Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Китай обязан понять, что своей политикой запугивания он вызывает страх у стран Индо-Тихоокеанского региона, и поэтому они ведут себя "осторожно", считает бывший министр иностранных дел Южной Кореи. В статье в Project Syndicate он объясняет, как, по его мнению, нужно действовать в этом регионе, и почему появился AUKUS.
Юн Ен-кван (Yoon Young-kwan)
Нью-Дели — С момента зарождения международной политики меньшие государства сталкиваются с колоссальной проблемой поиска своего пути в условиях соперничества великих держав. Сегодня геополитическое соперничество США и Китая вынуждает государства мира искать баланс в своих противоречивых национальных интересах. Ответ на вопрос, к какой стороне их будет тянуть, зависит от внутренних и внешних обстоятельств.
Взгляните на Филиппины, которые заинтересованы поддерживать и расширяющиеся экономические связи с соседним Китаем, и альянс безопасности с США, насчитывающий уже полвека. Предыдущий президент Филиппин, Родриго Дутерте, делал акцент на первом интересе, резко развернувшись от США к Китаю после своего избрания в 2016 году.
В обмен на фактический переход на сторону Китая в этом усиливающемся великодержавном соперничестве Дутерте надеялся получить китайские инвестиции в свой коронный проект (инфраструктурная программа "Строить! Строить! Строить!"), а также добиться снижения агрессивности поведения Китая в Западно-Филиппинском море, где китайцы захватывают островки и отмели, на которые претендуют Филиппины. Однако Китай не сделал такого одолжения. По состоянию на июнь прошлого года, когда завершился президентский срок Дутерте, Китай предоставил лишь менее 5% из тех $24 миллиардов, которые он обещал инвестировать в Филиппины, при этом китайские провокации в Западно-Филиппинском море, входящем в эксклюзивную экономическую зону Филиппин, по-прежнему продолжались.
Преемник Дутерте, президент Фердинанд Маркос-младший, пока что применяет более благоразумный стратегический подход. Маркос серьёзно встревожен территориальными спорами, которые активизировались из-за китайских претензий в Южно-Китайском море, поэтому он решил подтвердить и расширить партнёрство своей страны с США.
Новые изображения показывают всю степень наращивания военной мощи Пекина на спорных рифах Южно-Китайского моряКитай в последние годы размещал военные базы на атоллах и рифах в Южно-Китайском море, пишет Daily Mail. Пекин считает эти территории своими и стремится защищать их, но международное сообщество его претензии отвергает.
08.11.202200
С этой целью Филиппины решили предоставить США доступ к ещё четырём военным базам (увеличив их общее число до девяти), некоторые из которых расположены вблизи спорных зон в Южно-Китайском море. На указанных базах проводится регулярная ротация американских солдат. Америка и Филиппины договорились также о возобновлении совместного патрулирования в Южно-Китайском море, которое при Дутерте было приостановлено на шесть лет.
И речь идёт не только о США. Филиппины и Япония недавно договорились об углублении оборонных связей: японские войска получили больше доступа к филиппинской территории для целей военной подготовки и логистики. Кроме того, Филиппины стремятся расширить военно-морское сотрудничество с Великобританией. Две страны провели свой первый "Военно-морской диалог" 7 февраля. А две недели спустя министр обороны Филиппин договорился с австралийским коллегой о формализации "стратегического" оборонного взаимодействия двух стран, которое потенциально включает совместное патрулирование в Южно-Китайском море.
В результате Филиппины постепенно превращаются в ключевой хаб военного сотрудничества демократических стран Юго-Восточной Азии. Это приносит США важные стратегические выгоды, и Китай может винить в этом лишь себя. Попытки Китая запугать своих соседей и заставить их подчиниться его требованиям и предпочтениям не просто провалились; они привели к возникновению своеобразной антикитайской коалиции в Индо-Тихоокеанском регионе.
Филиппины перезагружают отношения с Россией, а украинский конфликт портит позиции Москвы в ЮВАНа фоне украинского конфликта Россия начинает терять свои позиции в Юго-Восточной Азии, пишет SCMP. Читатели с этим утверждением не согласны и приводят в пример крепнущие отношения России с крупнейшей страной ЮВА Индонезией.
24.08.202200
Несомненно, именно таков случай Южной Кореи. После того как в 2016 году эта страна согласилась разместить на своей территории американскую противоракетную систему высотной противовоздушной обороны THAAD (это был ответ на эскалацию угроз со стороны Северной Кореи), Китай ввёл жёсткие экономические санкции. Из-за этого общественное мнение в Южной Корее развернулось резко против Китая. По данным проведённого в 2021 году опроса Hankook Research, отношение южнокорейцев к Китаю сейчас равно 26,4 (по шкале от 1 — самое негативное, до 100 — самое позитивное), то есть оно на два пункта менее благоприятно, чем их отношение к Северной Корее (28,6),
Отчасти в ответ на эти общественные настроения президент Южной Кореи Юн Сок Ёль, подобно Маркосу, стремится укрепить альянс с США. Он также занимается улучшением уже давно напряжённых отношений с Японией, в частности, объявив о плане выплат компенсаций тем корейцам, которые выполняли принудительные работы во время Второй мировой войны в период японского колониального правления.
Агрессивные санкции Китая против Австралии (они были введены в 2020 году в качестве наказания за призыв правительства Австралии провести независимое расследование происхождения COVID-19) стимулировали аналогичную внешнеполитическую переориентацию. В сентябре 2021 года Австралия сформировала "расширенное партнёрство безопасности", получившее название AUKUS, с участием США и Великобритании. Кроме того, Австралия, Индия, Япония и США стремятся усилить "Четырёхсторонний диалог о безопасности" ("Квад").
США, Великобритания и Австралия вовлекают Японию в AUKUS, надеясь на ее технологии в разработке гиперзвукового оружияНовая военная структура AUKUS заманивает в свои ряды Японию в расчете на использование ее технологий в создании новых вооружений, пишет "Санкэй". По сведениям газеты, мнения в японском руководстве на этот счет разделились. Читатели газеты советуют дважды подумать, прежде чем соглашаться.
14.04.202200
Все эти шаги призваны укрепить безопасность, но одновременно с ними связаны и определённые риски. В книге 1995 года "Дипломатия" бывший госсекретарь США Генри Киссинджер утверждал, что сочетание "грубости" и "нерешительности", которым отличалось имперское руководство Германии, "довело эту страна сначала до изоляции, а затем до войны". По его мнению, Первая мировая война разразилась отчасти потому, что национальное руководство "поддавалось эмоциям момента и демонстрировало невероятное отсутствие чувствительности к настроениям за рубежом". Возможно, мы наблюдаем аналогичную динамику и сейчас.
Для того чтобы сегодня не повторилась эхом тёмная история ХХ века, потребуется разумность суждений у обеих сторон. Китай обязан понять, что своей политикой запугивания он вызывает страх, а демократические страны Индо-Тихоокеанского региона обязаны действовать осторожно, чтобы их ответные действия не повышали напряжённость избыточным образом. В противном случае мы вполне можем сомнамбулически дойти до катастрофы.
Юн Ен-кван — бывший министр иностранных дел Республики Корея, является почетным профессором международных отношений Сеульского национального университета.