Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Несмотря на прежнюю вражду сейчас между Польшей и Украиной сложились теплые отношения, пишет FT. Читатели издания предлагают Варшаве выйти из ЕС и создать с Киевом альянс, раз у них такая дружба. Европейских налогоплательщиков это только порадует.
Рафаэль Миндер (Raphael Minder), Барбара Эрлинг (Barbara Erling)
Журналистка Анна Буденьска (Anna Budyńska) была у истоков движения польских добровольцев, бросившихся на помощь украинским беженцам по их прибытии в страну в феврале, в самом начале российской спецоперации.
Сначала она и ее партнер жертвовали деньги и собирали еду и одеяла для беженцев, прибывающих в Варшаву. Но Анна хотела лучше понимать тех, кому она помогает, и решила выучить украинский язык.
"Я вдруг поняла, что всегда любила ездить в Западную Европу, Индию или Мексику, но никогда не была на Украине, ничего не знала об украинской культуре. Я знала совсем немного о ее истории, которую преподавали в школе", — сказала она.
По словам польского историка Мацея Франца (Maciej Franz), 2022 год запомнится как "особый год интеграции" между "двумя нациями, которые были изолированы друг от друга политикой полвека назад, а еще раньше — ненавистью и враждой. Это было результатом национализма, бушевавшего в середине XIX-го и XX-го веков". Он сказал, что его страна помогает Украине, "потому что мы знаем, каково это быть под [российской] оккупацией и насколько ужасно это может быть".
Как Польша с Украиной преодолели темный период историиСегодня Польша поддерживает Украину, но так было не всегда, пишет Spiked. Варшава отказалась от территориальных претензий, что позволило странам преодолеть разногласия. В противном случае конфликт Киева с Москвой развивался бы иначе, признает автор статьи.
20.11.202200
Около 1,3 миллиона украинцев жили в Польше до начала российской спецоперации в феврале, и с тех пор их число увеличилось более чем в два раза.
Их присутствие дало полякам новое чувство родства и уважения к своим соседям. Споры о темных главах в их истории — в частности, о массовых убийствах поляков украинцами в 1940-х годах на Волыни и в других оккупированных нацистами регионах — были заменены в Варшаве публичным признанием и поддержкой украинцев в борьбе с Россией.
"Мы разделяем отчетливый фатализм и одну и ту же историю российского империализма, поэтому многие поляки чувствуют, что нас могут ожидать такие же действия со стороны России", — сказала социолог Каролина Вигура (Karolina Wigura).
Внимание Польши также начало смещаться с практических аспектов размещения украинских беженцев на долгосрочную культурную интеграцию. В Музее современного искусства в Варшаве теперь находится центр солидарности "Подсолнух", проводящий различные мастер-классы, в том числе кулинарные, и еженедельные лекции на тему "деколонизации" из России. Большинство выступающих — украинцы, некоторые из них — недавние беженцы.
По словам куратора Натальи Селевич (Natalia Sielewicz), инициатива солидарности перестала выступать в качестве "пит-стопа" для переехавших украинских художников. "В последнее время речь идет о том, чтобы узнать украинскую культуру глубже и избавиться от российского империализма", — сказала она.
В то время как многие украинские беженцы получили доступ к бесплатным урокам польского языка, их собственный язык теперь широко представлен на рекламных щитах и используется на польском телевидении, а торговые площадки, такие, как Lidl, транслируют рождественскую рекламу с украинскими субтитрами. Варшавские кинотеатры показывают фильмы с украинскими субтитрами, в это же время польские компании разработали украиноязычные версии своих приложений.
Это культурное объятие стало почти шоком для некоторых поляков, которые когда-то смотрели свысока на украинцев, особенно после того, как Польша опередила своего соседа в экономическом плане после вступления в ЕС в 2004 году.
Футбольная фанатка и журналистка Йоанна Рокицка (Joanna Rokicka) призналась, что помнит, как была разочарована тем, что Польша и Украина совместно принимали чемпионат Европы по футболу 2012 года. Она полагает, что Польша должна была принять турнир в одиночку. "Для многих из нас украинцы тогда были просто уборщиками и чернорабочими, точно так же, как поляки для англичан и других в свое время, — сказала она. — Но теперь мы увидели их храбрость и то, как они сражаются за нас против России".
С февраля линия военной и политической поддержки Польши была непоколебимой. Не изменилось ничего и после того, как Варшава и НАТО установили, что случайный ракетный удар по территории Польши в прошлом месяце был украинским (два польских сельскохозяйственных рабочих погибли в результате этого инцидента). После этого премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что "в наших интересах помочь Украине". Через неделю он совершил еще один визит в Киев.
Но финансирование этой поддержки стало меньше, и простые поляки теперь борются с максимальной за 25 лет инфляцией, сократившей их пожертвования и увеличившей усталость от беженцев. Польским властям недавно пришлось отменить многие субсидии, предоставляемые украинцам.
