Мир балансирует на грани рецессии. Что экономические показатели предвещают нам в 2023 году?

Sasapost: средняя цена на нефть в 2023 году будет на уровне 95 долларов за баррель

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Пандемия и украинский кризис раздирают глобальную экономику, пишет Sasapost. Сравнивая прогнозы и реальные показатели за уходящий год, издание предполагает, что ждет мир в 2023 году. Так, опасения стагфляции лишь усиливаются, цены на энергетику продолжат расти, а доллар, как ожидается, подорожает.
Сегодня мировая экономика переживает исключительную ситуацию: прежде чем оправиться от пандемии коронавируса, мир попал в водоворот украинского конфликта, возобновились опасения относительно замедленных темпов экономического роста в Китае, что может повлиять на развитие мировой экономики. Все это способствует такому явлению, как стагфляция, при котором высокие цены сопровождаются слабыми темпами роста экономики.
Согласно прогнозам, к концу 2021 года мировая экономика должна была завершить стадию восстановления после пандемии. При этом оптимистические оценки обещали рост на уровне 6%, на 4,7% к 2022 году и спад до 3,8% в 2023.
Как изменились экономические перспективы в этом году? Каких показателей достиг мир за это время? Каковы прогнозы на 2023 год? Как обстоит дело в экономических центрах — Америке, Европе и Китае?

От надежд на восстановление к опасениям относительно рецессии

Если мы хотим увидеть реальное влияние событий текущего года, нужно сравнить ранее упомянутые прогнозы с недавно опубликованными. Согласно данным Международного валютного фонда на октябрь, глобальный рост, который в конце 2021 года должен был составить около 4,5%, в 2022 году, похоже, не превысит 3,2%, а в следующем составит 2,7% по сравнению с предполагаемыми 3,8%.
Крупные западные страны лидируют по наиболее низким темпам роста в этом и следующем годах. Хотя конфликт на Украине еще не завершился, остается вероятность, что он будет иметь множество других последствий, способных усугубить текущую ситуацию.
После мирового финансового кризиса 2007 и 2008 годов рост как в Европе, так и в США стал слабее. Хотя он не стал отрицательным, его нельзя сравнивать с показателями Китая, например. При этом страны Европы демонстрируют более низкие темпы роста, чем Соединенные Штаты.
Очевидно, нынешний кризис будет усугубляться. Согласно прогнозам, США покажут реальный рост в 1,8% за этот год, 0,5 % в 2023 году и 1% в 2024, и эти показатели намного хуже, чем после мирового финансового кризиса.
Самый большой риск — отрицательный рост при сохранении высоких темпов инфляции. Хотя в последнее время они начали замедляться и упали в октябре до 7,7% (в течение семи месяцев были выше 8% и превысили 9% в течение одного месяца), показатели останутся выше 5% до конца первого квартала следующего года. Как известно, в долгосрочной перспективе оптимальный уровень инфляции должен составлять всего около 2%.
Ситуация не сильно отличается от обстановки в наиболее крупных странах Западной Европы. По оценкам, в среднем в европейском регионе темпы роста составят 3,3% в 2022, 0,5% в 2023 и 1,4% в 2024, что больше, чем ожидается от Германии, Франции и Великобритании, не входящей в Евросоюз.
Показатели для Германии составляют 1,8% в этом году, отрицательные 0,3% в 2023 году и 1,5% в 2024. Что касается Франции, то темпы роста ее экономики составят 2,6% в этом году, 0,6% в 2023 и 1,2% в 2024. Британия имеет хорошие показатели за этот год (4,4%), но хуже, чем у остальных в следующие два года — отрицательные 0,4% в 2023 году и 0,2% в 2024.
Если говорить о ситуации с инфляцией, то в Европе она хуже, чем в Америке. Она может упасть до 5% только к концу 2023 года, поскольку европейские страны остаются более уязвимыми к волатильности экономик и последствиям кризиса на Украине. Кроме того, события в энергетическом секторе могут ухудшить прогнозы относительно темпов роста в Европе.
Последним важным событием стало соглашение министров Европейского Союза, "Большой семерки" и Австралии установить верхний ценовой предел для российской нефти на уровне 60 долларов за баррель с целью сокращения доходов Москвы от экспорта. Тем самым они пытаются повлиять на ее военные действия на Украине, в то время как Россия рассматривает возможность установления минимальной цены на свою нефть в качестве контрмеры, что означает прекращение ее поставок в указанные страны.
Все это не отвечает ожиданиям по поводу экономического восстановления и доказывает, что западные санкции навредят не только России, но и Европе и США. При этом в отношении первой прогнозы становятся оптимистичнее. Если раньше ожидались отрицательные темпы роста в 8,5% в 2022 и 3,5% в 2023, фактически в этом году они не превысили 3,5%, а в следующем — не превысят 2,3%. Если Москве удастся чаще обходить санкции и добиться глобального раскола на два лагеря — западный и ему враждебный — ее экономические показатели могут улучшиться в еще большей степени.
Однако общая картина не будет полной без учета показателей наиболее крупных экономических игроков.

