Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США изо всех сил пытаются сделать так, чтобы арабский мир принял Израиль, сообщает Anadolu. Они намерены добиться выгодной им нормализации отношений между Эр-Риядом и Тель-Авивом. Западные СМИ уже пишут об "успехе" Вашингтона. Однако все не так просто, как кажется американцам, считает автор статьи.
Мехмет Ракипоглу написал для AA Analiz статью о возможной нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем, которая в последнее время встала на повестке дня, и о том, что может произойти в этом процессе.
Какова роль США в процессе нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем?
Первая попытка урегулирования отношений между Израилем и арабскими странами состоялась в 1978 году при посредничестве президента Соединенных Штатов Джимми Картера (Jimmy Carter). Процесс, начавшийся с признания Израиля Египтом и Иорданией, в 2020 году продолжился установлением Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном дипломатических контактов с Тель-Авивом опять же благодаря усилиям президента США Дональда Трампа (Donald Trump). В дальнейшем решение Марокко и Судана нормализовать отношения с Израилем создало новую ситуацию в региональной дипломатии. Подключение Хартума к нормализации, хотя Судан не завершил процесс в полной мере, было важно с символической точки зрения. Дело в том, что Судан на протяжении многих лет предоставлял различные возможности исламским движениям и считался сердцем арабского бойкота против Израиля.
В этой связи, особенно в американских средствах массовой информации и аналитических центрах, было опубликовано немало статей о том, что Саудовская Аравия также намерена нормализовать отношения с Израилем. Публикации Foreign Policy от 5 июня, Wall Street Journal — 6 июня, а также New York Times — 17 июня вновь подняли на повестке дня вопрос о налаживании израильско-саудовского диалога. Все эти статьи объединяет попытка создать представление о том, что между Тель-Авивом и Эр-Риядом будут установлены дипломатические отношения.
Помимо прессы и аналитиков, Белый дом также предпринимает политические шаги в целях налаживания отношений между Саудовской Аравией и Израилем. В связи с этим утверждается, что эта тема входила в число приоритетов госсекретаря США Энтони Блинкена (Antony Blinken) в ходе его визита в Эр-Рияд 6-8 июня текущего года. Политика Соединенных Штатов в направлении содействия нормализации саудовско-израильского диалога вызвана несколькими причинами.
Первая и важнейшая из них связана с позицией США в глобальной борьбе за власть. Как известно, 10 марта этого года было объявлено о восстановлении отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Наиболее примечательной стороной этого процесса стала встреча представителей двух стран в Пекине и объявление о дипломатической реставрации. В этом смысле Китай сыграл посредническую роль в восстановлении отношений между двумя ключевыми игроками на Ближнем Востоке и объявил общественности о постепенном усилении своего влияния в ближневосточной политике.
США не хотят уступать глобальную гегемонию Китаю и желают восстановить свою роль в формировании порядка на Ближнем Востоке. На данный момент критически важное значение имеет то, что Вашингтон берет на себя посредническую роль в нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией.
Еще одна причина — президентские выборы 2024 года в США. Администрация Джо Байдена прилагает большие усилия к тому, чтобы обеспечить признание Тель-Авива на «арабской улице» и заручиться поддержкой Израиля и еврейского лобби.
Какие могут быть взаимные выгоды?
Ключевой фигурой со стороны Израиля является премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху. Для занимавшего пост премьер-министра и во время Авраамических соглашений в 2020 году урегулирование отношений с саудитами имеет крайне важное значение.
Во-первых, стратегическое влияние Саудовской Аравии в международной и региональной политике может укрепить позиции Израиля при Нетаньяху. Для Тель-Авива восстановление отношений с Эр-Риядом считается важным с точки зрения преодоления изоляции со стороны арабского мира. Во-вторых, возможная нормализация может облегчить борьбу Нетаньяху с внутриполитическими вызовами. Таким образом правительство Нетаньяху, сталкивающееся с протестами по многим причинам, прежде всего из-за коррупции, желает предотвратить неспокойную ситуацию во внутренней политике.
Саудиты же используют диалог с Израилем в качестве козырной карты. В этой связи наследный принц Мухаммед ибн Салман Аль Сауд, а именно фактический лидер Саудовской Аравии, в обмен на восстановление отношений с Тель-Авивом потребовал от Вашингтона содействия в разработке ядерной программы его арабской монархии. Ожидается, что многие институты и организации, прежде всего Сенат США, выступят против этого требования.
Еще одно условие наследного принца — это снятие санкций, введенных из-за убийства Хашогги (Kaşıkçı). Третий запрос — подписание нового оборонного соглашения с США. Снятие санкционных ограничений и подписание оборонного пакта не является столь далекой перспективой. Более того, в качестве возможного варианта рассматривается даже предоставление Саудовской Аравии статуса стратегического союзника вне НАТО, который был присвоен Катару, Иордании, Израилю. С этим шагом Саудовская Аравия сможет получить более легкий доступ к поставкам оружия и зонтику безопасности США и предпринять конкретные шаги в направлении нормализации отношений с Израилем.
Что препятствует нормализации?
В настоящее время у Саудовской Аравии нет каких-либо идеологических или религиозных оговорок в процессе нормализации отношений с Израилем. Так, Эр-Рияд не высказал никакого осуждения относительно Авраамических соглашений, подписанных в 2020 году. Вопреки требованиям палестинцев саудовские средства массовой информации положительно освещали процессы нормализации. Пресса придерживалась такой политики вещания, в рамках которой транслировался тезис о том, что установление дипломатических отношений будет способствовать региональному миру.
Вместе с тем можно говорить и о некоторых динамиках, которые препятствуют процессу нормализации отношений Саудовской Аравии с Израилем. Первая — это нарушения прав человека со стороны Израиля и отказ от признания Палестины в качестве государства со столицей в Иерусалиме. В то время как Эр-Рияд настаивает на урегулировании проблемы по принципу «двух государств», Тель-Авив продолжает свои посягательства, и это тормозит нормализацию.
Другая причина — структуры региональных альянсов и меняющиеся балансы. Снижение напряженности на Ближнем Востоке прежде всего на фоне нормализации отношений между Эр-Риядом и Тегераном уменьшает потребность Саудовской Аравии в Израиле. Кроме того, можно прогнозировать, что Королевство, нормализовавшее отношения с Ираном, дипломатические отношения с которым находились на низком уровне с 2016 года, не захочет подвергать опасности этот процесс.
Наконец, еще одним фактором можно назвать реакцию арабов на нормализацию. Несмотря на то что Саудовская Аравия модернизируется под руководством наследного принца, развитие отношений с Тель-Авивом может нанести ущерб имиджу Королевства, носящего титул «Служитель двух святынь», в глазах народа Саудовской Аравии и исламского мира. Так, опрос, проведенный аналитическим центром «Вашингтонский институт ближневосточной политики» (Washington Institute for Near East Policy), показал, что порядка 80% арабского мира выступает против нормализации отношений с Израилем.
Таким образом, можно предположить, что, несмотря на сформированную при содействии и давлении США повестку нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем, этот дипломатический процесс будет непросто реализовать в краткосрочной перспективе. Вместе с тем можно сказать, что Эр-Рияд и Тель-Авив уже не враги, как раньше, но и в то же время еще не близкие друг к другу игроки.
Автор: Мехмет Ракипоглу (Mehmet Rakipoğlu) — координатор академических исследований, кафедра международных отношений Университета Батман