Повлияет ли американский план соединить Азию с Европой на китайскую инициативу "Один пояс – один путь"?

Al Jazeera: американский план транспортного коридора не конкурент "Поясу и пути"

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США разрабатывают план нового транспортного коридора, который соединит Европу и Азию, пишет сайт телеканала Al Jazeera. Ожидается, что проект "совершит революцию в мировой экономике". Однако, по мнению аналитиков, он не составит конкуренцию более жизнеспособной китайской инициативе "Один пояс – один путь".
Проект экономического коридора, соединяющего Южную Азию с Европой через Персидский залив и Ближний Восток, о котором было объявлено на минувшем саммите G20, является важным стратегическим событием в мировой политике и экономике.
Масштабный проект, поддерживаемый Соединенными Штатами, направлен на создание новых железнодорожных и морских путей между Азией, Европой и Африкой. Он будет состоять из двух отдельных коридоров: один соединит Индию с Персидским заливом, а другой – Персидский залив с Европой. Некоторые предполагают, что новый экономический коридор составит конкуренцию инициативе "Один пояс – один путь", которую Китай выдвинул десять лет назад.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Важность проекта и его цели

Ожидается, что новый проект совершит революцию в мировой экономике и расширит торговые возможности посредством развития интегрированной сети железнодорожных и морских путей в период обострения глобальных проблем и острой необходимости в расширении глобального международного сотрудничества.
Однако этот проект все еще находится на стадии идеи, и никаких дополнительных подробностей пока нет, утверждает экономист Яхья ас-Сейид Омар.
В беседе с "Аль-Джазирой" он отметил, что американский проект предполагает создание нового торгового маршрута, состоящего из несколько сегментов – восточного, связывающего Индию с Ближним Востоком, в частности со странами Персидского залива, и северного, соединяющего страны Персидского залива с Европой через Иорданию и Израиль.
Цель создания нового коридора – подорвать реализацию китайского проекта "Один пояс – один путь". Другими словами, дело в политике, поскольку экономическая эффективность этой инициативы выглядит довольно скромной по сравнению с выгодами от проекта "Один пояс – один путь".
Странами-бенефициарами являются Индия, страны Персидского залива, Иордания, Израиль и Евросоюз. Обратите внимание, что меморандум о сотрудничестве на саммите G20 подписали Соединенные Штаты, Индия, ОАЭ, Саудовская Аравия, ЕС, Франция, Италия и Германия.
Что касается пострадавших государств, то это, очевидно, страны Центральной и Западной Азии, участвующие в проекте "Один пояс – один путь", помимо Китая. Турция также пострадает, потому что планирует стать международным торгово-логистическим хабом. И, возможно, наибольшие потери понесет Египет, поскольку новый экономический проект, если он будет осуществлен, окажет негативное влияние на Суэцкий канал.
Аналитик сравнил американский проект с китайской инициативой "Один пояс – один путь", заявив, что вторая идея более жизнеспособна, чем новый экономический коридор. "Один пояс – один путь" включает масштабную сеть морских и сухопутных торговых путей, соединяющих большое количество стран.
Со своей стороны, экономист Ахмед Зикраллах подчеркнул важность американского проекта, заявив, что он будет способствовать развитию торговли, увеличению поставок энергоносителей и созданию цифровых транспортных коридоров. Новый маршрут способствует ускорению торгового обмена между Востоком и Западом, в частности между Индией и Европой, что, по некоторым оценкам, позволит сократить на 40% обычное время пути.
Запад избрал "комфортную" борьбу. Но пора определятьсяЗапад избрал стратегию максимально комфортного для себя участия в конфликте на Украине, пишет Gazeta.ua. Тем временем Россия сумела доказать своим геополитическим оппонентам, что санкции – больше не "магический шар", который можно использовать против нее.
В беседе с "Аль-Джазирой" он отметил, что этот проект – помимо экономического – имеет также и политическое значение. Он будет способствовать ускорению процесса нормализации отношений между Израилем и некоторыми странами Персидского залива. Более того, это происходит в рамках американо-китайской конкуренции и "торговой войны" между Вашингтоном и Пекином, бушующей уже много лет.
Американский и китайский проекты, по словам Зикраллаха, схожи по целям, но различаются в деталях. Новый экономический коридор включает в себя стратегических игроков, работающих над дальнейшей интеграцией Израиля в регион, а также устанавливает более глубокое торговое сотрудничество между Западом и Востоком.

