Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европейские политики уже не знают, кого обвинить во взрывах на "Северных потоках", чтобы отвести подозрения от США. Над этим иронизирует французский экс-дипломат Жан-Ноэль Пуарье. И, если уже очевидная вина США будет доказана, лидеры ЕС окажутся в очень неловком положении, пишет он в статье Causeur.
Взрыв газопровода в сентябре прошлого года стал дипломатическим кошмаром для европейцев. Если выяснится, что это сделали американцы, а не русские, "евроатлантическая" деятельность ЕС будет хотя бы временно парализована: такие действия "союзника" по имени США будет невозможно оправдать. Безусловно, для сегодняшнего ЕС такая ситуация станет унижением. Вывод: Европе, может быть, лучше и не знать, кто был тот диверсант, который разрушил питающий ее трубопровод.
Процесс расследования того, как же был взорван газопровод "Северный поток" 26 сентября 2022 года, оказался похож на запомнившийся тогда многим пузырь из природного газа, вырвавшийся из труб в результате взрыва и лопнувший на поверхности моря. Запах этот пузыречек выделяет не самый приятный. Особенно для европейцев.
Взрыв "Северного потока" стал бесконечным кошмаром для Европы. Если подтвердятся (а они уже выглядят очень серьезно) подозрения вины США, европейцы окажутся униженными слабаками, долгое отрицание вины способного на такие вещи союзника неизбежно ударит и по престижу ЕС. Европейцы станут объектом насмешек во всем мире. И за что это нам? С таким исходом тяжело смириться с психологической точки зрения, особенно когда с материальной точки зрения ты — жертва. (Имеется в виду тот факт, что трубопроводы "Северного потока" должны были доставлять газ европейцам, а значит, от совершенного в отношении них теракта пострадали прежде всего жители стран ЕС — прим. ИноСМИ.)
Первоначальная версия насчет "российской диверсии", которую нам в качестве "традиционного первого блюда" пытались скормить еврочиновники и легковерные европейские СМИ, — эта версия не годилась даже в качестве временной. Она была слишком неубедительной. Статья Сеймура Херша "Как США взорвали "Северный поток", опубликованная 8 февраля, опровергла это почти официальное обвинение в адрес русских "в один клик".
США: кто же еще?
Обвинители русских на выпад Херша реагировали неумело. Они выпустили официальное американское опровержение, они обвинили автора (а Херш знаменитый журналист) в распространении "теорий заговора". Потом пошли ссылки на некую группку, настроенную против России против Путина и за Украину, которая якобы все и взорвала без какой-либо государственной поддержки. Но все эти ухищрения не могли развеять тяжелые подозрения, которые нависли над единственной страной, обладавшей и мотивом, и техническими возможностями для проведения такой операции.
Впрочем, с американской стороны как-то не очень и заботились о том, чтобы все было сделано "ювелирно", по правилам конспирации. Многим запомнились публичные угрозы Джо Байдена за несколько дней до начала российской спецоперации: такие высказывания не могли не усилить подозрения в адрес своего автора. Напомню текст "предупреждения" от господина президента: "Если Россия вторгнется [на Украину], то „Северного потока — 2“ больше не будет. Мы положим ему конец". Вот такое "пророчество". Куда уж яснее...
Три расследования — шведское, датское и немецкое — начатые в сентябре прошлого года, в настоящее время завершены. Их итоги, ожидавшиеся еще к началу года, почему-то дружно задерживаются. Ни одна страна из трех своих результатов расследования не опубликовала. Европейские официальные лица смогли с уверенностью заявить лишь одно: "На данном этапе нет доказательств того, что за этим саботажем стоит Россия". В период, когда против России разрешены все приемы, а ее руководителям тычут, что называется, каждое лыко в строку, такое заявление из Европы равносильно самому полному, самому искреннему признанию невиновности России.
Как недавно заметил генерал Доминик Тренкан (Dominique Trinquand), военный консультант, едва ли более благосклонный к России, чем либеральный канал, на котором он работает (LCI), "если мы не найдем доказательств вины российской стороны, придется искать в другом месте". Нашему генералу при этом очень трудно: если американцев трогать по-прежнему нельзя, то становится непонятно, где искать другого хоть сколько-нибудь убедительного подозреваемого. Генерал разъясняет для совсем уж непонятливых: "Если у нас нет выводов [по трем уже проведенным расследованиям], то это потому, что их не хотят делать". Ну что ж, следите за руками, что называется.
