Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Грядущую зиму Европа, скорее всего, переживет, чего нельзя сказать с уверенностью о двух следующих, считает обозреватель Bloomberg Хавьер Блас. На энергетическом рынке недостаточно СПГ, чтобы полностью компенсировать импорт из России, и это может привести к катастрофе.
Дефицит углеводородов в Европе предстоит восполнить другими, более спорными источниками энергии. Энергетический кризис в Европе спровоцировал возвращение к использованию угля. Ранее она всеми способами старалась отказаться от этого загрязнителя. Но как минимум в краткосрочной перспективе сделать это нереально.
В последние годы в Германии, которая пытается постепенно свести на нет использование угля, возродили практику уничтожения целых деревень ради добычи бурого каменного угля из залежей под ними.
Корреспондент: Иммерат (поселок в 70 километрах к югу от Кельна. – Прим. ИноСМИ.) был уничтожен, чтобы расширить расположенную здесь огромную шахту открытого типа, за счет которой функционирует местная электростанция, наносящая сильнейший в Европе ущерб окружающей среде.
В краткосрочной перспективе мы, по всей видимости, будем наблюдать рост выбросов, а это может существенно нарушить европейские планы достижения климатической нейтральности. В некоторых странах стали возрождать также ядерную энергетику, даже в Германии, где она была под строгим запретом, а теперь правительство решило продлить срок службы оставшихся АЭС.
Великобритания и Швеция тоже планируют нарастить использование ядерной энергии, хотя на ввод новых станций в эксплуатацию уйдут годы. В краткосрочной перспективе данный вид станет скорее помехой, чем благом. Так сложилось, что во Франции половина парка ядерных реакторов находится на ремонте.
Благодаря своему огромному потенциалу Франция всегда с гордостью экспортировала энергию в другие страны Европы. Она не ожидала, что однажды ей может потребоваться импорт электроэнергии, а ведь это меняет динамику развития всех соседей. Великобритания, Германия, Испания — всем придется отправлять импорт во Францию, то есть у них самих электричества станет меньше.
Поскольку быстро восполнить дефицит энергопоставок Европа не в состоянии, в игру вступает второй элемент уравнения: снижение спроса. Многие страны разработали рекомендации для домохозяйств и предприятий по добровольному сокращению потребления энергоресурсов, такие как ограничение отопления в офисах, выключения света на ночь и использование сушильных машин в строго отведенное для этого время.
Единственный важный шаг, который могут предпринять европейские семьи, — это уменьшить температуру в жилищах примерно до 19 градусов, и тогда спрос на газ в ЕС снизится где-то на 5-7%.
В основном необходимость сокращения спроса на энергоресурсы не потребует особого давления со стороны правительства. Это неизбежно произойдет само собой на фоне повсеместного роста цен. Многие компании снижают производство, а некоторые никогда уже не смогут вернуться к докризисному уровню.
Мартин Фрэнклэнд (владелец мясной лавки в Лондоне): Большинство продуктов выросло в цене, причем минимум на 15-20%. Выручка уменьшилась, как и клиентская база. Для жизни в условиях инфляции людям нужно больше денег. Знаете, правильно говорят, что многие предприятия просто не выдерживают.
Европейцы испытывают дискомфорт из-за счетов за электроэнергию, возникает ужасная экономическая ситуация для многих граждан с низким и средним уровнем дохода. По всей Европе вспыхивают протесты против повышения стоимости жизни.
Участник протеста: Мы призываем не оплачивать счета за электричество и хотим привлечь к забастовке миллион человек.
Участник протеста: Растут цены на все, на энергию и на продукты. Так что мы требуем повышения зарплат.
В качестве ответной меры некоторые страны стали частично субсидировать счета граждан, что может стоить им сотни миллионов евро и фунтов только этой зимой.
Проблемы есть и с предложением.
Проблемы с субсидиями и потолками цен заключается в том, что они мешают ценовому сигналу достигать домохозяйств, то есть у последних нет стимула экономить и стараться потреблять меньше энергии, чем прошлой зимой. Речь идет о замысловатом и шатком равновесии между помощью семьям и защитой их от высоких цен с одной стороны и обеспечением работы рынка и снижением спроса — с другой. Нужно, чтобы газа хватило на зиму. Одна из мер, которые нужно принять, — защитить наиболее уязвимые групп населения: бедняков и рабочий класс, хотя в данный момент большинство европейских стран защищает буквально всех.
Европе, может, и не удалось найти идеального решения для задачи со спросом и предложением, но кое-где она все же добилась успеха на фоне приближающихся холодов. Многие страны успешно пополнили неприкосновенные запасы природного газа, в результате чего цены на него наконец снизились после рекордных отметок в летние месяцы. Согласно прогнозам синоптиков, зимой температура будет не очень низкой.
Эту зиму Европа переживет, а вот о двух следующих — в 2023 и 2024 году — наверняка не скажешь. Без российских поставок следующая зима представляется катастрофической. На энергетическом рынке недостаточно СПГ, чтобы полностью скомпенсировать импорт из России. Это изменение схемы закупки Европой газа следует рассматривать как постоянную величину, чреватую повышением цен на нефть и газ.
Многие надеются, что осознание данного факта подтолкнет Европу двигаться в том направлении, которое и без того представляется неизбежным, а именно к переходу на возобновляемые источники энергии. Из-за кризиса этого года такая перспектива стала привлекательнее, чем когда-либо.
В этом году мы поняли, что ископаемое топливо не гарантирует безопасность энергетической системы, в отличие от "чистой" энергии на основе возобновляемых источников. Создание соответствующей энергосистемы – задача не из простых. Предстоит много работы, нужны инновации и инвестиции. Но все вполне осуществимо.
Возобновляемые источники уже помогают переломить ситуацию. Согласно исследованиям, в период с сентября по март мощь солнца и ветра помогла Европе сэкономить 11 миллиардов долларов в условиях сокращения импорта газа.
Мы видим, как правительства, власти увеличивают стимулы для строительства более "чистых" ветряных и солнечных электростанций. Европа не отказалась от стремления стать климатически нейтральной к середине века.
Ископаемые виды топлива хоть и привели к невероятному повышению уровня жизни людей, но вызывают одну войну за другой, один кризис за другим. В прошлом у нас не было альтернатив, а теперь есть цель: устойчивая, доступная и безопасная энергетическая система. Эта позиция и стремление к ней — чуть ли не единственный положительный момент за весь этот год.