Польша начнет взимать плату за проживание с украинских беженцевВ марте Польша начнет взимать с украинских беженцев плату за размещение в центрах временного пребывания, пишет Breitbart. Читатели портала с этим решением согласны. Украинцы ходят по ресторанам в Европе, деньги у них есть, отмечают комментаторы.
19.12.202200
По мере того, как конфликт затягивается, все больше украинцев и их предприятий внедряются в экономическую структуру принимающей их страны.
Александра Писанкина покинула Киев в феврале и продолжает работать в украинском цифровом рекламном агентстве Vivid из Варшавы. По её словам, в первые дни в Польше агентство с гордостью рекламировало себя как украинскую компанию, пытающаяся выжить. "Но мы изменили свою позицию, думаю, люди в Польше тоже немного устали это слышать. Теперь мы хотим показать себя на рынке нормальным игроком, полноправным налоговым резидентом Польши", — рассказала Писанкина. В июле Vivid зарегистрировала дочернюю компанию в Польше.
Несмотря на добрую волю между Варшавой и Киевом, неясно, возглавит ли Польша восстановление Украины.
Некоторые польские руководители проводят различие между решительной поддержкой украинского сопротивления и желанием быстро перезапустить бизнес в стране, где они сталкивались с проблемами, несмотря на первоначальный оптимизм после Оранжевой революции в 2004 году. Тогда протесты привели к повторным сфальсифицированным выборам.
Польская частная инвестиционная компания Abris Capital Partners открыла офис в Киеве в 2006 году, тогда же она начала свою деятельность и в Варшаве. Компания инвестировала в украинскую розничную торговлю и финансовые услуги, но в конечном итоге ушла с рынка, чтобы вместо этого сосредоточиться на Румынии.
"После Оранжевой революции многие компании устремились на Украину, надеясь, что она станет следующей Польшей, но огромная инфляция, девальвация, отсутствие сильных институтов и коррупция заставили многих из нас отступить, — сказала партнер Abris Моника Начила (Monika Nachyla). — Я уверен, что некоторые будут готовы принять агрессивный инвестиционный подход [после конфликта], но мы, вероятно, этот путь не выберем".
После конфликта Украина и Польша в любом случае должны будут консолидировать вновь обретенную солидарность, сформированную российской спецоперацией.
"Нет такого понятия, как прочные и вечно хорошие отношения между странами", — сказал Вигура, польский социолог, который живет в Берлине. Он подчеркнул недавнее ухудшение отношений между Польшей и Германией, в том числе из-за польского требования о выплате 1,3 триллиона евро в качестве репараций, чтобы компенсировать ущерб, причиненный нацистами во время войны. "Но, по крайней мере, мы можем сказать, что с точки зрения примирения на базовом уровне между народами Польши и Украины мы сейчас находимся в очень хорошем положении", — заключил Вигура.
Комментарии читателей
Numero8
Может быть, Польша выйдет из ЕС и создаст собственный союз с Украиной? Это бы оказало налогоплательщикам из Западной Европы большую услугу.
Mouldover
Эти две страны вместе смогли бы бросить вызов немецкому влиянию на европейские дела. Из них могла бы получиться промышленная держава, равная Германии. Мне кажется, что эти две страны вместе могли бы стать экономической, интеллектуальной и политической силой, которая смогла бы сбалансировать мощь Восточной и Западной Европы. Возможно, так структура Европы оказалась бы завершена, и ЕС не питал бы желания расширяться ещё больше.
Угроза украинского национализма для поляковБольшинство поляков уже не расположены проявлять солидарность с украинскими беженцами, пишет Niezależny Dziennik Polityczny. Причина в националистических настроениях украинцев. Уже ясно, что бегство от конфликта вовсе не является их истинной целью. На самом деле они хотят установить в Польше свои порядки.
21.12.202200
Россия тоже могла бы это сделать, если бы её не подмяли под себя олигархи и диктаторы. Она до сих пор не может избавиться от долгой истории автократического правления. Теперь остатки путинской России будут долго пытаться восстановить прежнее доверие и помощь, которой они злоупотребляли. Долгосрочное будущее страны, похоже, под угрозой из-за внутреннего разложения.
PopeyeDylan (в ответ Mouldover)
Украине нужно избавиться от коррупции и клептократии… Возможно, позаимствовать парочку гильотин из французских музеев... Картонные коробки отлично подойдут вместо плетеных корзин.
Ted rybkie
Ну, если у вас Россия ведет военную операцию, то вы можете сделать исключение для своего второго врага Польши. До тех пор, пока украинцы продолжат следовать бандеровской идеологии, которая привела к геноциду еврейских и польских меньшинств во время Второй мировой войны, никакого взаимного доверия не будет. Давайте не будем забывать, что "благородные" польские наемники, которые приехали в Донбасс сражаться вместе с батальоном "Азов"*, оказались им же практически перебиты, когда украинцы услышали от них польскую речь.
*экстремистская организация, запрещенная в России