Газовые контракты, которые продолжат действовать после 2050 года, противоречат климатическим целям ЕС

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Переход на "чистую энергию" оказался более сложной задачей, чем считалось ранее, сообщает Bloomberg. Крупные компании спешат заключать долгосрочные сделки на покупку газа, ведь запрет на поставки ископаемого топлива в Европе может быть принят уже до конца года.
Спустя два дня после того, как Евросоюз объявил о готовности постепенно сократить использование большинства видов ископаемого топлива задолго до наступления 2050 года, компания Shell подписала с Катаром соглашение сроком на 27 лет на покупку катарского сжиженного природного газа для Нидерландов.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Это уже не первая сделка, которая связывает страны блока с грязным топливом на срок, выходящий за пределы целевого срока достижения углеродной нейтральности. Аналогичный контракт на прошлой неделе подписала французская компания TotalEnergies. Эти сделки подчеркивают те трудности, с которыми Евросоюз сталкивается в попытках каким-то образом совместить свои амбиции по достижению углеродной нейтральности к 2050 году и необходимость обеспечить энергетическую безопасность после прошлогоднего кризиса исторических масштабов.
"Энергетические компании, похоже, делают ставку на то, что Европе понадобится больше газа, чем прогнозируют политики", — сказал Кристиан Эгенхофер (Christian Egenhofer), старший научный сотрудник Центра европейских политических исследований.
Хотя Европа добилась определенных успехов в своих попытках компенсировать отсутствие импорта дешевого российского газа, который прежде питал ее экономику (в основном за счет покупки сжиженных версий топлива у Соединенных Штатов и Катара), начать переход на более чистые альтернативы оказалось сложно.
Правительства стран Евросоюза сделали своим приоритетом расширение инфраструктуры возобновляемых энергетических ресурсов после того, как российская специальная военная операция на Украине высветила потребность Европы в независимых источниках энергии, которые также наносят меньше вреда окружающей среде.
Но высокие расходы по займам и неопределенность в вопросе коммерческой жизнеспособности некоторых технологий тормозят инвестиции и поднимают вопросы о достижимости климатических целей Европы. Евросоюз взял на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года и по прекращению чистых выбросов к середине столетия.
В понедельник Евросоюз одобрил поэтапный глобальный отказ от "неослабевающего" использования ископаемого топлива, а это значит, что страны смогут жечь уголь, газ и нефть только в том случае, если они будут использовать технологии для утилизации образующихся выбросов, в том числе технологии улавливания и хранения углерода. В настоящий момент применение таких технологий ограничено. Это условие станет частью переговорного мандата Евросоюза на климатическом саммите ООН COP28, который в этом году пройдет в Дубае.
"Долгосрочные контракты на поставку газа между производителями и участниками рынка не ставят Евросоюз в зависимость от природного газа, поскольку они вовсе не обязывают Евросоюз потреблять его внутри блока", — заявил представитель Еврокомиссии по энергетике и климату Тим Макфи (Tim McPhie).
В соответствии с двумя соглашениями, подписанными с Shell, начиная с 2026 года QatarEnergy будет ежегодно поставлять 3,5 миллиона тонн СПГ на приемный терминал Rotterdam’s Gate в течение 27 лет. Такое же количество СПГ будет поставляться во Францию, которая в прошлом году резко изменила свою позицию в вопросе поставок СПГ и возобновила соглашение на поставки с одним американским производителем, которое она расторгла в 2020 году.
Хотя в настоящее время не существует никаких юридических ограничений для частных компаний на заключение долгосрочных соглашений, некоторые европейские дипломаты встревожены тем, что подобные сделки демонстрируют, что крупнейшие покупатели видят для газа светлое будущее, несмотря на попытки блока сделать ставку на возобновляемые источники энергии. Другие наблюдатели говорят, что это несет определенные риски для вовлеченных компаний, если переход к более чистой энергетике окажется успешным.
"Частные инвестиции в поставки ископаемого газа после середины века рискуют обернуться убытками, — сказал Маттиас Бак (Matthias Buck), директор по Европе в компании Agora Energiewende. — В первую очередь потому, что сейчас есть много вопросов касательно дальнейшей доступности и стоимости улавливания и хранения углерода".
Тем временем Катар спешит найти клиентов и использует растущие опасения по поводу энергетической безопасности для заключения более долгосрочных контрактов. Он инвестировал десятки миллиардов долларов в увеличение добычи на 64% к 2027 году. Хотя европейские компании поначалу не хотели подписывать долгосрочные контракты, Shell купила акции ключевых катарских проектов СПГ, чьим акционером также является итальянская Eni SpA. Последняя пока не объявила о подобной сделке.
Германия по-прежнему торгует российским газом — отмена сделки обойдется в 10 миллиардов евроНемецкая компания SEFE – бывшее подразделение "Газпрома" – по-прежнему торгует российским СПГ, сообщает Bloomberg. Такое положение дел стало проблемой для Германии, но нарушить контракты она не может – это обойдется стране в десять миллиардов евро.
Вполне вероятно, эти компании подписали контракты как раз вовремя, поскольку Евросоюз стремится запретить сделки на поставки ископаемого топлива, если сроки их действия выходят за рамки 2049 года. Проект закона в настоящий момент обсуждается государствами-членами блока и Европарламентом, и решение по его окончательной форме ожидается уже до конца этого года.
Другие европейские энергетические компании исключают возможность подписания таких долгосрочных контрактов в свете климатических целей региона. Немецкая Uniper не готова заключать контракты на поставку до 2050 года, о чем сообщил ее представитель.
Европейские политики признают, что некоторые энергоемкие отрасли промышленности будут нуждаться в ископаемом топливе дольше и что им придется использовать технологии очистки выбросов. Однако они подчеркивают, что это обстоятельство не следует использовать в качестве повода для отсрочки действий по борьбе с изменением климата в секторах, где уже сейчас доступны эффективные альтернативы.
По словам главного исполнительного директора Woodside Energy Group Мэг О’Нил (Meg O’Neill), есть признаки того, что европейские покупатели уже начинают использовать подобные альтернативы. Хотя долгосрочные газовые контракты все еще действуют, "никто не говорит, что они не заинтересованы в других видах топлива в дальнейшем", а покупатели также просят предоставить им технологии для улавливания и хранения водорода, аммиака и углерода.
Тем не менее, по словам Питера Кларка (Peter Clarke), старшего вице-президента по глобальному производству СПГ в ExxonMobil, насущная потребность в обеспечении поставок энергоносителей оставляет покупателям ограниченное пространство для маневра, потому что возобновляемые источники энергии пока не способны восполнить пробел.
"Один из уроков, который мы, я надеюсь, извлекли из текущего геополитического кризиса, заключается в том, что наличие адекватных энергопоставок и безопасности, позволяющих удовлетворять потребности в поставках, имеет решающее значение, — сказал он на форуме Energy Intelligence Forum, который прошел в Лондоне в среду. — Мы не можем предсказать будущее, но мы безусловно в состоянии подготовиться к трудным временам".

Автор статьи: Ева Круковска (Ewa Krukowska)
Обсудить
Рекомендуем