Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Американцы опасаются провоцировать Россию, а британцы действуют напористо, пишет WSJ. Британский спецназ действует недалеко от линии фронта, его руководящая роль проявилась в украинских диверсиях против российских железных дорог, аэродромов, топливных складов.
Великобритания и США — превосходные союзники, но по Украине между ними назревают разногласия. Британцы хотят, чтобы американцы были активнее, а США — наоборот, чтобы Великобритания действовала осторожнее.
Главным образом разногласия касаются оружия. На прошлой неделе Великобритания объявила, что направит Украине крылатые ракеты Storm Shadow, а также предоставила Киеву тысячи переносных противотанковых комплексов. Великобритания также оказывает Украине специализированную поддержку в радиоэлектронной борьбе и разведке. И даже если британская военная и финансовая помощь меркнет в сравнении с американской, Лондон раз за разом доказывает, что готов снабжать Украину своим лучшим оружием.
Однако одним оружием дело не ограничивается. Британский спецназ из Специальной авиационной службы, Специальной разведки британской армии и Службы десантных кораблей специального назначения Военно-морского флота действует в непосредственной близости от линии фронта. Эти люди служат ключевым звеном между разведкой НАТО и украинскими силами. Сами они не воюют, но их руководящая роль в работе украинского спецназа проявилась в украинских диверсиях против российских железных дорог, аэродромов, топливных складов и других логистических узлов. Украинское командование считает британскую армию надежнейшим партнером и советчиком.
Когда-то такая поддержка казалась немыслимой. Российская политика Великобритании с 2006 по 2022 годы сводилась к неприкрытому умиротворению. Британская служба внутренней безопасности МI5 занималась в основном террористической угрозой со стороны исламистов. Сомнительные российские деньги текли в Лондон рекой, и британские правительства одно за другим просто закрывали глаза на российскую внешнюю политику — оставив без ответа даже убийство диссидента Александра Литвиненко на британской земле в 2006 году.
Британскую оценку угроз изменили отравления в городе Солсбери в марте 2018 года. Оперативники российской военной разведки ГРУ применили "Новичок", высококонцентрированное нервно-паралитическое вещество советской эпохи, попытавшись устранить бывшего офицера ГРУ и перебежчика Сергея Скрипаля и его дочь. Скрипали выжили, однако совершенно чужая им британка скончалась несколько месяцев спустя, случайно подобрав контейнер из-под отравляющего вещества, замаскированный под парфюмерный флакон. Серьезно пострадал и один из полицейских, побывавших дома у Скрипалей. Жестокость и безрассудство этих атак повлекло за собой дипломатические высылки сотрудников российской разведки, а также гнев политической элиты и простых британцев.
Однако впоследствии отношения Лондона с Москвой теплели вплоть до конца 2021 года, когда стало окончательно ясно, что Владимир Путин замышляет крупное вторжение на Украину. Убежденность правительств США и Великобритании в его неизбежности подкреплялась перехваченными британской разведкой военными донесениями русских. Однако у премьер-министра Бориса Джонсона ввод российских войск вызвал более глубокую реакцию на личном уровне.
Давний русофил Джонсон целенаправленно налаживал связи Консервативной партии с российскими олигархами в Лондоне. Он даже произвел Евгения Лебедева, сына приближенного к Путину олигарха, в пожизненные пэры Палаты лордов. Но конфликт на Украине затронул какую-то жилку в Джонсоне, яром поклоннике Уинстона Черчилля. Стержневая тема биографии легендарного премьер-министра, написанной Джонсоном в 2014 году, — это как врожденное величие Черчилля проявилось в решающий момент. В российско-украинском конфликте, крупнейшем в Европе с 1945 года, Джонсон почувствовал свой собственный черчиллевский момент. А также шанс доказать, что под его началом Британия даже после Брексита остается мировой державой.
Джонсон пошел ва-банк и незамедлительно перебросил на Украину силы специального назначения и множество разнообразного оружия и разведывательных средств. Благодарность Украины проявилась в тесной связи Джонсона с президентом Владимиром Зеленским. Успешная оборона Украины и престиж британской внешней политики позволили уже двум преемникам Джонсона продолжить его усилия. Хотя многие в Лондоне и Вашингтоне считают, что в отношении Китая премьер-министр Риши Сунак предпочитает не рисковать, поддержку Украины он лишь упрочил.
За кулисами, как это всегда бывает, Великобритания, Польша и Прибалтика пеняют администрации Байдена за вялые, как им представляется, поставки запрошенного Киевом передового оружия. Американская осторожность проявилась и в других областях. Когда в сентябре 2022 года российский истребитель обстрелял британский самолет-разведчик над Черным морем, Великобритания в ответ начала сопровождать дальнейшие патрули собственными истребителями. Когда же в марте этого года российские истребители сбили над Черным морем американский беспилотник, администрация Байдена распорядилась, чтобы ее беспилотная авиация держалась подальше от поля боя.
Координация по Украине между Вашингтоном и Лондоном остается беспрецедентной для Запада. Но для Лондона награда в виде украинской победы затмевает риск, что Кремль пойдет на обострение. И дело не только в самой Украине — это касается еще и Черчилля, Брексита и "Новичка".
Том Роган — обозреватель The Washington Examiner по вопросам национальной безопасности