Глобальные амбиции китайского права

PS: Запад не готов к глобальным амбициям Китая

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Западу легко изображать Китай иррациональным возмутителем спокойствия, пишет PS. Однако подобные упрощенческие рассуждения иллюстрируют неподготовленность западных демократий к росту международного влияния Пекина.
Недавний доклад неправительственной организации Safeguard Defenders, в котором сообщалось о существовании "секретных отделений китайской полиции" в городах по всему миру, включая Нью-Йорк, спровоцировало начало расследований в нескольких европейских странах и привлекло внимание ФБР. Но хотя эти расследования призваны защитить верховенство закона от диверсий, они также иллюстрируют неподготовленность западных демократий к росту международного влияния Китая. Стремясь выглядеть "жёсткими по отношению Китаю", западные СМИ и государственные чиновники показали свою неспособность (и, наверное, нежелание) дать верную оценку докладу Safeguard Defenders, который страдает от ошибок при переводе и от непонимания китайских и международных правовых норм. Рост силы Китая требует тщательных технических дискуссий и выработки стратегии, а не грубых популистских призывов.
С тех пор как Китай превратился в глобальную экономическую и политическую державу, он сосредоточился на формировании международных норм и институтов. В последние годы китайское руководство действительно сделало экстерриториальную юрисдикцию одним из национальных приоритетов, включив в законодательство страны положения, которые призваны расширить его действие за пределы китайских границ. Однако экстерриториальное влияние Китая является естественным следствием его возросших экономических и политических взаимосвязей с остальным миром. Поскольку китайское влияние возросло, власти Китая и остальных стран обязаны определиться: можно ли согласовать китайское право с западными правовыми системами, и как это сделать. Уголовное судопроизводство – это небольшой, но показательный пример. Китай всё более настойчиво добивается репатриации лиц, подозреваемых в уголовных преступлениях и бежавших от правосудия. Его внимание в первую очередь сосредоточено на делах, вызывающих большую озабоченность у китайского общества, например, на делах онлайн-мошенников, выбравших своей мишенью Китай, или делах коррумпированных местных чиновников, сбежавших за границу. Преследование подобных уголовников и возврат украденных ими активов считается важнейшим компонентом профилактики преступности и демонстрацией легитимности государства перед китайскими гражданами, доказывая способность этого государства защищать их интересы повсюду в мире.
Для этого Китай изучил и во многом скопировал практику, существующую у традиционных держав, в частности, США. Китай использует различные методы применения китайского права за рубежом. В их числе экстрадиция и официальное международное сотрудничество, осуществление давления с помощью ареста имущества подозреваемых лиц внутри страны, обещание снисхождения тем, кто возвращается добровольно.
Но хотя Китай заимствует правовые инструменты у других стран, ему часто не хватает необходимого потенциала для расширения зоны охвата своего права, поскольку у него нет достаточного количества соглашений об экстрадиции, профессиональных ресурсов, а также необходимого международного влияния. Представляется очевидным, что расширение возможностей Китай в применении своего права за рубежом будет оставаться важным приоритетом для властей страны. Да, обоснованная озабоченность по поводу преследования Китаем политических диссидентов негативно влияет на восприятие в мире его экстерриториальной тактики. Хотя действия правоохранительных органов Китая за рубежом не сосредоточены в первую очередь на диссидентах, абсолютно необходимо учитывать их трудное положение, равно как и неадекватность процедурной защиты для всех подсудимых в системе уголовного судопроизводства в Китае.
Если говорить на более фундаментальном уровне, понимание правящей Коммунистической партии Китая принципов верховенства закона отличается от западных концепций. В Китае руководство страной КПК считается "сущностной особенностью и неотъемлемым требованием" в "социалистическом правовом государстве с китайской спецификой". В контексте китайского коммунизма законы – это в первую очередь инструмент поддержания внутренней стабильности и власти КПК.
Может ли Китай стать посредником в украинском конфликте?Китай заинтересован в посредничестве в украинском конфликте, пишет Le Figaro. Оно укрепит его позиции в борьбе с США. Для противостояния Пекину нужно партнерство с сильной Москвой — поэтому он будет готов отдать ей Донбасс, считают авторы статьи.
Более того, КПК отвергает институциональные сдержки исполнительной власти, такие как конституционализм, разделение ветвей власти, независимость судов. Они считаются "ошибочными западными концепциями". Возникает вопрос: может ли такая правовая система гарантировать базовую справедливость и уменьшить произвол для защиты прав китайских и иностранных граждан? Над этим вопросом все, в том числе правительства других стран, должны серьёзно задуматься, прежде чем начинать взаимодействовать с правовой системой Китая.
В сравнении с другими сферами права тема уголовных процедур выглядит сравнительно простой. В развитых странах правовые системы хорошо подготовлены, чтобы определить, является ли контакт Китая с собственными гражданами за рубежом равносильным незаконному запугиванию, преследованию или ненадлежащему действию со стороны иностранного правительства. Недавнее эпохальное решение Европейского суда по правам человека, заблокировавшего экстрадицию из Польши в Китай тайваньского мужчины, которого обвиняли в мошенничестве, показывает, как именно судебные процессы могут использоваться для уклонения от соучастия в китайских нарушениях надлежащих правовых процедур или других базовых прав человека.
Однако подобные расчёты, скорее всего, станут намного более сложными в других сферах, например, в трансграничных спорах или при установлении стандартов, касающихся новых технологий или передачи данных. Учитывая, что подобные дела обычно связаны с большим количеством юрисдикций, с более широким разнообразием интересов и с менее чётко установленными правовыми нормами, поиск простых решений выглядит нереалистичным. Китай активно самоутверждается, поэтому для защиты прав всех сторон потребуются более надёжные правовые рамки.
Хотя Китай в основном следовал за другими странами, утверждая себя в качестве крупного глобального игрока, он, скорее всего, будет стремиться оказывать больше влияния на процесс выработки правил, особенно в новых правовых сферах. Решение проблем, связанных с ростом влияния Китая, потребует новых правил взаимодействия, а также анализа с опорой на факты и технических дискуссий. Китай проделал большую работу, чтобы выучить, скопировать и внедрить у себя глобальные правовые практики. Европейские и американские власти должны формировать у себя столь же корректное понимание действий и амбиций Китая.
Легко заручиться общественной поддержкой, изображая Китай иррациональным возмутителем спокойствия, старающимся навязать свою волю остальному миру. Но сенсационные сообщения о "секретных отделениях полиции" не способствуют поддержанию международного порядка, основанного на правилах. Более того, подобные упрощенческие рассуждения серьёзно недооценивают Китай, а также проблемы, которые возникают из-за его стратегических и далеко не простых усилий, направленных на использование права для продвижения своих национальных интересов.
Обсудить
Рекомендуем