Китайско-украинские отношения: поиск баланса для Киева

Украинский политолог Пойта: Киев должен защитить "чувствительные технологии" от Пекина

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Киев хотел бы, чтобы Пекин дистанцировался от Москвы, но это маловероятно, заявил украинский политолог Юрий Пойта в интервью The Diplomat. Он утверждает, что Украина должна всячески защищать от Китая и страну, и свои "чувствительные технологии". Это станет возможным после вступления в ЕС и НАТО.
Автор The Diplomat Мерси Куо регулярно привлекает политических экспертов и стратегов со всего мира для обсуждения их разнообразных взглядов на азиатскую политику США. Эта беседа с Юрием Пойтой — научным сотрудником по вопросам будущего в Институте исследований Китая Mercator (MERICS) в Берлине и руководителем Азиатско-Тихоокеанского отдела Центра исследований армии, конверсии и разоружения (CACDS) в Киеве — является 354-й в блоге "Транстихоокеанский взгляд" ("The Trans-Pacific View Insight Series").
— Сравните отношения Украины с Китаем до и после начала конфликта с Россией в феврале 2022 года. Что изменилось?
— Самое главное отличие — это восприятие Китая на Украине. До начала полномасштабной спецоперации Китай рассматривался прежде всего как возможность для экономического роста, инвестиций, реиндустриализации экономики, а также уравновешивания отношений с Россией.
После 24 февраля 2022 года у аппарата президента Украины еще оставались некоторые надежды на то, что Китай может занять более выгодную для Киева позицию, но они постепенно уменьшаются. Киев понимает, что Пекин не будет помогать Украине, а по некоторым вопросам он выступает на стороне России, оказывая ей экономическую, технологическую и дипломатическую поддержку.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Экспертная среда и СМИ стали гораздо критичнее относиться к Китаю, иллюзии относительно перспектив развития отношений с ним уменьшились, и начались дискуссии о необходимости перестройки отношений. Она постепенно перешла из экспертной среды и СМИ в парламент и правительство.
В настоящее время официальная позиция Киева к Китаю не изменилась — согласно подписанным документам, он остается стратегическим партнером Украины. Но правительство начало переосмысливать отношения и искать новую модель партнерства. Она, вероятно, будет построена на долгосрочных национальных интересах Украины и реальных возможностях их воплощения; стремлении Киева вступить в ЕС и НАТО и взятии на себя соответствующих обязательств.
Ожидается, что после завершения этого обсуждения и достижения консенсуса Украина начнет практическую реализацию шагов по внедрению новой китайской стратегии.
— Каковы стратегические цели Киева в отношении Пекина по сравнению с Москвой?
— Пока сложно назвать стратегическую цель Киева, поскольку отношения с Китаем все еще переосмысливаются и строится новая стратегия. Идеальным сценарием для Украины было бы, чтобы Китай занял более выгодную для нее позицию и дистанцировался от Москвы, но, учитывая ряд факторов, это маловероятно. Пекин продолжает придерживаться своего так называемого пророссийского нейтралитета, и нет никаких существенных признаков его изменения.
Киодо: Зеленский пока не получил приглашения от Японии в Хиросиму на G7
С другой стороны, важно, чтобы положение Китая не ухудшилось, и чтобы он не оказывал военной поддержки России и огромной помощи в обходе санкций. Поскольку решения Китая не зависят от действий Украины, а у Киева просто нет инструментов влияния на него, для Украины сейчас важна четкая и последовательная дипломатия США и ЕС в этом направлении.
В частности, она должна быть направлена на доказательство и постоянное проговаривание того, что Китай понесет катастрофические потери, если поддержит Россию. Необходимо обеспечить непрерывный мониторинг выполнения Пекином режима санкций и продолжать давление на него с целью сокращения закупок российского сырья.
— Определите ключевые факторы торговых отношений Украины с Китаем и Индо-Тихоокеанским регионом.
