Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Поставки истребителей F-16 обернутся для Украины головной болью, пишет Newsweek. Киеву потребуются квалифицированные пилоты, подготовка которых займет много месяцев, инфраструктура и обслуживание самолетов. А самой серьезной проблемой станет жесткая реакция России.
По мере того, как Украина приближается к получению истребителей F-16, ей все еще предстоит преодолеть три ключевые проблемы, прежде чем она будет готова к тому, что западные истребители вступят в бой с российскими ВВС, сообщили Newsweek эксперты.
По мнению аналитиков, прежде чем Украина сможет летать на современных боевых самолетах, ей необходимо решить следующие проблемы — обучение украинского персонала, задействованного в работе с F-16, создание необходимой инфраструктуры и ориентация в политическом ландшафте.
Истребители ранее были красной линией для западных покровителей Киева. Украина неоднократно призывала к использованию самолетов стандарта НАТО для замены своего стареющего советского парка в рамках того, что она назвала "коалицией реактивных истребителей".
Но пока Киев не получил каких-либо четких обещаний относительно истребителей F-16, которые эксперты определили как наиболее подходящий выбор для пилотов. Хотя маловероятно, что украинские военно-воздушные силы получат самые последние версии реактивных самолетов, любой пакет военной помощи, содержащий истребители F-16, значительно модернизирует ВСУ.
Несколько союзников Киева в конфликте, который начался 24 февраля 2022 года, взяли на себя обязательства по обучению украинских пилотов, включая США и Великобританию. Белый дом также дал понять, что не будет блокировать передачу Украине истребителей F-16 из других стран, сообщил канал CNN в пятницу.
Однако эксперты сразу предупредили о камнях преткновения, которые не исчезают по мере того, как международное сообщество серьезнее рассматривает возможность предоставления Киеву истребителей F-16. По их словам, хотя проблемы и не являются непреодолимыми, Украина вряд ли в ближайшее время получит самолеты американского производства.
"Еще предстоит проделать кое-какую работу", — заявил высокопоставленный представитель администрации Байдена во время брифинга для прессы в минувшие выходные. "Но работа идет, и обсуждения продолжаются", — добавил он.
"Месяцы, а не недели" на обучение
Хотя многие страны предложили обучать украинских пилотов, потребуется время, чтобы это принесло свои плоды.
"Обучение даже опытных пилотов на новом самолете измеряется месяцами, а не неделями", — сказал Newsweek коммодор авиации в отставке Эндрю Кертис (Andrew Curtis), ранее служивший в британских Королевских ВВС, добавив, что тот же принцип применим к украинским наземным экипажам.
Трудно сказать, проводилась ли уже подготовка экипажей украинских ВВС и в каком объеме, сообщил Newsweek Дэвид Джордан (David Jordan), содиректор Института авиации и космонавтики имени Фримена при Королевском колледже Лондона.
В конце февраля Колин Каль (Colin Kahl), заместитель министра обороны Пентагона по вопросам политики, предположил, что "наиболее оперативные" сроки подготовки и поставки истребителей F-16 на Украину составят около 18 месяцев.
Но Жозеп Боррель, глава внешнеполитического ведомства Европейского союза, во вторник дал понять, что украинские пилоты начали обучение на истребителях F-16 в "нескольких странах".
"Польша готова обучать украинских пилотов на самолетах F-16", — сообщили Newsweek в заявлении Министерства обороны Варшавы, но отметили, что "такое обучение еще не началось".
Министр обороны Польши Мариуш Блащак "предложил, чтобы такая подготовка была включена в учебную миссию ЕС, проводимую в Польше", — заявили в министерстве, добавив, что "количество подготовленных пилотов будет зависеть от возможностей Польши, которая как страна на восточном фланге НАТО имеет обязательства, например, перед прибалтийскими государствами".
Юрий Игнат, пресс-секретарь Военно-воздушных сил Украины, заявил во вторник, что "процесс подготовки людей к началу этого обучения все еще продолжается", сообщают украинские СМИ.
"В этих странах пока нет пилотов", — добавил он.
Хотя некоторые эксперты говорят, что этот срок, вероятно, будет короче, особенно с учетом требований военного времени, истребители F-16 не прибудут на Украину для участия в долгожданном весеннем контрнаступлении Киева.