Новые эпизоды этого сериала вскоре могут принести нам более или менее неопровержимые доказательства вины американцев. И вот это станет совсем не желанной новостью для европейцев, поскольку поставит их в самое неловкое положение. Лично я молюсь, чтобы мы никогда не узнали правду.
Бесконечный кошмар
Я уже так и слышу оголтелые "антиевропейские" голоса всех этих оппонентов ЕС и США: этих, знаете, пророссийских элементов, всех этих туповатых антиамериканцев и "ископаемых" голлистов. Вот что они могут закричать:
— Европа стала жертвой акта государственного терроризма, простите, совершенного ее главным союзником и гарантом ее безопасности? "С такими защитниками и врагов не надо!"
— Европа не предпринимает никаких действий, не возбуждает никаких уголовных преследований, не требует возмещения ущерба? "Так это и есть обещанная вами сильная Европа, независимая Европа?"
— Брюссель довольствуется пресс-релизом, в котором "сожалеет" об этом "недружественном" акте, а заодно "осуждает" операцию "саботажа". В этом случае внутри ЕС ряд стран могут возмутиться этими "сожалениями": что скажут, например, всегда боевитые поляки? Они же закричат: "Европа опозорила себя!"
— Европа не станет пересматривать свои отношения с США, и все продолжится как ни в чем не бывало? "Европа — всего лишь слуга дяди Сэма. Она принимает удары молча".
— Хуже того, представьте, что русские и китайцы при поддержке значительного числа стран представляют резолюцию в Совет Безопасности или выносят на Генеральную Ассамблею ООН. Представители ЕС, ввиду концептуальной невозможности голосовать вместе с русскими и китайцами за осуждение США, будут вынуждены воздержаться или, что еще хуже, проголосовать против текста, осуждающего эту явно антиевропейскую и антироссийскую диверсию. Хотя эта диверсия и совершена была на территории ЕС! Представляете эти ужасные крики: "Европа валяется в ногах у дяди Сэма!"
— Наконец, в завершение, нас ждет парад самых страшных для ЕС индивидуумов: Эрдогана, Путина, бородатых иранцев и диктаторов всех мастей, которые будут со свойственной им грубостью насмехаться над европейцами. Называть нас лишенными мужества вассалами, говорить, что мы потеряли достоинство. "Двойные стандарты... Обнаружилось двуличие европейцев... ЕС утратило все доверие к себе... ЕС — маленький солдат США..."
Так вот, я уже слышу эти голоса, как будто они уже звучат, причем рядом со мной. Бесконечный кошмар, скажу я вам. Естественно, мы начнем медийное контрнаступление, напомнив некоторые доказательства, до сих пор остававшиеся в тени: что этот теракт был направлен на русское, а не европейское имущество; разрушение газопровода больше затрагивает русских, чем нас. Наверняка будет произнесено и следующее: помните, мол, что ваш главный враг — это Россия, а не США. Помните, что это русские, а не американцы хотят разрушить европейскую демократию и т. д. Если мы не сумеем убедить сколько-нибудь критически настроенных к нам людей, равнодушных к тонкостям нашего языка, мы постараемся отыграться на легковерных: убедим доверчивых граждан ЕС в том, что этот подвиг военных водолазов на самом деле всего лишь инсценировка, осуществленная врагами — людьми, не любящими нас и американцев.
Я не знаю, смеяться мне или плакать. Но я прошу вас подумать о французских дипломатах. Они оказались между воюющей Россией, жестоким американским союзником и европейскими партнерами. А ведь эти наши дипломаты изо всех сил пытаются построить великую "независимую европейскую дипломатию", которая у нас была гордо анонсирована еще двадцать лет назад. И знаете, что видят эти наши дипломаты? Во многих уголках Земли к нам формируется чувство, которое хуже, чем яростное неприятие. А именно — безразличие.
Автор: Жан-Ноэль Пуарье (Jean-Noël Poirier) — бывший посол Франции во Вьетнаме в 2012-2016. После окончания своей командировки во Вьетнаме остался в Ханое и стал писать критические статьи для Causeur.