Сильно поврежденный на Украине Ка-52 смог сесть без хвоста

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Необычные конструктивные особенности ударного вертолета Ка-52 позволили ему продолжать полет даже без значительной части хвостового оперения, пишет The Drive. На вертолете другого типа шансов вернуться на базу у экипажа было бы немного.
Томас Ньюдик (Thomas Newdick)
Справедливости ради стоит сказать, что ударный вертолет Ка-52 стал своего рода российской визитной карточкой в украинском конфликте. Олицетворяя неоднозначные результаты Кремля в целом, флот Ка-52 понес большие потери, выявил ряд откровенно проблемных моментов при большой загрузке вооружением и запомнился весьма опрометчивыми трюками. Однако именно он понес основное бремя непосредственной авиационной поддержки, чтобы остановить украинское контрнаступление. А одному экипажу уникальная конструкция Ка-52 во время недавнего вылета наверняка спасла жизнь.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
На видео, которое сегодня начало распространяться в соцсетях, Ка-52 с оторванным хвостовым оперением и висящими остатками вертикального киля летит на относительно низкой высоте. Фотография вертолета после приземления показывает, что часть оперения отклонилась более чем на 90 градусов, но каким-то образом не оторвалась окончательно.
Похоже, видео было снято из кабины ведомого Ка-52 или другого сопровождающего вертолета. Хотя сказать наверняка, где и когда было снято видео мы не можем, можно с уверенностью предположить, что это юго-восток Украины, поскольку в начале ролика виднеется нечто похожее на Черноморское побережье.
Помимо разбитого хвостового оперения, в самом начале ролика от Ка-52 что-то отваливается — это мог быть как отстреленный экипажем груз, так и части поврежденного хвостового оперения.
Утверждается, что сброс груза с внешней подвески — в частности, тех же топливных баков — мог сам по себе привести к повреждению хвоста, если один из баков попал в так называемую спутную струю от винта. Заключить это однозначно по этому видео невозможно. Однако за борт были сброшены как минимум четыре предмета — предположительно подвесные баки (парные) или ракетные блоки. Это может говорить о том, что проблема с хвостом возникла до того, как было принято решение о сбросе груза.
Однако сбои при сбросе груза — безусловно, проблема, чреватая фатальными последствиями для воздушного судна.
Передняя часть вертолета, по-видимому, также была повреждена, и можно предположить, что оторвано лобовое стекло и отсутствует как минимум часть носовой части фюзеляжа.
Представляется весьма вероятным, что Ка-52 попал под удар украинской ПВО, которой удалось поразить корпус вертолета, однако урон оказался недостаточным.
Как бы то ни было, у экипажа из двух человек есть все основания благодарить конструкцию своего ударного вертолета. Одна из ключевых особенностей Ка-52 — необычная соосная компоновка несущего винта, исключающая необходимость в хвостовом винте.
Почти для любого другого вертолета такие повреждения хвостового оперения оказались бы крайне серьезными.
В обычном вертолете хвостовой винт крепится на конце хвостовой балки. Хвостовой винт обеспечивает крутящий момент для противодействия основным винтам (которые вращаются либо по часовой стрелке, либо против), и если он перестаёт работать, то вертолет начинает вращаться в направлении, противоположном несущему винту. В лучшем случае пилот перейдет в режим авторотации и совершит аварийную посадку "по-самолетному", с разбегом. В худшем дело кончится крушением или даже разрывом в воздухе. Чем ниже и медленнее летит вертолет после потери хвостового винта, тем меньше шансов, что пилот сумеет сориентироваться и принять меры.
Ударные вертолеты Ми-28 на передовой противотанковой борьбы на Украине получили новые ракетыРоссийские "Ночные охотники" Ми-28 начали использовать новое оружие в ходе спецоперации на Украине — легкую многоцелевую управляемую ракету, разработанную специально для ударов по бронетехнике, пишет MWM. Она ценится за большую дальность действия и максимальную точность.
Соосная же конструкция с двумя несущими винтами один над другим (один вращается по часовой стрелке, а другой против) крайне важна для ударного вертолета, который, как правило, летает низко и медленно. Но у этой конфигурации есть и серьезные недостатки.
Хотя соосные несущие винты — "фирменная" черта морских вертолетов ОКБ Камова, они перекочевали и на преимущественно сухопутные модификации Ка-50/52. Эти вертолеты также имеют и другие необычные функции обеспечения живучести — включая систему спасения экипажа.
Про Ка-52 часто говорят, что у него есть катапультные кресла, но на самом деле его система эвакуации экипажа не "выстреливает" кресла из кабины ракетной тягой, а скорее "вытаскивает" их наружу.
Система эвакуации экипажа Ка-52 сначала отстреливает лопасти несущего винта пиропатронами. Затем сбрасывается стекло фонаря, и из кабины запускаются две буксировочные ракеты. Каждая ракета присоединена фалом к одному из кресел К-37-800М "Звезда" производства Томилино, которое затем вытягивается из кабины для раскрытия парашюта. Система срабатывает на скорости от нуля до 189 узлов, а также на нулевой высоте.
Пока что мы видели на удивление мало убедительных примеров катапультирования в ходе боевых действий на Украине, хотя масштаб потерь предполагает значительное количество незадокументированных случаев разной степени успешности.
Как бы то ни было, мы точно не знаем, почему Ка-52 остался в небе над Украиной с разорванным хвостовым оперением. Но можем с некоторой уверенностью предположить, что на вертолете другого типа шансов вернуться на базу у экипажа было бы немного.
Обсудить
Рекомендуем