Существует также вопрос о том, как украинские пилоты проходят программы обучения.
"Проблема для Украины в том, что они все еще работают на своих имеющихся самолетах", — добавил бывший старший командующий Королевскими ВВС Великобритании и маршал авиации Грег Бэгвелл (Greg Bagwell).
Он предположил, что украинских пилотов могут отозвать с передовой для обучения на F-16, но затем они могут вернуться к полетам на реактивных самолетах советской эпохи в ожидании F-16.
"Много проблем, много вопросов", — сказал Бэгвелл в интервью Newsweek.
Но если Украина попытается использовать F-16 до того, как ее военно-воздушные силы будут готовы, это "вероятно, приведет к потерям, которые невозможно себе позволить", сказал Кертис. "С противоречием между ранним и грамотным использованием будет чрезвычайно трудно справиться".
Базы F-16 станут "главной целью"
"Тактические проблемы, связанные с эксплуатацией F-16, никуда не делись", — сказал Кертис.
Эксперты ранее сообщали Newsweek, что F-16 — это фундаментальный шаг в сторону от советской авиационной инфраструктуры Украины, а это означает, что с самолетами связано не только новое обучение, но и логистика, такая как новые цепочки поставок, процедуры технического обслуживания и инфраструктура.
F-16 нуждаются в ровных взлетно-посадочных полосах и централизованных базах для полетов — в отличие от разбросанных аэродромов и временных взлетно-посадочных полос, которые могут использовать самолеты советской эпохи в нынешнем парке Украины.
23.05.202300
Эти места могли бы затем стать "главной целью" для российских ударов, заявил Newsweek бывший британский военный офицер Фрэнк Ледвидж (Frank Ledwidge). Это может означать, что они действуют с баз, хорошо известных российским силам, что "делает их чрезвычайно уязвимыми для наземных атак", — сказал Кертис.
По словам экспертов, защита этих баз затем отвлекает ракетные системы Украины от других районов линии фронта, что приводит к трудному выбору места размещения систем противовоздушной обороны.
Но потребность в ровных взлетно-посадочных полосах таит в себе еще одну потенциальную ловушку, сообщил Newsweek в марте Джастин Бронк (Justin Bronk), старший научный сотрудник по авиационной мощи и технологиям в аналитическом центре Royal United Services Institute в Лондоне. "F-16, по сравнению с реактивными самолетами, более подходящими для неровных взлетно-посадочных полос, больше пострадают с точки зрения износа и потенциальных аварий из-за эксплуатации с неровных поверхностей по сравнению с другими реактивными самолетами", — сказал он.
Однако, по словам Джордана, подготовка авиабаз, хотя и отнимающая много времени, возможно, уже ведется.
Политические препятствия
В предоставлении военной помощи Украине всегда был политический аспект. Ранее истребители F-16 были красной линией для западных покровителей Киева и НАТО, и Россия назвала возможность поставок американских самолетов на Украину эскалацией.
Заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко в субботу отреагировал на возможность получения Украиной истребителей F-16, заявив, что это будет сопряжено с "огромными рисками" для вовлеченных западных стран, сообщают российские государственные СМИ.
"Украина имеет право на самооборону", — заявил во вторник генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. "Мы поможем Украине отстоять это право, — сказал он. — Это не делает НАТО и союзников по НАТО стороной конфликта".
"Потенциальный рост напряженности между Россией и Западом нельзя игнорировать, — сказал Кертис. — Для таких стран, как Польша, было бы заманчиво предложить логистическую и техническую поддержку, даже потенциально эксплуатируя украинские истребители F-16 с польских военных аэродромов. Однако геополитические последствия таких решений были бы серьезными".
Несмотря на препятствия, эксперты все больше верят в то, что обещания поставок F-16 для Украины не за горами. По словам Бэгвелла, даже если конфликт на Украине закончится в ближайшем будущем, ей все равно понадобятся военно-воздушные силы для защиты границ с Россией.
По словам экспертов, поскольку реактивные самолеты советской эпохи нуждаются в замене, внимание приковано к перестройке военно-воздушных сил Украины, чтобы сохранить их обороноспособность и потенциально подготовить Киев к интеграции в НАТО.