дебютный показ значимых и высокобюджетных фэнтези-сериалов. Разочарование после выхода первых эпизодов "Дома дракона" и "Колец власти" у фанатов уже сменилось оптимизмом. Автор статьи Vanity Fair оценила перспективы двух главных фэнтези сезона.
Натали Джарви (Natalie Jarvey)
Когда HBO и Amazon с разницей в несколько дней решили провести премьеру масштабных (не говоря уже о том, что дорогих) новых фэнтези-сариалов, они приготовились к битве, которая будет такой же масштабной, как любая эпопея, которая разыграется на телеэкранах. Получит ли "Дом дракона" (House of the Dragon) корону зрительской аудитории или станет ли "Властелин колец: Кольца власти" (The Lord of the Rings: The Rings of Power ) тем жанровым сериалом, который будет властвовать над ними всеми?
Люди, участвовавшие в создании этих сериалов, были раздражены тем, что их сравнивают. "Нас даже показывают в разное время", — сказал в июле в интервью изданию The Hollywood Reporter Джордж Мартин (George R.R. Martin ), автор "Игры престолов" и соавтор "Дракона". И все же Голливуд не может устоять, особенно потому, что он ищет уроки, которые можно применить к более скромному следующему этапу стриминговых войн. "Наличие чего-то, что является культурным феноменом, имеет решающее значение для любого сервиса" — сказал в интервью Vanity Fair аналитик LightShed media и technology Ричард Гринфилд (Richard Greenfield).
По правде говоря, сопоставить два сериала — задача непростая, это своего рода тяжкое испытание наподобие сравнивания совершенно разных вещей — божьего дара с эльфийской яичницей. И все это — из-за платформ, на которых их показывают, и доступных данных — или недоступных. Хотя оба сериала основаны на романах, написанных в жанре фентэзи, у которых есть легионы преданных читателей, на этом их сходство в основном и заканчивается. "Дом дракона" является приквелом к безумно популярному и длинному сериалу "Игра престолов", и он доступен как на кабельном канале (HBO), так и в стриминговом сервисе (HBO Max). При этом "Кольца власти" — это оригинальная история, которая навеяна кинотрилогией режиссера Питера Джексона (Peter Jackson), но прямого отношения к ней не имеет, и транслируется на видеоплатформе (Amazon Prime Video), управляемой одной из крупнейших технологических компаний в мире. Тем не менее, учитывая, что "Кольца" только что завершили свой первый сезон из восьми серий, а "Дракон" готовится к выходу в воскресенье вечером десятой и последней серии своего первого сезона, сейчас, наверное, самое время попытаться критически оценить их успех.
Линии поведения
Во-первых, это исследование того, что представляет собой успех для компаний, стоящих за обоими проектами. Amazon была наиболее известна непримечательными и нудными сериалами, такими как детективная эпопея "Босх" (Bosch) и комедийная драма "Очевидное" (Transparent). И в 2017 году, когда она потратила якобы 250 миллионов долларов на приобретение прав на мир фэнтези Толкина (J.R.R. Tolkien), ей был необходим знаменательный, "поворотный" для платформы глобальный хит. "Игра престолов" (Game of Thrones) еще только завершала свой восьмисезонный показ, и руководители Amazon, как и многие другие в Голливуде, надеялись, что им удастся выпустить следующий сериал в простеньком жанре с банальным сюжетом вроде "разговоров возле кулера для воды" (в этом жанре выступает на корпоративах американский коллектив The Water Coolers, исполняя скетч-комедии и поп-пародии на проблемы повседневной жизни — прим. перев.). Телесериал "Властелин колец" (A Lord of the Rings ) потенциально мог "зажечь" аудиторию страстных поклонников и стать визитной карточкой компании, не говоря уже о том, чтобы разгорячить уже существующих членов Prime. Поскольку план выпуска пяти сезонов уже существует, Amazon рассматривает сериал в перспективе, который, как ожидается, будет стоить более 1 миллиарда долларов, когда все будет сказано и сделано. Премьера "Колец власти" состоялась в начале сентября, как раз в тот момент, когда Amazon подписала свой эксклюзивный контракт на трансляцию по вечерам в четверг игр Национальной футбольной лиги. "В промежутке между „Футболом в четверг вечером” и „Властелином колец” Amazon резко расширяет стриминг Amazon Prime, — говорит Гринфилд. — Это важный шаг в правильном направлении".