Китай: небольшая заминка или значительное снижение темпов роста?

Доля китайской экономики составляет 18,5% от мировой и обеспечивает 30% общего глобального роста. Другими словами, ее вклад в экономический рост больше доли в объеме производства, что говорит о масштабе роли и влияния Пекина.
Более того, на Китай приходится наибольшая доля мировой торговли. Страна представляет 13,45% общего объема мирового экспорта. За ней следуют Соединенные Штаты с примерно 9%. При этом Китай является вторым по величине импортером в мире с показателем 11,4% после США (13,9%).
Пять основных глобальных рисков в 2023 годуБогатый на события 2022 год подходит к концу, и аналитики уже пытаются сделать прогнозы на будущее. Пока они выделили пять глобальных рисков, которые ждут мировое сообщество в 2023 году, пишет Sabah.
Как следствие, замедление роста китайской экономики способствует снижению показателя в глобальном масштабе. Этого достаточно, чтобы в других экономиках началась рецессия. Это даже может привести к глобальному экономическому кризису.
Ожидалось, что текущий год завершится для страны с показателем 3,2%, а в следующем он увеличится до 4,4%. Хотя это больше, чем в западных государствах, обычно китайская экономика растет быстрее: показатель не опускался ниже 6% на протяжении трех десятков лет, кроме года пандемии.
Невозможно понять происходящее в Китае так в отличие от того, что случилось на Западе, поскольку политическое руководство играет ведущую роль в китайской экономике.
Корни существующей сегодня проблемы связаны со стратегией председателя КНР Си Цзиньпина, по мнению которого экономика страны добилась крупных успехов в предыдущие десятилетия, но за счет диспропорций в экономике. И сегодня пришло время устранить их, пусть и за счет экономического роста. Темпы последнего, по словам китайского лидера, были раздуты изначально.
Стоит также упомянуть политику "нулевого ковида", которая вызвала протесты в Китае и является продолжением ранее принятых подобных мер, в первую очередь закрытия города Шанхай, которым тогда руководил нынешний премьер-министр Ли Цян. Ожидалось, что он не получит нынешнюю должность из-за непопулярности принятых им мер в Шанхае, но случилось обратное. Лояльность оказалась важнее эффективности.
Тем не менее Си Цзиньпин, похоже, полон решимости реализовать свои планы, что доказал недавний съезд Коммунистической партии. Кроме того, власть сосредоточена в его руках, он переизбран на третий срок, что несвойственно стране, и активно снимает с должностей противников. На фоне всего это растет напряженность в отношении Тайваня и торговли. Все это может привести к более жестким мерам со стороны Китая и отходу от принципов свободного рынка, особенно если учесть опасения, что Запад может попытаться наказать его так же как и Россию.
Что западные эксперты могут рассматривать как экономический провал, китайцы расценивают как необходимый переходный этап, на котором темпы роста замедляются, но зато устраняются экономические диспропорции. И их не беспокоит влияние этого процесса на другие страны. Нужно учитывать популярность мер, направленных на решение проблем, представляющих общественный интерес, таких как программа искоренения крайней нищеты и политика Си Цзиньпина в отношении более эффективного распределения доходов государства. Это значит, что нынешняя ситуация может иметь продолжительный характер.

