Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запад собственными руками создал почву для контрвосстаний в Африке, пишет Yeni Şafak. Так, страны Сахеля ударили по Франции ее же оружием, освободившись от власти колониального государства. Теперь они выстраивают отношения с Россией, отмечает автор статьи.
После государственных переворотов, произошедших один за другим в Мали, Гвинее, Судане, Буркина-Фасо, Чаде и, наконец, в Нигере, Францию в регионе ударило ее же оружие. Искаженный порядок с колониальным подходом, созданный Францией, подготовил почву для контрвосстаний.
Вслед за государственными переворотами, произошедшими один за другим в Мали, Гвинее, Судане, Буркина-Фасо и Чаде с 2020 года, а также переворотом в Нигере 26 июля текущего года регион Сахель перешел под господство военных. Администрации, пришедшие к власти в результате серии путчей с эффектом домино, пошли по пути противостояния Западу, не способствовавшему стабильности Сахеля за все время своего пребывания в регионе. Когда политические балансы кардинально изменились, разрушение колониального порядка привело к разрыву жизненно важных артерий западных стран. Так, Франция, чьи военные находились в регионе в рамках борьбы с терроризмом, была вынуждена уйти, при этом такие силы, как Россия, установили тесные отношения с администрациями, пришедшими в результате переворотов.
Франция сама подготовила свой конец
Пояс Сахель, имеющий стратегическое значение для континента, постоянно фигурирует в повестке дня с 2020 года в связи с государственными переворотами. В колониальную эпоху Франция проводила политику "разделяй и властвуй", чтобы легче контролировать свои колонии в Африке. По этой причине региональные государства не смогли обрести традицию здоровой политической системы. Однако в наши дни искаженный порядок, созданный Францией с колониальным подходом, спровоцировал контрвосстание, которое заставит ее покинуть континент.
Фиаско операции "Бархан"
Неспособность игроков Сахеля установить политическую власть предоставила простор для действий субгосударственным террористическим структурам в регионе. Франция много лет вела военные операции против них с целью закрепления колониального порядка, но не смогла добиться желаемого результата. Операция "Бархан" (Barkhane), начатая с целью борьбы с терроризмом в 2014 году, легла на парижскую администрацию тяжелым финансовым бременем. Франция с 2020 года сокращала свой военный потенциал в регионе, а в 2021 году президент Эммануэль Макрон объявил о постепенном уменьшении французского военного присутствия здесь. Свержение военными администрациями союзных Франции правительств одного за другим также было воспринято как следствие этого процесса. Так, в региональных государствах в результате ослабления французского влияния в рядах военных набрали силу антизападные деятели.
За последние три года балансы изменились
За последние три года в регионе Сахель, где Франция была ведущим политическим и экономическим игроком со времен колониальной эпохи, сохраняя влияние во внутренних и внешних делах, балансы изменились. Антиколониальная реакция народов региона, стремящихся избавиться от влияния "Франсафрики", вызвала коренные изменения во многих странах. Наконец, в Нигере 26 июля этого года администрация Мохамеда Базума (Muhammed Bazoum), пришедшая к власти демократическим путем и считавшаяся последним союзником Запада в Сахеле, была свергнута группой военных во главе с генералом Абдурахаманом Чиани. Франция, которой ранее пришлось вывести войска из Мали, планировала перебросить свои силы на военную базу в Нигере. Однако Нигер стал последним звеном антиколониального пробуждения в Сахеле. Вереница событий началась с военного переворота в Мали в 2020 году.
Перевороты один за другим
В Мали, бывшей французской колонии, группа офицеров вооруженных сил захватила власть в августе 2020 года, заставив президента Ибрагима Бубакара Кейту (İbrahim Boubacar Keita) уйти в отставку, распустив парламент и правительство. Президентом был провозглашен совершивший переворот Ассими Гоита (Assimi Goita), лидер Национального комитета спасения народа. В Чаде в апреле 2021 года в ходе столкновений на севере страны во время посещения воинских частей, сражавшихся с повстанцами, погиб Идрис Деби (İdris Debi), занимавший кресло президента в течение 30 лет. После его смерти чадская армия взяла на себя управление государством. Сын Деби, генерал Махамат Идрис Деби, учредил временный совет и стал президентом. В Судане в октябре 2021 года группа военных совершила государственный переворот против премьер-министра Абдуллы Хамдока (Abdullah Hamdok) и его правительства. Глава временного правительства и лидер путчистов, генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан (Abdulfettah el-Burhan) отправил в отставку гражданское крыло правительства и захватил власть. В последующие дни Хамдок был возвращен на свой пост. Однако в последние недели в рядах суданской армии взбунтовалась военизированная структура под названием "Силы быстрого реагирования". Столкновения продолжаются, сотни погибших.
Общее – Франция
Еще в одной бывшей французской колонии, Гвинее, командующий силами специального назначения, полковник Мамади Думбуя в сентябре 2021 года совершил государственный переворот против президента Альфы Конде (Alpha Conde), сославшись на бедность и коррупцию. В Буркина-Фасо в январе 2022 года подполковник Поль-Анри Сандаого Дамиба (Paul-Henri Sandaogo) устроил госпереворот против президента Роша Кристиана Каборе (Roch Christian Kabore) на основании провалившейся борьбы с террористическими организациями. А в октябре прошлого года власть в стране захватил капитан Ибрагим Траоре, обвинивший Дамибу в сотрудничестве с Францией. Все эти перевороты, произошедшие в шести странах вместе с Нигером, объединяла поддержка сторонников, обеспокоенных присутствием Франции, и то, что они были совершены антифранцузскими структурами в рядах вооруженных сил.
Автор: Мухаммед Вефа Юрекли (Muhammed Vefa Yürekli)