Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российский бизнес в Польше процветает, несмотря на санкции, пишет Rzeczpospolita. Многие компании продолжили работу, также стремительно растет число новых. Так, за год в Польше появилось более 400 новых предприятий, принадлежащих российским гражданам.
Польские санкции заблокировали лишь часть крупнейших российских предприятий. Тем временем за год аж на 40% увеличилось количество российских предпринимателей в нашей стране.
Только трое российских олигархов прекратили работать в Польше после того, как их дочерние компании подверглись санкциям, не позволяющим вести в Польше какую-либо деятельность, установила Rzeczpospolita. Речь идет о Викторе Вексельберге, Михаиле Фридмане и Алексее Мордашове. Подавляющее большинство российских субъектов, подпавших под санкции после начала конфликта на Украине, по-прежнему остаются в Польше, хотя и не ведут хозяйственную деятельность. Более того, в нашей стране за год появилось более 400 новых компаний, принадлежащих россиянам.
Большинство российских субъектов из санкционного списка все еще существуют (хотя и не могут вести бизнес), и только в двух – важных для энергетической безопасности страны – министр развития и технологий ввел принудительное управление (это Газпром и Новатэк). Процедуре банкротства подверглась только GO Sport Polska — сеть спортивных магазинов.
Российский олигарх покинул Польшу
Российский олигарх и магнат алюминиевой и титановой промышленности Виктор Вексельберг продал акции своих компаний Sulzer в Польше. Это результат их внесения в санкционный список МВД Польши, который заморозил их активы. Вексельберг был реальным бенефициаром Sulzer Turbo Services Poland, Sulzer Pumps и Sulzer Mixpac (последняя имела долю в Medmix Poland). Контрольный пакет акций первых двух компаний куплен компанией Project Mapа из Люблина. В случае Medmix Poland акции олигарха выкупил Балвиндер Гилл (Balvinder Gill), гражданин Великобритании, проживающий в Швейцарии. После смены собственников глава МВД исключил компании из списка субъектов, подпадающих под санкции.
Ранее подобное случилось и с компаниями Maga Foods i Dystrybucja (косвенно связанными с олигархом Михаилом Фридманом), производителями салатов. Maga Foods выкупили польские рабочие.
Сделаешь селфи на мосту — полиция заберет у тебя телефон. Новый закон ограничивает фотографированиеВ Польше ввели запрет на фотографирование объектов, которые представляют важность для обороны страны, пишет INN Poland. Список сооружений крайне широк, но главная проблема состоит в том, что он засекречен.
01.09.202300
Уйти из Польши решил также Алексей Мордашов, олигарх и ”бенефициар польских политиков", как его называет Агентство национальной безопасности, имеющий контрольный пакет акций в латвийской компании, зарегистрированной в Сосновце, – SIA Severstal Distribution. Его акции выкупила итальянская компания Marcegaglia Carbon Steel S. P. A. Однако средства от продажи не пойдут Мордашову, а "будут депонированы на трастовый счет и заморожены до тех пор, пока не вступят в силу санкции Евросоюза против этого российского олигарха”, говорится в решении главы МВД об исключении компании из списка субъектов, подпадающих под санкции.
С проблемами также столкнулась российская угольная компания KTK Polska, попавшая под санкции в апреле прошлого года. Компания перестала вести хозяйственную деятельность, у нее больше нет угольных складов. Она получила лишь разрешение министра финансов на продажу оставшегося на складах угля, что в 2022 году принесло ей чистую выручку в размере почти 348 миллионов злотых. Компания провела групповые увольнения. Но все еще существует.
Предприятие Eurochem Polska (оптовая торговля химическими продуктами) также получило разрешение министра финансов на ликвидацию запасов.
Все больше россиян в Польше
Несмотря на санкции, в том числе и стран ЕС, российский бизнес в Польше процветает. Как сообщило Министерство развития и технологий, число активных и приостановленных компаний, в которых предпринимателем является лицо, имеющее российское гражданство, в настоящее время составляет 1732 единицы. В 1315 случаях это, как отмечает ведомство, ”компании, которыми управляют лица, имеющие исключительно российское гражданство".
Год назад это число составляло 1120 компаний, в том числе 903 фирмы, принадлежащие исключительно российских гражданам. "Я считаю, что это заниженные данные. Мне известны случаи, когда в Польше представители российского капитала, имея украинский паспорт, совершают покупку акций и доль, и никто их не останавливает. В том числе и российские компании в Польше. Это, конечно, маскировка", — говорит Анджей Садовский (Andrzej Sadowski), экономист и глава Центра Адама Смита. По его мнению, и спецслужбы, и Управление по охране конкуренции и потребителей должны тщательно проверять сделки по передаче компаний в Польше. "Санкции не носят герметичного характера, их можно нейтрализовать, метод известен и широко используется. Если польские службы, в том числе казначейская, могут вывести на чистую воду польского предпринимателя, хотелось бы, чтобы такую проверке подвергались компании, связанные с Россией", – подчеркивает Садовский.
Польские службы по-прежнему вносят новых субъектов в санкционный список — обычно это происходит только после того, как журналисты обнародуют факты о связях российских компаний с Кремлем.