Расплачиваются развивающиеся страны

В мире есть и другие государства, но они не столько создают экономическую реальность, сколько вынуждены ей подчиняться. Хотя Китай относится к числу развивающихся стран, размер его экономики и темпы роста делают его исключением из правил.
Если США и Европа, расплачиваясь за политическую линию на Украине, могут несколько лет терпеть экономические потери, то другие страны мира не могут вынести повышения цен на энергоносители и продовольствие и их ждет попросту дефицит этих товаров.
Аналогичным образом их экономическое развитие зависит от глобальных темпов роста. Эти страны не получают выгоды от экономических реформ, которые хочет провести китайский лидер, но пострадают, если показатели Китая продолжат снижаться.
Влияние текущей ситуации становится очевидным на примере последствий корректировки денежно-кредитной политики США для таких стран, как Турция и Египет. Они зависят от процентных ставок, поскольку нуждаются в иностранном капитале, но сегодня в целях борьбы с инфляцией ставки только повышаются.
Процентные ставки в Америке сегодня составляют 3,75% и, согласно прогнозам, продолжат расти в следующем году, пока не достигнут пика в 4,5%. По оценкам Федеральной резервной системы, они будут повышаться и дальше, если темпы инфляции останутся высокими.
Цена валюты тесно связана с процентной ставкой. В краткосрочной перспективе более высокая процентная ставка означает большую привлекательность для инвестиций в валюту страны. Другими словами, доллар будет иметь высокий курс и даже может снова подорожать. Курс доллара все еще выше, чем до начала спецоперации на Украине, что означает дорогие кредиты для развивающихся стран. Кроме того, многие из них вынуждены повышать процентные ставки, что, в свою очередь, приводит к увеличению стоимости кредитов.
Как следствие, долговая нагрузка на развивающиеся страны возрастет, а вместе с ней потребность в финансировании, а с повышением процентных ставок новые кредиты будут дороже. Многие развивающиеся страны не смогут избежать увеличения долга.

Последствия украинского конфликта для энергетики и продовольствия

Мы уже наблюдали, как конфликт на Украине и западные санкции против России повлияли на стоимость энергоносителей и продовольствия, и мир начал адаптироваться к этим последствиям. Так, цена на нефть упала ниже 80 долларов за баррель после рекордных 140 долларов в этом году.
На стоимость нефти влияют различные факторы, порой имеющие противоположное влияние. Западные санкции против России, как одного из главных производителей нефти, сокращают ее предложение на рынке, что означает увеличение цены. Ситуация усугубляется отказом Саудовской Аравии наращивать добычу для компенсации сокращения российских поставок. Напротив, она лишь снижает уровень добычи. Тем не менее санкции Запада по-прежнему лишают мировой рынок иранской нефти как альтернативы, пока не будет достигнуто соглашение по ядерному досье.
В ответ Соединенные Штаты выводили на рынок стратегические запасы нефти, чтобы увеличить предложение и снизить цену, и призывали к этому союзников. Хотя эта политика была относительно успешной, она осуществлялась за счет американских запасов, которые могут понадобиться стране в будущем.
Опасения относительно рецессии могут способствовать снижению цен на нефть. Замедление темпов роста экономики означает меньшее потребление энергоносителей сегодня и в будущем, что предвещает снижение цены, особенно когда речь идет о крупнейших потребителях нефти в мире, таких как США (потребляют пятую часть мировой нефти) и Китай (13% всей нефти).
Если учитывать указанные противоположные факторы, мы получим прогноз в пользу роста цены на нефть в 2023 году по сравнению с текущим уровнем.
Согласно оценкам, средняя цена на нефть в 2023 году будет на уровне 95 долларов за баррель, то есть на 15 долларов выше нынешней стоимости, но при условии отсутствия внезапных изменений в ходе конфликта на Украине или в политике ОПЕК в отношении объемов добычи нефти на фоне разногласий с администрацией действующего президента Джо Байдена.
Так же обстоит дело с газом, особенно в ближайшие зимние месяцы, когда спрос будет расти, особенно в Европе. Причина — обострение кризиса газоснабжения и отсутствие альтернативы российским поставкам.
Что касается пшеницы, то ее цена на начало 2022 года составляла 7,7 доллара, что уже является высоким показателем по сравнению с ценами за последние пять лет. Согласно прогнозам, текущий год завершится со средней ценой на пшеницу 9,33 доллара, а в следующем году она составит 8,6 доллара. Кризис продолжится, но будет уже не таким острым.
Как отмечают эксперты, последствия спецоперации на Украине будут ощущаться еще ближайшие несколько лет и можно выделить три аспекта. Первый — это санкции, которые могут подтолкнуть мир к расколу на два экономических лагеря, один из которых возглавят США, а другой — Китай и Россия. Если же не произойдут масштабные события вроде разрешения вопроса по Тайваню, в следующем году мы не увидим существенных сдвигов.
Два других аспекта — это цены на нефть и пшеницу, как упоминалось ранее, и глобальная торговля и цепочки поставок, которые не полностью восстановились после завершения пандемии, но вновь оказались под угрозой из-за украинского конфликта. Западные санкции в отношении России ужесточаются одновременно с ростом напряженности и обострением торговой конкуренции с Пекином.

