Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Польша в борьбе с ЕС за католические ценности сдает свои позиции, пишет Le Figaro. Так, Европейский суд справедливости постановил, что ЛГБТ-активисты нуждаются в особой защите от увольнения. А их заказы на рекламу должны приниматься, даже если агентствам не нравится ЛГБТ-пропаганда.
Решение Люксембургского суда является кульминацией многолетней напряженности между Варшавой и Европейским союзом.
На прошлой неделе Суд справедливости Европейского союза вынес решение о том, что польские работники-гомосексуалисты должны быть защищены от любой дискриминации, включая увольнение.
Суд принял решение, что именно гомосексуалисты должны быть защищены особыми антидискриминационными мерами при осуществлении трудовой деятельности. Для них должна быть "расширена защита при определении условий получения рабочего места, а также при любой профессиональной деятельности, какова бы ни была ее сфера и особенности". Суд справедливости ЕС таким образом расширил уже действующие антидискриминационные меры.
Этот вердикт суда был принят после того, как один польский гражданин был вынужден прекратить сотрудничество с польским общественным телевидением TVP, где периодически подрабатывал в качестве самозанятого видео-редактора. Сообщение телеканала, что он больше не нуждается в сотрудничестве с господином Квецинским (так звали гражданина) совпало по времени с появлением в сети фильма, где Квецинский со своим "мужем" продвигал идеи терпимости к гомосексуальным парам. Оба "супруга" при этом появились на видео.
Напряжение растет с 2015 года
В последние годы несколько решений Конституционного суда Польши о новых законах были холодно восприняты Брюсселем. ЕС обвинил консервативное правительство (PiS, партия "Право и справедливость") в проведении дискриминационной политики в отношении ЛГБТ-сообщества. Юридическое противостояние между Варшавой и Еврокомиссией в минувший четверг пережило один из своих кульминационных моментов.
"Споры между Польшей и Европейским союзом по поводу ЛГБТ ведутся уже несколько лет, даже задолго до того, как в 2015 году к власти пришла консервативная партия", — говорит историк Макс-Эрванн Гастино, специалист по международным отношениям. "В 2007 году ЕСПЧ уже осудил Польшу за то, что она запретила гомосексуальным активистам провести прайд-парад", — вспоминает он. Однако ситуация приняла новый оборот, когда в 2015 году к власти пришли консерваторы. Они никогда не скрывали, что ведут настоящую культурную битву против прогрессивных идеалов Еврокомиссии.
В 2019 году Конституционный суд Польши, например, принял судебное решение, которое вызвало горячие споры в Западной Европе: коммерсанты получили право отказывать покупателям, позиционирующим себя как открытые члены ЛГБТ-сообщества, в оказании некоторых услуг. Это решение оправдывалось религиозными убеждениями, которые могут иметь коммерсанты и которые запрещают, скажем, полиграфистам или рекламщикам "содействовать распространению греха".
Это решение стало кульминацией истории, начавшейся в 2016 году, когда хозяин одной типографии отказался печатать плакаты ЛГБТ-ассоциации. По его словам, это способствовало "борьбе за распространение такого поведения", которое данный полиграфист-католик считал греховным. Между тем полиграфист в данном случае пошел против политической линии сильных мира сего: председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен приблизительно в это же время в своем выступлении о состоянии союза подчеркнула роль ЕС в защите прав ЛГБТ. "Комиссия вскоре предложит стратегию по укреплению прав ЛГБТ-сообщества", — сказала она.
Спустя несколько месяцев Европейская комиссия, наконец, начала процедуру осуждения Польши за "нападки на фундаментальные ценности Европейского Союза". По какой причине? Из-за создания некоторыми польскими общинами зон, свободных от какой-либо ЛГБТ-идеологии, то есть таких, где нельзя заниматься пропагандой этого стиля жизни. Официальное уведомление "глубоко обеспокоенного ЕС", было направлено на то, чтобы побудить Польшу отказаться от этих шагов, которые считаются дискриминационными.
Верховенство права ЕС над национальным законодательством
Различные замечания, высказанные ЕС, направлены на подтверждение верховенства про-гейских законов Союза над национальным законодательством, при этом ЕК даже квалифицирует свои решения как "обязательные для всех органов власти и юрисдикций стран-членов ЕС".
Роль Суда справедливости Евросоюза заключается в том, чтобы обеспечить одинаковое толкование и применение законодательства ЕС во всех странах союза. Еврокомиссия при этом опирается на статью 2 Договора о ЕС, которая предусматривает, что "уважение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам", признается всеми государствами-членами.
В итоге растет напряженность внутри польского общества по вопросам, связанным с сообществом ЛГБТ. Страна разделена на консервативный лагерь, стоящий у власти и все еще отстаивающий традиционный образ семьи, и либеральный лагерь, приверженный прогрессивным идеям Западной Европы. Польский консервативный лагерь хочет защищать национальную так называемую семейную культурную модель, которая с каждым днем все сильнее противостоит модели, продвигаемой ЕС.
Серые зоны
С юридической точки зрения существуют несколько серых зон. Например, трудно понять, какие области компетенции относятся к ЕС, а какие — к национальным государствам в социальных и культурных вопросах, отмечает Макс-Эрванн Гастино. Он уверен, что эта неопределенность может привести к напряженности.
Некоторые положения европейского права также могут использоваться польским консервативным лагерем в качестве правового обоснования. "Статья вторая (против дискриминации) также цитировалась польскими консерваторами для защиты запрета на аборты в случае неправильного развития плода, — говорит эксперт. — Консерваторы утверждали, что борются с дискриминацией в отношении людей, даже если они пока существуют лишь в утробе матери". И консерваторы, и прогрессисты рассматривают подобные тексты законников из ЕС как юридическое оправдание своих решений.
"Постоянное давление" со стороны Еврокомиссии
По мнению эксперта, это решение Суда справедливости должно рассматриваться не изолированно, а как часть общей стратегии со стороны Европейского Союза. Различные вердикты о мерах такого рода, вынесенные в последние годы европейскими судьями, очень полезны. Они приводят к сохранению "постоянного давления" на польское государство с целью добиться прогресса в отношении прав ЛГБТ.
Обуславливать получение европейской помощи соблюдением недискриминации ЛГБТ — это новое средство такого благотворного давления на страны Европы, включая Польшу. Оно используется Брюсселем для установления суверенитета ЕС в культурной и социальной областях. "Польские прогрессисты часто обращаются к Брюсселю для урегулирования национальной напряженности, — объясняет Макс-Эрванн Гастино. И в заключение: "Процесс на сближение, инициированный Брюсселем, направлен на создание единого европейского народа с общими ценностями".