Драконы сериала "Дом Дракона": как их различать и кому они принадлежат"Дом Дракона" – телевизионный сериал и приквел "Игры Престолов", вызвавший ажиотаж по всему миру. Драконов в нем намного больше, отмечает автор статьи Insider. Он представляет читателям гид по ним и рассказывает об особенностях каждого.
04.10.202200
Еще задолго до завершения "Игры престолов" телеканал HBO искал подходящий сериал, чтобы расширить свой "плацдарм" до Вестероса. После того, как некоторые фанаты разочаровались финалом этого сериала, стало еще более важно, чтобы руководители нашли правильный проект для превращения "Престолов" во франшизу. В поисках следующего сериала материнская компания HBO пережила два значительных перехода прав собственности: сначала продажу AT &T, а затем слияние с Discovery, что привело к смене руководства и изменению корпоративных приоритетов. Когда "Дом дракона", наконец, стартовал в конце августа (более чем через три года после выхода новых эпизодов "Престолов") — ему нужно было и набрать фанатов, и привлечь новую аудиторию к историям о мечах и драконах. Речь шла об аудитории, которая в идеале поддалась бы соблазну подписаться на HBO Max и оставалась бы там, чтобы смотреть другие программы, такие как сериалы "Наследники" (Succession) или "Барри" (Barry).
Рейтинги
Оказывается, создание хитов — это не игра с нулевой суммой. По данным HBO, в день премьеры 21 августа "Дом дракона" привлек почти 10 миллионов зрителей в США, благодаря чему он стал самым популярным новым сериалом в истории канала. Не прошло и двух недель, как более 25 миллионов зрителей по всему миру посмотрели "Кольца власти", что, как говорят в компании, принесло ему такую же максимальную популярность в истории Amazon. Эти данные, предоставленные самими компаниями, указывают на то, что их сериалы оказались для них успешными с самого начала, но сравнивать их, чтобы определить, у какого из них был лучший дебют, почти невозможно.
Рейтинговая компания Nielsenпредлагает немного более четкую картину того, как премьеры "Дома дракона" и "Колец власти" показали себя в сравнении — во всяком случае, в США. По словам ее специалистов, "Дракон" за первые четыре дня показа на каналах HBO и HBO Max собрал аудиторию в 14,5 миллионов человек, что дало ему небольшое преимущество перед "Кольцами", первую серию которого за четыре дня после премьеры посмотрели 12,6 миллиона зрителей.
"Это похоже на возвращение в прошлое, — говорит доцент парижской школы менеджмента Леонарда де Винчи Джули Эскуриньян (Julie Escurignan), которая исследует настроения фанатов „Игры престолов”. Она отмечает, что зрители испытывают „ностальгию” по старым добрым сериалам с банальным сюжетом. — Есть желание почувствовать себя как до [пандемии]. И „Дом Дракона” дает нам такую возможность".
Еженедельно "Кольца власти" доминируют в рейтингах потокового контента, публикуемых компанией Nielsen, которая измеряет, сколько минут просматривается сериал. На протяжении своей премьерной недели он дебютировал как стриминговый сериал номер один с 1,25 миллионами минут, опередив "Дом дракона", который смотрели 781 миллион минут. Но здесь опять необходимо уточнение: рейтинги стримингового вещания Nielsen не учитывают линейную аудиторию HBO, которая смотрит "Дом дракона". Телеканал HBO сообщил, что в США серии первого сезона каждого сериала в среднем посмотрели по 29 миллионов зрителей на всех платформах. Amazon не сообщает никаких данных по сериям, помимо тех, что публикует компания Nielsen. Это свидетельствует о сохраняющейся многочисленной аудитории "Колец", даже несмотря на то, что еженедельно общее количество просмотренных минут немного снижается.
Существует также фактор перекрестных данных, поскольку многие люди смотрят оба сериала, что неудивительно, учитывая, что обе франшизы популярны среди фанатов фэнтези. Помогает то, что новые серии выпадают на разные дни. "Кольца власти" показывают по пятницам, а "Дом дракона" — по воскресеньям. По данным компании Nielsen, 34% зрителей "Колец власти" также смотрят "Дом дракона", а 33% зрителей "Дракона" смотрят еще и "Кольца".
Мнения критиков и зрителей
Хорошая новость: критикам в равной степени нравятся оба сериала. Согласно мнениям, публикуемым на сайте Metacritic, 40 отзывов критиков о сериале "Кольца власти" положительные (71 балл). "Дом дракона" не слишком отстает — 43 положительных отзывов (69 баллов). Однако зрительская аудитория, похоже, придерживается не столь неоднозначных взглядов, хотя на сайтах-агрегаторах, на которых публикуются рецензии, говорится, что зрители отдают предпочтение "Дому дракона". (К оценкам зрителей следует относиться с некоторым скептицизмом, особенно это касается "Колец", которые, возможно, подверглись "бомбардировке рецензиями" после того, как вызвали по определению издания The Hollywood Reporter, "расистскую реакцию" на инклюзивный подход создателей сериала к подбору актеров).
