Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Польше приняли решение взимать плату за электроэнергию с заключенных, сообщает Business Insider Polska. По словам властей, такие методы подготовят тех, кто покидает тюрьму, к нормальной жизни в обществе, которое столкнулось с серьезным энергетическим кризисом.
С 1 февраля заключенные будут платить за электроэнергию, если они используют дополнительное оборудование. Такие методы помогут подготовить тех, кто покидает тюрьму, к нормальной жизни в обществе, сказал заместитель министра юстиции Михал Вось (Michał Woś).
Правительство залезает в карманы заключенных. С 1 февраля заключенные будут платить за дополнительное потребление электроэнергии.
Заключенные, получившие разрешение на использование в своей камере дополнительного оборудования — телевизора, чайника, стереосистемы или радио — будут платить 20 злотых в месяц. Министерство юстиции надеется таким образом собрать до 15,7 миллионов злотых в год.
Радиоприемник на батарейках? Платите за энергию!
В целом мы все сталкиваемся с энергетическим кризисом, почему заключенные должны быть от него ограждены? При детальном рассмотрении оказывается, что эта идея уже не так проста.
Конструкция положения, указывающего на необходимость платить за использование "электрического или электронного устройства", как отмечает Хельсинкский фонд по правам человека, означает, что заключенный должен платить даже за использование... радиоприемника на батарейках. И это только начало проблем с тюремными тарифами.
Не пользуетесь прибором, но он есть в камере? Платите за электроэнергию
Действительно, логика предполагает обязанность оплаты для всех заключенных в камере, если хотя бы один из них получит разрешение на использование дополнительного устройства.
"Заключенный, запрашивая дополнительное оборудование, в то же время соглашается внести плату. Если будет получено разрешение от директора тюрьмы, и камера будет оснащена дополнительным электронным или электрическим оборудованием, каждый заключенный в этой камере будет платить фиксированную ежемесячную плату в связи с использованием этого оборудования, а полученные от этого средства будут перечислены на цели Фонда профессиональной активации заключенных и развития рабочих мест в тюрьмах, из которого финансируются производственные цеха в рамках программы "Работа для заключенных"", — подтвердило Министерство юстиции в ответ на наши вопросы.
Кризис самоубийств в Польше. "Не будем бояться об этом говорить"В Польше резко возросло число самоубийств среди детей – более 150% за последние два года, сообщает Radio ZET. Кроме психических заболеваний среди причин детского суицида названы депрессия, тревожные расстройства и трудности с адаптацией к окружающей реальности.
01.02.202300
Такое толкование положения критикует омбудсмен. "На практике могут происходить — и происходят — такие ситуации, когда осужденный в камере, где есть дополнительное оборудование, не пользуется им, потому что его сокамерники не позволяют ему это делать, следуя правилам тюремной субкультуры. Не следует взимать с осужденного плату за электроэнергию, потребляемую оборудованием, которым он не пользуется. Это противоречило бы принципам социального сосуществования и социальной справедливости", — указал уполномоченный по правам человека в своем заключении на проект. В то же время он призвал исключить электрические чайники из каталога приборов, на которые распространяется сбор. Как он объяснил, горячая вода не может рассматриваться как "роскошь".
Тарифы под знаком вопроса
Омбудсмен также поставил под сомнение размер тарифа, который был установлен на основании расчетов для ситуации, когда в камере присутствуют все разрешенные приборы, а не, например, один или два из них. Министерская идея не делает различий между такими ситуациями, а это значит, что 20 злотых будут платить заключенные, в камере которых есть только чайник, а также заключенные, которые пользуются чайником, радио, стереосистемой и телевизором.
"Было бы правильно дифференцировать плату в зависимости от количества оборудования в камере. Кроме того, полный взнос должен быть оплачен каждым сокамерником. В случае, например, камеры на трех человек, общая сумма взимаемой платы фактически будет в три раза выше, чем предполагаемая стоимость потребления электроэнергии в этой камере", — оценил омбудсмен.
Хельсинкский фонд по правам человека также поставил под сомнение предложенную единовременную сумму, отметив, что плата в аналогичном размере применяется в пенитенциарной системе Великобритании.
Фонд предлагает снизить его в Польше до уровня четырех-шести злотых в связи с тем, что большинство заключенных в Польше содержатся в камерах по четыре-шесть человек, и тариф был рассчитан для использования четырех устройств в одной камере, а не 16 или 24.
Из тюрьмы с долгом
В ответ на наши вопросы Министерство юстиции заверило, что из необходимости единовременной оплаты электроэнергии будут сделаны исключения.
"В соответствии с введенными законодательными решениями, в особо обоснованных случаях, когда осужденный не имеет финансовых средств и работает в тюрьме без оплаты, начальник сможет освободить его от уплаты вышеупомянутого сбора. Каждый раз это будет решаться индивидуально, с учетом всех личных обстоятельств осужденного", — читаем в присланном нам сообщении.
Разрешение освободить заключенного от уплаты сбора, однако, не успокаивает экспертов, которые отмечают, что единовременная оплата электричества может привести к ситуации, когда окончание тюремного срока означает выход с долгом, подлежащим принудительному взысканию.
"Это означает, что человек, покидающий стены тюрьмы, не только не получит специальной помощи по реадаптации, но и будет обременен долгом, который будет покрыт, например, из его первой зарплаты за работу на свободе. Таким образом, это побудит их заняться незадекларированной работой и, возможно, даже вернуться к преступной деятельности. Такое решение вряд ли можно назвать оптимальным с точки зрения социальных интересов", — указывает Хельсинкский фонд по правам человека.
"Источник привлечения средств"
Омбудсмен, резюмируя свои замечания, прямо отметил, что сомнения по поводу введения тарифа вместо, например, платы за фактическое потребление каждым заключенным, "могут означать, что эти платежи перестают быть компенсацией за использованную энергию и становятся источником сбора средств для администрации пенитенциарных учреждений".