— До начала спецоперации торговля Украины с Китаем и странами Индо-Тихоокеанского региона преимущественно основывалась на экспорте продукции с низкой добавленной стоимостью — сельскохозяйственной продукции и сырья. Сырьевая структура экономики Украины, монополия и значительное влияние олигархов, отсутствие инвестиций не позволяли ей изменить ситуацию, но поддерживали экономику на плаву.
В условиях российско-украинского конфликта и послевоенного восстановления Украины должна быть построена новая модель экономики, которая сможет обеспечить колоссальные военные расходы и превратить страну из получателя помощи в самодостаточного донора военной и экономической безопасности региона.
В этом аспекте роль Китая очень второстепенна и будет лежать исключительно в сфере торговли со значительными ограничениями. Роль других стран Индо-Тихоокеанского региона должна стать стратегической — например, Японии, Южной Кореи и Тайваня, которые могут помочь Украине построить новую цифровую экономику, предоставить технологии и помочь интегрироваться в глобальные производственные цепочки.
— Проанализируйте стратегию Украины по балансированию отношений с Китаем сравнительно с США.
— Долгое время Китай был первым торговым партнером Украины, и Киев рассматривал его как перспективного источника инвестиций и важного политического партнера в противовес России. Поэтому Киев пытался сбалансировать отношения, развивая сотрудничество в сфере безопасности с США и экономическое партнерство с ЕС и Китаем. При этом Украина не разделяла подход признания Пекина стратегическим вызовом, воздерживалась от критики страны по вопросам прав человека и продавала ему оружие и военные технологии.
С каких пор Украина стала претендовать на статус крупного государства? Украина стала второй по размерам страной Европы, ничего для этого не сделав – за всё заплатила Россия, пишет American Thinker. Сегодня же, попытавшись порвать с Москвой, Киев совершил ужасную ошибку, из-за которой Украина может превратиться в пустыню.
В то же время надежды Киева оправдались лишь частично. Китай импортировал украинское сырье, но не инвестировал в страну. После 24 февраля Пекин даже не смог занять четкую политическую позицию в отношении критики действий России. Усилия Киева по привлечению Китая на свою сторону полностью провалились.
В связи с этим стратегия балансирования должна смениться на стратегию полной интеграции в экономическую, технологическую среду, также среду безопасности Запада (ЕС и НАТО), со всеми вытекающими последствиями для определения позиции по отношению к Китаю.
— Что должны понимать политики США и ЕС о намерениях Украины относительно Китая? Какими будут последствия для отношений между Пекином и Брюсселем?
— Для Украины стратегически важно скорректировать свою политику в отношении Китая в соответствии с подходами ЕС и НАТО — с учетом глобальных амбиций Пекина и связанных с ними вызовов.
В этой связи США и ЕС должны помочь Украине повысить осведомленность и экспертные знания о Китае путем активизации совместных исследований. Основное внимание должно быть уделено защите от исходящих от него рисков.
Во-вторых, Киеву необходимо существенно снизить экономическую и технологическую зависимость от Пекина, в связи с чем ЕС и США должны предложить серьезную альтернативу — ясную перспективу вступления в ЕС и НАТО. Их политика закрытых дверей создавала возможности для усиления влияния Китая и России, в то время как вступление Украины, наоборот, сформирует новую политику в отношении Китая.
В-третьих, необходимо помочь Украине выстроить защиту своих чувствительных технологий и уменьшить возможности Китая влиять на нее. В частности, речь идет о формировании новой азиатской стратегии; формирование эффективного механизма проверки иностранных инвестиций; предотвращение доступа Китая к элементам критической инфраструктуры и чувствительным секторам экономики и т.д.
Наконец, в более широком аспекте азиатской стратегии необходимо помочь Украине построить стабильные и взаимовыгодные отношения со странами региона, — Японией, Южной Кореей, Тайванем и др. — что поможет ей интегрироваться в глобальные производственные цепочки и стать европейским экономическим "тигром". Это выгодно и для стран Индо-Тихоокеанского региона, поскольку победа и укрепление Украины приведет и к укреплению американских альянсов и демократии в регионе и в мире.
Обсудить
Рекомендуем