Оценки обоих сериалов в онлайн-чатах очень высоки, особенно после выхода новых серий. По данным аналитической фирмы Parrot Analytics, которая определят спрос на сериалы на основе таких факторов, как активность на платформах социальных сетей и фан-сайтах, а также пиратство, оба эти сериала пользуются гораздо более высоким спросом, чем большинство других. Но среди имеющихся фанатов сериала "Игра престолов", которые вряд ли сохраняли спокойствие с тех пор, как он закончился, "Дом дракона" одержал верх. По данным Parrot Analytics, за неделю премьерного показа "Дом дракона" пользовался в среднем почти в 103 раза большим спросом, чем среднестатистический сериал по всему миру. На сериал "Кольца власти", которому пришлось создать на своей платформе в основном новую аудиторию фанатов, за премьерную неделю спрос почти в 64 раза превысил средний показатель. По данным аналитической платформы Chartable, за последние 30 дней "Дом дракона" по подкастам в чартах Apple и Spotify в целом превзошел "Колец власти". А у "Дракона", у которого 779 тысячподписчиков в Твиттере по сравнению с 517 тысячами у "Колец", даже отмечался "вирусный момент", когда звезда Эмма Д'Арси (Emma D’Arcy) запустила новый осенний тренд в выборе напитков.
Хотя эти данные не отражают всей картины, они вызвали ощущение, что "Дом дракона — это (во всяком случае, на данный момент) более масштабный культурный феномен. В связи с чем критик издания Variety Кэролайн Фрамке (Caroline Framke) сказала, что испытывает о "чувство некоторого замешательстве из-за того, что [сериал „Кольца власти″] и наполовину не стал тем монстром поп-культуры, которым когда-то обещал стать".
По словам Джона Бен-Ашера (Jon Ben-Asher), сотрудника сайта TheOneRing.net фанатов "Колец власти", у сериала "Дом дракона" было "большое преимущество", поскольку фанаты уже привыкли по воскресеньям вечером включать канал HBO, чтобы посмотреть "Битву престолов". При этом компании Amazon пришлось завоевывать доверие фанатов "Колец", показав им, что она может аутентично превратить мифологию Толкина в сериал. "В этом маленьком мирке, — говорит он, имея в виду сообщество фанатов на TheOneRing.net, — людям нравится этот сериал".
Вердикт
Так кто же победил в битве жанровых сериалов? По правде говоря, проигравших здесь нет. Ни один из проектов в дебютном показе не провалился, и оба выдержали первую критику, чтобы подготовиться к длительному прокату. Телеканал HBO обновил "Дом дракона", что позволит существующей сюжетной линии развиваться в течение трех или четырех сезонов. Что же касается компании Amazon, она уже дала добро на показ всех пяти сезонов "Колец Власти".
Забегая вперед, Голливуд должен "болеть" за оба сериала и смотреть, какие уроки можно извлечь. Ведь каждый телеканал и стриминговый сервис в городе хочет выпустить свой собственный незатейливый сериал. У Disney+ есть "Мандалорец" (The Mandalorian ), но он продолжает "прочесывать" вселенные "Звездных войн" и Marvel в поисках новых сюжетов. Компании Netflix еще предстоит найти сериал, который сможет заменить "Очень странные дела" (Stranger Things) и стать его следующей крупной и приносящей прибыль франшизой — в отличие от случайных победителей в виде мини-сериалов, таких как недавно вышедший "Дамер" (Dahmer-Monster: The Jeffrey Dahmer Story). А стриминговый сервис Hulu надеется заманить зрителей "Рассказа служанки" (Handmaid’s Tale), чтобы они не переключались и смотрели экранизацию цикла романов-фэнтези "Королевство шипов и роз" (A Court of Thorns and Roses). Сейчас над проектом работает Рональд Мур (Ronald Moore), сценарист сериала "Чужестранка" (Outlander).
Как отмечает аналитик Гринфилд из LightShed, стриминговые войны будут продолжаться только в том случае, если каждая компания сможет продолжать выпускать большие, волнующие хиты. "Вы можете добиться большого успеха, но если у вас недостаточно других [программ], он ничего не значит".