Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Завершившийся в Мюнхене крупнейший после эпидемии коронавируса автосалон IAA Mobility2023 стал смотром новых трендов в автомобилестроении. Организаторы сделали упор на "климатическую нейтральность" и "Е-мобильность", то есть в перспективе на полный отказ от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и переход на электрические и гибридные автотранспортные средства. Вместе с тем мюнхенский автосалон продемонстрировал невозможность быстрого и радикального перехода на электромобильные средства передвижения. Примечательно, что традиционные авто по-прежнему занимали значительную часть экспозиции и находились в центре внимания посетителей.
Председатель правления концерна BMW Оливер Ципсе предостерег в этой связи автопроизводителей от преждевременного отказа от двигателей внутреннего сгорания. По его словам, форсировать электропереход в условиях энергетического кризиса очень рискованно. Заявленный Еврокомиссией запрет на двигатели внутреннего сгорания к 2035 году даст, по мнению Ципсе, обратный эффект, он приведет к резкому возрастанию спроса на традиционные автомобили. Респектабельная Frankfurter Allgemeine Zeitungв этой связи констатирует: из 100 проданных в этом году в Германии автомобилей 84 по-прежнему имели двигатель внутреннего сгорания. По мнению обозревателей, переход на электрокары будет происходить достаточно медленно.
В немецких и австрийских СМИ в последнее время все чаще появляются материалы, ставящие под сомнение необходимость форсированного перехода на электромобили. "Зеленый" план Еврокомиссии предусматривает полный запрет с 2035 года продаж машин с двигателями внутреннего сгорания. Этот радикальный план остается в силе, несмотря на ухудшение экономической ситуации в Европе в результате эпидемии COVID-19 и разрыва энергетических связей с Россией.
Официальная пропаганда на уровне ЕС и правительств европейских стран игнорирует тот факт, что преимущества электрокаров отнюдь не столь велики, как об этом пишут в официальных документах. Недостатки "Е-мобильности" особенно наглядно проявляются в условиях нынешнего энергетического кризиса. Руководство ЕС не до конца осознает сложность поставленной задачи, особенно для тех стран, где у населения нет элементарных средств на покупку новых "бездымных" автомобилей. К тому же массовый переход на электромобили в Европе потребует не менее 80 млрд евро на развитие сети зарядных станций.
Основная критика водителей сводится к следующим пунктам:
1. Цена электромобиля слишком высока.
2. Запас хода ограничен.
3. Сеть зарядных станций недостаточно развита.
4. Вопросы вызывают ремонт, срок износа батарей и их замена и утилизация, а также длительность зарядки аккумулятора на автобане.
5. Экологические преимущества сомнительны, ведь электричество тоже в значительной степени генерируется за счет сжигания нефти и газа.
Frankfurter Allgemeine Zeitung отмечает, что сырьевая база для производства электромобилей становится все более ограниченной. Кёльнский институт немецкой экономики обращает особое внимание на "угрожающий" дефицит кобальта и лития. При этом растет зависимость от китайских производителей батарей, поскольку основные запасы лития и кобальта находятся в Китае, который контролирует цепочку поставок аккумуляторов.
Венская Der Standard попыталась дать объективную оценку ситуации на автомобильном рынке. Опрос, проведенный газетой, выявил следующее: цена на новые электромобили в Австрии колеблется в диапазоне от 30 до 50 тысяч евро. В среднем это дороже, чем цена на автомобили с двигателем внутреннего сгорания в той же ценовой категории. Минусом является тот факт, что рынка подержанных электрокаров пока еще нет, в отличие от традиционных авто. Подержанные электромобили составляют лишь 2,2% на вторичном рынке.
Индивидуальные водители пока еще избегают покупать электрокары, так как опасаются новых расходов. Около 80% всех электромобилей в первом полугодии 2023 года были приобретены фирмами, которые, в отличие от рядовых покупателей, могут позволить себе больше финансового риска и оборудовать свои стоянки зарядными устройствами. К тому же фирмы хотят выглядеть "прогрессивными" в глазах государственных подрядчиков и корпораций.
На какое расстояние хватает зарядки? По данным производителей, небольшие электрокары могут проехать 180 км, большие модели BMW и Mercedes-Benz – до 600 км. Однако реальные цифры обычно ниже, в зависимости от температуры воздуха, дорожных условий, количества пассажиров и использования климат-контроля. Планировать отпуск с электрокаром надо очень тщательно, так как во многих странах инфраструктура не развита, а в ряде регионов зарядных станций просто нет. Эксперты рекомендуют медленную зарядку, которая может длиться несколько часов, так как это бережет батарею и стоит дешевле.
Затрата электричества составляет от 14 кВт/ч на 100 км для маленького "Фиата" до 30 кВт/ч для Mercedes-Benz. Специалисты сети быстрой зарядки Smatrics подсчитали, что средний показатель составляет 15 кВт/ч на 100 км. Формально стоимость зарядки электрокара обходится дешевле, чем заправка бензином традиционного автомобиля. Однако при быстрой зарядке постоянным током на автобане это может обойтись дороже, а с учетом роста цен на электричество соотношение вообще может измениться в пользу двигателя внутреннего сгорания. Поэтому специалисты рекомендуют заряжать батарею дома – медленно и переменным током.
Ведущий австрийский специалист в области финансов и менеджмента Гюнтер Штробль объясняет, почему он, как и миллионы водителей в Австрии и Германии, не пересаживается с традиционного автомобиля на электрокар. По его подсчетам, если сложить все расходы, то эксплуатация "бездымного" автомобиля обойдется дороже. Уже само по себе приобретение нового электрокара стоит дороже, и таких денег у большинства потребителей попросту нет.
Для сравнения, в США автомобили с ДВС в среднем стоят на 30% дешевле электрокаров. На практике для зарядки электромобиля в домашних условиях надо иметь собственный участок, а это могут себе позволить преимущественно фирмы. Достаточно взглянуть на улицы Берлина, где можно увидеть относительно небольшое количество электрокаров. Из 1,24 млн зарегистрированных автомобилей в немецкой столице в 2022 году лишь 16 700 были электрокарами или гибридами. Вероятно, в 2023 году их станет больше, но ненамного. Это весьма скромные цифры, учитывая, что в Австрии и Германии правительство пропагандирует электрокары уже 12 лет и готово было платить за каждый приобретенный экземпляр премию в 6 тысяч евро (с января 2023 года – 4500 евро).
По мнению Гюнтера Штробля, если и имеет смысл покупать электрокар, то высшей ценовой категории (например, BMWили Porsche), да и то в корпоративных целях. Союз немецких автомобилистов ADACконстатирует, что производители электрокаров делают упор на производстве моделей высшей ценовой категории и сокращают номенклатуру более доступных моделей. Электромобилей дешевле 35 тысяч евро на рынке практически не отыскать. Как уже отмечалось, по мере удорожания электричества ценовое преимущество электрозарядки также снижается. В случае, если возникнут проблемы с генерацией ветровой и солнечной энергии, водителям придется за это "экологическое удовольствие" заплатить дополнительно.