США объявили Европе "экономическую войну"?

Il Giornale: США объявили Европе экономическую войну

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В августе Байден подписал закон, который предусматривает субсидии для американских граждан на покупку электромобилей, собранных на территории США, Канады и Мексики, пишет Il Giornale. Такого рода вмешательство фактически ведет к настоящей экономической войне Вашингтона с его ближайшим союзником – Европой.
Зло станет правдой, правда – злом. Самое время вспомнить Шекспира и "Макбет", чтобы понять к какой экономической конкуренции между США и Европой привело принятие байденовской администрацией Закона по снижению инфляции (IRA). Белый дом пропагандирует единство западного лагеря перед лицом мировых кризисов, взывает к нему в разгар украинского конфликта, говорит об общих ценностях и демократии, но при этом выступает за такое вмешательство, которое ведёт к самой настоящей экономической войне в стратегических секторах со своим так называемым основным партнёром, Европой.
Эта мысль кажется противоречивой, почти невообразимой, но ситуация такова: в августе Байден подписал закон, который, по его словам, является самым "решительным" шагом его страны в борьбе с климатическим кризисом. Фактически документ предусматривает субсидии в размере 370 миллиардов долларов на критически важные технологии и энергетический переход под предлогом выполнения целей по декарбонизации, о которых договорились на климатическом саммите в Глазго. Но, по мнению Брюсселя, субсидии эти "дискриминируют европейскую автомобильную, аккумуляторную и энергоёмкую промышленность, а также возобновляемые источники энергии". Это слова ястреба-моралиста Валдиса Домбровскиса (Valdis Dombrovskis). Будучи вице-председателем Европейской комиссии, Домбровскис не только контролирует счета членов ЕС, но ещё и занимается торговыми вопросами. Байденовский закон предусматривает субсидию американским гражданам в размере 7,5 тысячи долларов на покупку электромобилей, собранных на территории стран-подписантов бывшего Североамериканского соглашения о свободной торговле/НАФТА (Канада, США и Мексика).

США бросают вызов

Субсидии стали центральной темой обсуждения на прошедшем недавно в Вашингтоне Совете по "Торговле и технологиям". В связи с этим пятого декабря, в понедельник, еврокомиссар Домбровскис прибыл на трансатлантическую встречу США – ЕС с тем, чтобы поговорить с американским госсекретарём Тони Блинкеном. Оба заявили, что Вашингтон и Брюссель обсуждали будущее промышленной политики США в отношении климата, но не анонсировали соглашения.
Философия США была озвучена министром финансов Джанет Йеллен. Выступая на саммите DealBook, бывшая глава ФРС отметила, что Закон о снижении инфляции поможет задать направление новой фазе промышленной политики и создать "приемлемую цепочку поставок" редкого сырья, необходимого для зелёных технологий, которые, естественно, контролируются Вашингтоном. "Это в некотором роде "френдшоринг" (Friendshoring) (политика ограничения торговли кругом дружественных стран)", по словам ведущего экономиста команды Байдена.
Джо Байден и ФРС полностью разрушили американскую экономикуБезответственные решения Федеральной резервной системы и Байдена не оставляют стране шанса избежать рецессии и больших нагрузок на финансовый рынок, пишет 19fortyfive. Автор считает, что в 2024 году президенту США, скорее всего, придется ответить, чего не скажешь о руководстве ФРС.
IRA выходит за рамки любой политики стимулирования ЕС. Как напоминает издание Financial Times, ЕС "уже ведёт свою программу NextGeneration Eu на 800 миллиардов евро" (включая дополнительные фонды и финансирование таких планов, как Horizon Eu), в рамках которой от каждого государства-члена требуется "направлять как минимум 37% национальных расходов на восстановление на инвестиции и реформы, связанные с климатом". Помимо этого ЕС выделяет деньги на "зелёные проекты в рамках своей региональной программы помощи и поддерживает такие инициативы, как водородная энергетика и аккумуляторы. Он также пытается нарастить мощности энергетического проекта RepowerEU, направленного на отказ от российского ископаемого топлива и улучшение энергетических инфраструктур". Но ни один из этих планов не предусматривает таких субсидий, как в США.
Принятие IRA и Закона о чипах, предусматривающего субсидии в размере 52 миллиардов долларов для развития в стране производства полупроводников, может вбить клин в отношения между Европой и США. Закон о чипах соответствует IRA, и он может стать крупнейшей за последние десятилетия попыткой правительства США создать с нуля стратегическую отрасль. Издание The New York Times напомнило, сколько на это будет направлено ресурсов: "Около 28 миллиардов долларов из так называемого Фонда чипов для Америки пойдут на субсидии и займы, чтобы помочь построить предприятия для производства, сборки и упаковки некоторых самых продвинутых чипов в мире. Другие десять миллиардов долларов пойдут на расширение производства технологий предыдущих поколений, используемых в автомобилях и коммуникациях, а также на особые технологии и других поставщиков из этой отрасли. На инициативы по исследованиям и разработке соответствующих отрасли технологий будет выделено 11 миллиардов долларов".
Возвращение производства в страну и политический капитализм, основанный на массовом восстановлении государственного вмешательства даже в таких либеральных экономиках, как США, знаменуют собой фазу деглобализации и в тоже время загоняют в угол Европу, которая не хочет, чтобы её захлестнула волна так называемого скрытого протекционизма.

