Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Антироссийские санкции легли на Японию тяжелым бременем, пишет Nihon Keizai. У Токио остался только один крупный экспортер нефти, и это усиливает его энергетическую зависимость — а вместе с этим и риски. Населению и бизнесу придется платить за политику высокую цену.
В мае лидеры семи крупнейших экономик, включая Японию, США и страны Европы, договорились о постепенном отказе от российских энергоносителей. Ситуация стремительно менялась, и доля московской нефти в японском импорте резко сократилась.
Доля поставок российского черного золота, которая в торговой статистике за период по апрель находилась почти на уровне среднего показателя предыдущего года (3,6% от общего объема импорта), в июне и сентябре упала до нуля.
Предварительные данные за октябрь также демонстрируют отсутствие импорта. Это указывает на то, что, возможно, в Японии больше нет российской нефти. Государственное управление природных ресурсов и энергетики ссылается на то, что предприятия отказались от продукции из "санкционной" страны ввиду репутационных рисков и других факторов.
Йельский университет провел опрос ведущих мировых компаний на предмет выхода из бизнеса, связанного с Россией, или его сохранения, после чего опубликовал их список. Главный экономист Sumitomo Corporation Global Research Такаюки Хомма (Takayuki Homma) отметил: "Ведущие предприятия обеспокоены этим списком, который побуждает их к уходу".
Плата за отказ от России велика. Москва способствовала диверсификации партнеров, и теперь зависимость Токио от импорта черного золота с Ближнего Востока еще больше возрастет. Риски, связанные с поставками, увеличатся, если с этими странами-экспортерами нефти что-то произойдет, а российской продукции при этом не будет.
Европейский союз (ЕС) накладывает ограничения на закупки из России, чтобы оказать на нее воздействие. В результате спрос на альтернативное топливо и его предложение ужесточаются до такой степени, что повышательное давление на нефть марки Brent, служащей эталоном на европейском рынке, усиливается.
"Северные территории", рыболовство и безвизовые обмены: Японии нужно проявить изобретательность в поддержании связей с РоссиейЯпонии нужно думать о собственных интересах, пишет "Майнити симбун". Следование за антироссийской политикой США в связи с Украиной больно ударило по стране. Чтобы минимизировать ущерб, Токио должен взглянуть на вещи с точки зрения Москвы и придумать новую стратегию.
23.11.202200
Разрыв между фьючерсами на Brent и на американскую нефть не сокращается — он составляет более пяти долларов за баррель. Фрахтовые ставки на танкеры тоже будут расти. Это связано с тем, что большее количество черного золота будет поставляться морскими путями на большие расстояния. Даже без учета обесценивания иены повышение затрат на импорт может превысить удорожание нефти марки Brent и других эталонных сортов, считает сопредседатель Market Risk Advisory Наохиро Ниимура (Naohiro Niimura).
Средняя стоимость доставляемой в Японию нефти используется в качестве индикатора ценообразования на сжиженный природный газ (СПГ), который закупается по долгосрочным контрактам. Ее повышение приведет к росту цен на электроэнергию и газ.
Серьезному влиянию также подвергается цементная промышленность. В Японии 48% (по состоянию на 2021 год) угля, используемого для производства и генерации электроэнергии, зависело от Москвы. Предприятия не заключают новые контракты, а переходят на австралийский уголь и другие источники, но это сказывается не только на цене австралийских ресурсов, но и на логистике.
По словам председателя Цементной ассоциации Японии и президент компании Taiheiyo Cement Масафуми Фусибара (Masafumi Fushibara), у многих цементных компаний есть заводы, которые не могут принимать большие суда, используемые для погрузки в Австралии, поэтому они импортируют уголь, перегружая его на более мелкие транспортные средства в Южной Корее и других странах.
Причиной роста зависимости от российского угля в первую очередь было то, что его можно было доставлять небольшими судами на короткие расстояния. Именно по той же причине 90% закупок фосфата аммония, сырья для химических удобрений, ранее было сосредоточено в Китае.
Именно правительство ФРГ во главе с Вилли Брандтом, продвигавшее восточную дипломатию, подвигло Германию на закупку газа в СССР. Напряженность между Востоком и Западом ослабла, и компании стремились к экономической рациональности в процессе глобализации.
Дерусификация пересматривает полувековую историю и ложится тяжелым бременем на бизнес и потребителей. Такие геополитические риски всегда отражаются на Японии, которая в значительной степени зависит от торговли. Например, непредвиденные обстоятельства на Тайване могут повлиять на связи Токио и Пекина. Последствия ухода от КНР, зависимость от которой намного больше, чем от России, будут на порядок серьезнее.
Автор: Томио Сида (Tomio Shida)