Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сочетание начинаний БРИКС с корректировкой курса Запада и его работой над ошибками было бы идеальным сценарием для всего человечества, пишет Global Times. Так глобальные проблемы могли бы решаться совместными усилиями. Но Запад оказался к этому не готов.
Редакционная статья
15-й саммит БРИКС пройдет в южноафриканском Йоханнесбурге с 22 по 24 августа. Это первый очный саммит БРИКС с тех пор, как разразилась пандемия коронавируса. ЮАР как принимающая страна немало сделала для этого мероприятия, которое соберет свыше 60 мировых лидеров и политических тяжеловесов. Этот саммит — не только масштабнейший с момента создания механизма сотрудничества БРИКС, но и крупнейший слет Глобального Юга за последние годы. Кроме того, он отражает крепнущие ожидания все больше числа стран от механизма сотрудничества БРИКС.
Тема этого саммита — "БРИКС и Африка: партнерство во имя взаимно ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности". Сама ее постановка исчерпывающе объясняет причину столь масштабного присутствия на саммите БРИКС: чем неопределеннее становится международная обстановка, тем сильнее притягательность и центростремительная сила таких концепций как открытость, инклюзивность, сотрудничество и взаимная выгода.
Сообщается, что присоединиться к механизму БРИКС изъявили желание свыше 40 стран, и дальнейшее расширение — одна из тем, которой будет уделено первостепенное внимание на саммите. Механизм БРИКС демонстрирует активную тенденцию к росту и укреплению. Даже если не брать другие вопросы, одно лишь это значительно превзошло ожидания западных стран и США. Изо всех текущих международных событий, неверно оцененных США и Западом в силу высокомерия и предвзятости, механизм сотрудничества БРИКС — несомненно, один из самых показательных. Причем это заблуждение не искоренено и поныне.
Что касается нынешнего саммита БРИКС, то для освещения в западных СМИ характерны два момента. Во-первых, они преувеличивает внутренние "разногласия" внутри БРИКС и искусственно раздувают китайско-индийскую рознь. Министр международных отношений и сотрудничества ЮАР Наледи Пандор упрекнула некоторые СМИ в фабрикации "бездоказательных" слухов в попытке "сорвать это мероприятие". Во-вторых, они неверно трактуют позиции и характер механизма БРИКС, экстраполируя на него активно насаждаемую "теорию китайской угрозы" и пытаясь представить весь блок как некоего геополитического соперника "Семерки".
Очевидно, что внимание США и Запада к БРИКС с каждым годом лишь возрастает. Попутно сменилось и их отношение: пренебрежение и хула из-за высокомерия сменилась настороженностью и бдительностью из-за предубеждений. В то же время усиливается и их агрессия по отношению к БРИКС. На ранних этапах создания БРИКС США и Запад вообще считали, что это все равно ненадолго, и не рассматривали перспективу развития и роста группы всерьез. Однако по прошествии 17 лет БРИКС лишь крепнет, а США и Запад так и не сделали вывод о том, что привело их к ошибочным суждениям. Вместо этого в своей превратной оценке БРИКС они ударились из одной крайности в другую.
США и Запад сначала стали фоном и внешней средой для зарождения БРИКС, а затем последовательно служили для блока зеркалом. Привлекательность и популярность БРИКС объясняются, с одной стороны, тем, что сам механизм хорошо развился, приспособился и удовлетворил основные потребности и запросы времени. С другой, он отражает общее разочарование многих развивающихся стран системой глобального управления, где господствуют и вмешиваются по своему усмотрению США и Запад. Как неоднократно подчеркивал Китай, "традиционная глобальная система управления стала недееспособной, несовершенной и неэффективной, и международное сообщество настоятельно ждет от механизма БРИКС укрепления единства и сотрудничества".
В статье в американском журнале The Nation от 17 августа утверждалось, что расширение повестки дня БРИКС свидетельствует о стремлении противостоять серьезным недостаткам глобального порядка под началом США. Также отмечалось, что последовательная неспособность мирового порядка во главе с США удовлетворить два основных запроса государств Глобального Юга — на экономическое развитие и защиту суверенитета — создает спрос на альтернативные структуры мироустройства. И основными ответами на эти неудачи Запада стали как раз БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Не стоит игнорировать заинтересованность Глобального Юга в выстраивании отношений с БРИКСРасширение повестки БРИКС свидетельствует о стремлении противостоять серьезным недостаткам нынешнего мирового порядка, возглавляемого США, пишет The Nation. В планах блока отказаться от доллара в торговле и найти альтернативный путь дальнейшего развития. Автор статьи обозначил, какие препятствия для этого придется преодолеть.
19.08.202300
Надо сказать, что статья относительно объективна и затрагивает ключевые моменты. Однако такое чувство, что этот одинокий голос не получил особого резонанса в западном мире и не убедил западные правительства скорректировать свою внешнюю политику. Западные страны все чаще смотрят на развитие механизма БРИКС сугубо с конфронтационной точки зрения, видя в нем лишь угрозу гегемонии Запада. Один индийский дипломат прямо сказал, что "это ощущение угрозы продиктовано болезненным страхом вымирания".
"Антизападничества" как такового в повестке дня БРИКС никогда не было. Создание и развитие механизма сотрудничества — свидетельство пробуждения независимого сознания и укрепления автономии незападных государств. Речь не идет о том, чтобы противостоять Западу или украсть у него мировое внимание. В интересах всего человечества идеальным сценарием был бы такой, при котором усилия и начинания БРИКС сочетались бы с корректировкой курса и работой над ошибками Запада — это сформировало бы совместную силу для решения глобальных проблем. Однако проблема сейчас в том, что Запад так и не смог преодолеть ни своего высокомерия, ни своих предрассудков, а незападные страны не могут вечно ждать его пробуждения. Вместо этого они действуют уже сейчас, в том числе через такие механизмы, как БРИКС, чтобы проложить новый путь к реформе системы глобального управления — в надежде, что западные страны скоро подтянутся.