Мировая геополитическая конкуренция

Страны и крупные организации будут конкурировать для получения максимальных выгод и прибыли от этого проекта. Мировые державы будут отстаивать свои интересы и пытаться усилить свое геополитическое влияние.
Со своей стороны, турецкий аналитик Мехмет Ракипоглу утверждает, что последствия конфликта на Украине подтолкнули Соединенные Штаты и Европу к созданию союза против Китая и России. Вашингтон также пытается помешать Пекину укрепить свою экономическую роль.
Ракипоглу исключил способность нового проекта конкурировать с китайской инициативой "Один пояс – один путь". Американский проект не станет прорывом, но это прекрасная возможность расширить торговые связи между Азией и Европой.
Подрыв доверия между странами региона и Америкой, а также усиление влияния Китая, по словам турецкого аналитика, являются одной из самых больших проблем, угрожающих новому проекту.
Ракипоглу прокомментировал заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о необходимости реализации нового проекта в координации с инициативой "Один пояс – один путь". Он отметил: "Эрдоган – прагматичный политик, предпочитающий поддерживать максимально сбалансированные отношения со всеми государствами. Он не хочет развивать партнерство только с Китаем или отказываться от Соединенных Штатов. Турция пытается извлечь выгоду из обоих проектов".

Влияние на страны региона

Все возлагают большие надежды на новый экономический коридор, считая, что он укрепит экономическое единство, безопасность и политику стран региона.
Мухаммед Сулейман аз-Завави, профессор политологии в университете Сакарья, ожидает, что этот проект стимулирует развитие чистых и возобновляемых источников энергии, облегчит процесс транспортировки товаров из Южной Азии в Европу, обеспечит европейские страны бесперебойными поставками энергоносителей и будет способствовать установлению стабильности на Ближнем Востоке.
В беседе с "Аль-Джазирой" он выразил уверенность, что в рамках проекта могут использоваться возможности саудовского умного-города NEOM, призванного стать центром привлечения глобальных инвестиций в проекты по возобновляемым источникам энергии и чистому водороду. Широкомасштабная инфраструктура Турции также может быть использована для транспортировки газа, нефти и водорода через местную сеть трубопроводов. Новый экономический коридор будет способствовать более глубокой интеграции стран Ближнего Востока.
Такой масштабный проект будет способствовать усилению экономической интеграции и сближению политических взглядов на Ближнем Востоке, повысит уровень благосостояния населения и снизит интенсивность конфликтов. Он станет новым источником доходов в эпоху возобновляемых источников энергии и будет привлекать все больше заинтересованных стран.
Что касается негативных последствий, то они будут. Аз-Завави считает, что транспортировка энергоресурсов с востока на север по трубопроводам и железнодорожным путям станет серьезной проблемой для Суэцкого канала. Стоимость будет ниже, а скорость доставки товаров, особенно энергоресурсов, выше. Риски и стоимость страхования гигантских грузовиков также будут снижены. Новый экономический коридор повысит безопасность цепочек поставок и снизит риски перебоев, которые часто возникают во время морских перевозок, как это произошло, например, во время пандемии COVID-19.
Хотя новый проект кажется исключительной возможностью для международного сотрудничества и устойчивого развития на глобальном уровне, он требует серьезных международных усилий для преодоления многочисленных проблем.
Автор: Таха аль-Ани (طه العاني)
Обсудить
Рекомендуем