Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сравнение России и ХАМАС и заявление о том, что они ведут общую "битву против цивилизации", смехотворны, пишет автор статьи для The Federalist. Такими утверждениями Байден и "неоконы" хотят напугать людей, чтобы они согласились оплатить борьбу с Москвой и поддержали единый пакет помощи Украине и Израилю.
Неоконсерваторы заводят сами себя в риторические дебри, занимаются прямо-таки акробатикой манипуляции – и все ради того, чтобы убедить всех: идет одна великая война – и Соединённые Штаты находятся в самом центре сил добра.
Видимо, на этой неделе все непримиримые неоконы получили "методичку", которая предписывает им активно продвигать идею о том, что конфликты в Израиле и на Украине – это "одна и та же борьба". И что ставки в этой великой борьбе страшно высоки – вся наша цивилизация висит на волоске! – а потому Соединенные Штаты должны быть глубоко вовлечены и в первый вооруженный конфликт, и во второй.
Сравнение россиян с боевиками ХАМАСа – нонсенс
Я знаю, это звучит довольно глупо, однако так оно и есть. Это – суть того, что они говорят. Президент Байден озвучил эти мысли в своей речи из Овального кабинета в минувший четверг, заявив, что ХАМАС и Владимир Путин представляют собой разные угрозы, но обе они "имеют целью полностью уничтожить соседствующие с ними демократические государства".
Откровенно несуразные рассуждения в подобном духе проникли в публичное поле в начале предыдущей недели, когда неоконсерваторы вроде Джонаха Гольдберга и Мэттью Континетти наперебой стали твердить, что Израиль и Украина – это "два фронта одной и той же нашей войны", как это преподнёс Гольдберг. "Все знают, что Иран оказывает поддержку ХАМАС, но гораздо более острый и интересный вопрос – участие в этом России", – добавил он.
И как же Россия, ради всего святого, в этом участвует? Объясни, Джонах Гольдберг. Как Россия связана с ХАМАС? Да, проведя некоторые наблюдения, можно прийти к выводу, что Иран поддерживает ХАМАС, а Россия и Иран экономически зависимы от цен на нефть. Против обоих государств Запад ввёл санкции, а мировая геополитическая нестабильность способствует притоку нефтедолларов в кошельки этих стран. Правда, другие страны-экспортеры нефти тоже на этом выигрывают. Но неужели вы не видите связи именно между Россией, Ираном и ХАМАСом? Да вы присмотритесь попристальнее, да глаза протрите, овцы вы мои доверчивые!
"Не совсем полноценные демократии"
Что же касается Израиля и Украины – Гольдберг заявляет, что они представляют собой примеры "не совсем полноценных, но достойных демократий, которые столкнулись с опасным врагом, стремящимся стереть их с карты мира".
Это напоминает откровения Камалы Харрис по поводу международной политики и того, как она устроена: "Израиль – это государство. Украина – это тоже государство. Так как они оба – государства, у них много общего. Оба воюют, причем в условиях, когда армия Добра сражается с армией Зла. Украина и Израиль – это Добро. Россия и ХАМАС – это Зло. Таким образом, Украина и Израиль ведут общую войну".
Благодаря украинцам мы не живем в другой, кошмарной реальностиКаким был бы мир, если бы России удались ее планы в отношении Зеленского и компании? Известная русофобка Энн Эплбаум рисует в Die Welt страшную картину. В ней русские ведут себя в отношении врага так же, как Зеленский. Выкидывают книги "не на том" наречии, запрещают этот язык в общественных местах.
08.04.202300
Если разбираться со всем этим как с серьёзными утверждениями – даже отбрасывая в сторону некоторые очевидные факты вроде того, что Израиль является ближайшим союзником США, чего явно нельзя сказать об Украине – начать в любом случае стоит с очень сомнительного заявления о том, что Израиль и Украина – это "не совсем полноценные, но достойные демократии". Ещё до начала вооружённого конфликта с Россией практически в каждом рейтинге, где страны были ранжированы по индексу демократии, Украина стабильно занимала места значительно ниже многих богом забытых африканских стран и даже при всей симпатии оценщика к Киеву была лишь чуть менее коррумпирована, чем Россия. В 2021 году организация Freedom House* (признана в России нежелательной – прим. ИноСМИ) охарактеризовала Украину как "как государство с переходным или гибридным режимом" - но совсем не как демократию – и назвала её лишь "частично свободной".
Когда Россия начала свою военную операцию, с украинской демократией всё стало ещё хуже. Президент Украины Владимир Зеленский фактически разгромил независимую прессу, запретил все оппозиционные политические партии и отменил выборы. Сегодня Украина – это однопартийное государство, где партийный аппарат контролирует новостные медиа. Я никогда не слышал о демократиях, которые были бы устроены похожим образом. И, разумеется, это не имеет ничего общего с Израилем, где есть и независимая журналистика, и свободные выборы – те вещи, наличие которых является не признаком демократии, но главным условием её существования. Если хотите, её гарантом.
