Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Требование Чехии к России выплатить арендную плату задним числом за участки под дипломатическими объектами – правильное, заявил в интервью iROZHLAS экс-глава МИД страны Томаш Петршичек. Однако он признал, что в таком случае придется потратиться и Праге.
Владимир Кроц (Vladimír Kroc)
На участках, плату за которые Чешская Республика потребует от России, расположен, например, комплекс жилых строений в Праге, хостел и здания бывших российских генеральных консульств в Карловых Варах и Брно. Бывший министр иностранных дел Чехии Томаш Петршичек считает, что чешское правительство правильно предъявило такие требования. "Сейчас сами переговоры с российской стороной, на мой взгляд, нереальны", — сказал в интервью радио Томаш Петршичек, который теперь является аналитиком Института международных отношений.
iROZHLAS: Насколько обосновано требование правительства Чехии к России о выплате арендной платы? Можно ли будет отстоять его в случае юридической тяжбы?
Томаш Петршичек: Понятно, что Россия не использовала эти участки для нужд дипломатической миссии уже с 2021 года. Численность дипломатов резко сократилась, а в ответ на вооруженный конфликт их число снизилось еще больше. Поэтому аргумент о том, что эти строения, стоящие на участках чешского государства, необходимы для дипломатической работы, не выдерживает критики. Таким образом, подход к проблеме власти пересмотрели верно и, на мой взгляд, поступили правильно.
Вместе с тем мы должны быть готовы к тому, что возможен и, как мне кажется, будет симметричный ответ от России. Другое дело, насколько велики наши шансы добиться от России выплаты арендной платы задним числом на юридическом поле. Если я не ошибаюсь, суд Праги 5 в одном случае не признал в полной мере претензии чешской стороны. Поэтому нам следует задуматься о правовой стороне вопроса.
— Вы говорили о том, что число российских дипломатов в Чехии сократилось. Означает ли это, что до 2020 года эти участки на самом деле использовались для дипломатических нужд? Может, чешскому правительству стоило бы раньше потребовать арендной платы за некоторые из этих участков?
— До того времени, несомненно, было труднее доказать, что российская дипломатическая миссия не нуждается в этих участках для собственной деятельности. После масштабной высылки дипломатов обеими сторонами понятно, что им не нужно уже столько жилья для дипломатов, столько места для своего дипломатического представительства. Так что наши аргументы стали более убедительными.
— Представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова назвала этот шаг чешского правительства шантажом. По ее словам, требование чешских властей о том, чтобы Россия выплатила арендную плату задним числом за участки под своими дипломатическими объектами, нарушает Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 года. Неужели действительно есть какие-то противоречия с конвенцией?
— Пусть суды разбираются. Как я уже сказал, в одном таком случае, если я не ошибаюсь, чешский суд уже постановил, что размер претензий неоправданно большой. Поэтому мы должны сосредоточиться на том, как действовать дальше. На мой взгляд, добиться выплаты задним числом будет непросто.
Москва угрожает Чехии из-за аренды участков. Мы уравниваем ассиметричные отношения, как объясняет экспертПравительство Чехии собирается взимать с России плату за аренду более 40 участков земли, которые были предоставлены еще СССР в безвозмездное пользование, пишет Forum24. МИД назвал требование Прагой платы за аренду участков вымогательством.
20.05.202300
Россия видит политический подтекст
— Вы уже говорили о возможных ответных шагах. Представитель МИД России Мария Захарова пригрозила Чехии ответными шагами. Что, по вашим прогнозам, может предпринять Россия?
— Прежде всего, я ожидаю, что они пойдут на аналогичные шаги и потребуют от чешской стороны арендную плату за Чешский дом в Москве, который стоит на российских участках. Ведь сейчас Чешский дом точно так же не используется ввиду значительного сокращения нашего дипломатического представительства в России. Вообще большой вопрос, как в будущем можно будет его использовать.
— Какова вероятность, что Чешская Республика на самом деле получит от России арендную плату? Есть ли у чешского государства какие-то рычаги, чтобы добиться этого?
— Я не хочу высказывать догадки. Сначала чешская сторона обратится в чешские суды. Но, с другой стороны, Россия видит в этом деле политический подтекст, и отвечать она будет тоже политически.
— Вы говорите об обращении в чешские суды, но могут ли они реально в нынешней геополитической ситуации заставить Россию выплатить Чехии какие-то деньги?
— На мой взгляд, возможности чешской юстиции крайне ограничены. Но главное, чтобы нам подтвердили обоснованность наших претензий, а после можно будет при случае продолжить обсуждения. Но сейчас даже сами переговоры с российской стороной, на мой взгляд, нереальны. Дипломатические контакты заморожены. По-моему, российская сторона сейчас тоже не проявляет особого желания заниматься урегулированием отношений в технических вопросах. Я уже не говорю о политических, дипломатических аспектах и вопросах безопасности.
— Если Россия пойдет на ответные шаги и, например, потребует арендной платы за Чешский дом в Москве, должна ли будет чешская сторона выплатить деньги?
— Тут важно, прежде всего, как Чехия дальше будет использовать Чешский дом в Москве, ведь это наша главная недвижимость на территории России, которую мы использовали для вспомогательных дипломатических целей, для развития экономической дипломатии. В будущем я не вижу возможностей для восстановления работы в том же виде, в каком Чешский дом работал в прошлом. Здание принадлежит чешскому государству, но возможности использовать его сейчас крайне ограничены. И большой политический вопрос, готова ли Чешская Республика пойти на определенные шаги, которые, как и предполагается, спровоцируют Россию на ответ.
— Я попытался сориентироваться в этом вашем дипломатичном ответе, но так и не нашел ясного ответа на вопрос, придется ли Чехии, если до этого дойдет дело, платить арендную плату? Или Чехия может отказаться и пойти на риск того, что и Россия, в свою очередь, закономерно платить не станет? Как бы вы рекомендовали поступить в такой ситуации?
— В такой ситуации я повел бы себя как правовое государство. Если Чехия требует от российской стороны арендную плату, а российская сторона в ответ требует того же, то мы должны в подкрепление наших собственных аргументов заплатить арендную плату. Однако в будущем нам придется подумать над тем, сможем ли мы в полной мере использовать эту недвижимость?