Как реагировать на американский вызов

Недавно немецкий министр экономики Роберт Хабек чётко дал понять, что ведущая европейская промышленная держава — Германия — выступает за симметричный ответ и готова к торговой войне с США. Эммануэль Макрон в ответ на действия Вашингтона высказал идею "закона о покупке европейских товаров" (Buy European Act, дословно закон "покупай европейское" — прим. ИноСМИ). Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен тоже высказалась за ответные меры на американские действия. В ЕС всё чаще стали говорить о том, что США развязывают экономическую войну, чтобы достичь господства в передовых технологиях и сделать Европу своим сателлитом. Одной рукой Вашингтон напрямую инвестирует в гонку технологий в Европе: строит предприятия, как, например, в Италии, для производства чипов для Intel, лезет в европейские суверенные облачные технологии, финансирует гонку за энергетический переход, а также СПГ-терминалы и регазификаторы. Другой рукой — чинит препятствия тем, кто хочет попасть на американский рынок.
Об этом свидетельствует тот факт, что Джо Байден не только последовал за Дональдом Трампом в своих проектах по таможенным пошлинам, но даже переплюнул его в промышленной политике. Десятого декабря Всемирная торговая организация (ВТО) постановила, что бывший президент Дональд Трамп нарушил правила международной торговли в 2018 году, когда под предлогом национальной безопасности ввёл тарифы на сталь и алюминий и развязал "войну пошлин" в ответ на субсидии ЕС консорциуму Airbus, которые ВТО объявила незаконными. ВТО отклонил апелляцию США, пояснив, что тарифы были введены "не в военное время и не в чрезвычайной ситуации". Но администрация Байдена осудила решение ВТО и подчеркнула, что не уберёт пошлины, которые считает ключевыми мерами для защиты внутреннего рынка и цепочек создания стоимости, ориентированных на Вашингтон.
Байден дал понять, что его "френдшоринг" изначально будет заключаться в "ниаршоринге" (Nearshoring) (перенос производственных процессов в соседние страны), цель которого — использовать регионализацию цепочек стоимости путём формирования вокруг США живой и конкурентоспособной системы с основными полюсами в мировой экономике. С этой точки зрения Европа предстаёт скорее как второстепенный сателлит, потому что воспринимается как отстающий регион в ключевых отраслях: от аккумуляторов до чипов, от общей энергетической повестки до инноваций. Первым эффектом политического подчинения стала зависимость в стратегических областях, причём на этапе, когда конфликт на Украине показал, что Европе не удалось достичь автономии, и она не оправдала надежд, которые на неё возложили как на главного игрока глобализации. Байден с безжалостной очевидностью реализует то, о чём говорил в своей предвыборной программе, сосредоточенной на политике вмешательства.
Восстановит ли Европа энергетический мост с Россией?Европа едва ли вернется к долгосрочным газовым контрактам с Россией, пишет автор статьи для Bloomberg. Но, если она хочет сохранить конкурентоспособность, ей понадобится немало дешевого газа. И лучшего варианта, чем российский, для нее не существует.

Европа не должна умереть от бездействия

С учётом конкуренции с Китаем, энергетической и психологической войны с Россией и желания крупнейшего союзника (на бумаге) сделать из неё геоэкономического сателлита, предварительно оставив ей геополитическое меньшинство, Европа может и должна действовать. Но сделать это можно будет, только если мыслить масштабно: от полупроводников до погони за критически важным сырьём — ЕС должен действовать как великая держава. Необходимо инвестировать, программировать и менять парадигмы: меньше нормативного морализма а-ля Домбровскис и больше прогрессивного видения, как у Тьерри Бретона (Thierry Breton) — французского суперкомиссара по промышленности, одного из немногих, кто придерживается мнения, что политика в области производства аккумуляторов, микрочипов, инноваций и искусственного интеллекта поможет Европе остаться в игре.
Писатель Алессандро Арезу (Alessandro Aresu) заявил журналу Data Manager, что в целом в Европе "будто больше нет воли делать или иметь способность делать что-то масштабное, создавать важные организации, в которых были бы задействованы главным образом европейские страны. Европейское космическое агентство и ЦЕРН были основаны в период с 1950-е по 1960-е в ответ на большую напряжённость времён холодной войны, которая царила в том числе и в науке и технологиях. После этого мы ничего подобного не создали. Даже в ответ на нынешний кризис". Есть база для реализации европейских проектов по энергетическому переходу и таких сложных задач, как термоядерный реактор ITER и европейские инфраструктурные коридоры. Теперь необходимо подумать о будущем и о том, что будет определять завтра баланс сил в глобальном масштабе. Это чтобы не умереть от бездействия перед лицом вызовов, которые бросают соперники и, что самое тревожное, союзники.
Автор: Андреа Мураторе (Andrea Muratore) — геополитический и экономический аналитик изданий Inside Over, Tag43 и True News.
Обсудить
Рекомендуем