Египет: первый год испытаний старых решений

Международный валютный фонд и правительство Египта достигли первоначальной договоренности о новой программе, согласно которой стране будет предоставлен кредит в размере трех миллиардов долларов в течение 46 месяцев. Каир был вынужден девальвировать свою валюту уже дважды в целях борьбы с последствиями инфляции, привлечения иностранного капитала, а также предотвращения ухудшения экономических отношений с внешним миром и сокращения золотовалютных резервов.
Египет был среди немногих стран, которые добились положительных темпов роста экономики в год пандемии наряду с Китаем и демонстрировали хорошие показатели в предыдущие годы. В 2022 показатель составил 4,4%, а в следующем он прогнозируется на уровне 5,2%. Тем не менее все это не спасло Каир от потребности в кредитах МВФ по тем же причинам, что и в 2016 году и на аналогичных условиях. Египет возглавил список стран с высоким риском дефолта по выплате государственного долга в 2022 году.
Согласно оценкам, он будет вынужден ввести новые меры жесткой экономии, в рамках которых сократит социальные расходы и, возможно, повысит налоги, что является привычным требованием для программ МВФ. Всему этому сопутствуют попытки дальнейшей либерализации египетской экономики путем принудительной продажи активов государственным компаниям и армии, и масштабы таких операций неизвестны.
Что касается инфляции, то в октябре этого года она достигла 16,2%, что не отражает в полной мере влияние очередной девальвации местной валюты. Согласно оценкам, инфляция снова снизится до уровня менее 10% к концу следующего финансового года, который начнется в середине 2023.
Проблема дефицита торгового баланса Египта является хронической. Импорт превышает экспорт, а обесценивание валюты означает повышение цен на импортную продукцию и снижение цен на экспортную, даже если сокращать объем первой.
Однако прошлый опыт едва ли помог стране сократить дефицит счета текущих операций. Если худший показатель был достигнут в 2016 году с дефицитом в 20 миллиардов долларов, то первые девять месяцев 2022 года показывают торговый дефицит в размере 24 миллиардов долларов. Другими словами, экономика не выиграла от девальвации валюты.
Это связано с неспособностью Египта заменить импорт многих продуктов местным производством. Ярким примером является пшеница.
Страна может подвести итоги первого года реализации программы, суть которой в том, чтобы облегчить ношу наиболее уязвимых слоев населения. Хотя экономика демонстрирует положительные темпы роста, доходы не распределяются таким образом, чтобы защитить египтян от дальнейшей маргинализации и обнищания.
Обсудить
Рекомендуем