Демонизация – дешевый прием
Теперь насчёт замечаний Байдена и Гольдберга о том, что Украина и Израиль сражаются с врагом, который хочет во что бы то ни стало вымарать их с политической карты мира. Мне кажется, подобного рода демонизация противника – это недорогой способ заручиться поддержкой народа для бесконечных и (в нормальных условиях) непопулярных международных авантюр. Ведь сравнение России и ХАМАСа просто смехотворно. Россия – это достаточно предсказуемое, разумно действующее авторитарное государство – но никак не ячейка террористической сети исламских фундаменталистов. А ХАМАС представляет собой как раз такую сеть, пытающуюся развязать Третью мировую войну. Россия не ставит перед собой цели уничтожить Украину, Россия всего лишь ставит себе задачу интегрировать некоторые территории покойной УССР в состав "большой" России – и сам Владимир Путин неоднократно говорил об этом.
Мы все вольны считать или не считать Владимира Путина "заводилой" в этом конфликте. Но чувство правды требует признать, что вся разница между русскими и украинцами сводится к чуть отличающимся фонетически региональным говорам. С учётом своеобычных исторических условий и вполне конкретного наличия у России ядерного оружия, лучшее, что мы можем сделать в помощь Украине – это попытаться принудить её сесть с Россией за стол переговоров и урегулировать этот конфликт дипломатическим путём. По-хорошему – нам следовало это сделать уже давно, ещё до того, как прозвучал первый выстрел.
Украина – не Израиль
И, разумеется, подобная стратегия неприемлема, когда речь идёт об Израиле, – который сражается не с целью всё же удержать за собой "оккупированные земли", как это делает Украина, а борется за свою жизнь. Почти нет сомнения, что Израиль отдал бы Египту с Иорданией 99 процентов Западного берега реки Иордан и Газы с палестинским населением, если бы это обеспечило Израилю хотя бы минимальную гарантию безопасности. Говорить и политически действовать так, будто между Донбассом и Газой нет никакой разницы – это не просто исторически невежественно, это ещё и страшное оскорбление для Израиля. Что же касается ХАМАСа и его союзников в Тегеране – они не хотят править израильтянами или сделать еврейское государство частью Великой Палестины. Ничего общего в этом плане у ХАМАСа и России нет: ХАМАС с союзниками просто хочет утопить своих израильских противников в море, вот и всё.
Я не хочу уделять слишком много времени вивисекции идей Гольдберга – откуда он взял эту параллель между Россией и ХАМАСом. Потому что Гольдберг – далеко не единственный, кто активно продвигает подобную ахинею. На этой неделе Континетти опубликовал на страницах The Washington Free Beacon несколько менее примитивную версию того же нарратива насчет "одной единой войны".
"Битва за цивилизованный мир" как подарок для ВПК
Континетти утверждает, что причинами обоих конфликтов являются две большие ошибки президента Байдена, которые существенно ослабили образ Америки как могущественной политической силы. Эти две ошибки – вывод американских войск из Афганистана и возобновление иранской ядерной сделки. Полный провал афганской кампании якобы убедил Москву в том, что она может отделаться малой кровью, если начнёт открытые военные действия против Украины; а Тегеран получил преимущество от выдвинутого администрацией Байдена предложения вернуться к замороженным переговорам – и использовал это преимущество для того, чтобы повергнуть ближневосточный регион в хаос.
The Hill (США): управляя распадом РоссииРоссия слабее, чем кажется, она находится в состоянии упадка и приближается к дроблению на части, считает автор газеты «Хилл». Доказывая свое утверждение, автор говорит о застое в российской экономике и о громоздкой структуре России, состоящей из 85 «субъектов», 22 из которых являются республиками, где проживают нерусские народы.
10.01.201900
Оба наблюдения верны лишь в самом ближнем контексте. Да, слабость и неудачи Америки в её зарубежных делах обычно приводят к тому, что разные ревизионистские державы, желающие пересмотреть сложившийся баланс сил, начинают преследовать свои ревизионистские цели. Мы наблюдали это на протяжении всего президентства Обамы, наблюдаем и теперь, при правлении Байдена. Однако Континетти продолжает свои размышления – и заходит в них столь далеко, что они теряют всякий здравый смысл.
Не давая никаких объяснений насчёт того, какие же жизненно важные интересы преследуют Соединённые Штаты своим вмешательством в российско-украинский конфликт, или насчёт того, что должно пониматься под словом "победа", Континетти просто заявляет, что "Джо Байден должен признать, что и украинцы, и израильтяне сражаются на отдалённых друг от друга рубежах в одной битве за цивилизованный мир", как будто восточноевропейский регион с гегемоном в виде Москвы представляет собой такую же цивилизационную угрозу [Западу], как и Ближний Восток в том случае, если на Ближнем Востоке будет доминировать Иран. Разумеется, это не так. Первый вариант (реализация угрозы со стороны России) означает изменение тех границ Украины, которые существовали в 2014 году. Второй вариант (реализация угрозы со стороны Ирана) означает ядерную войну.
Но не будем об этом. Как нам спасти цивилизацию? У "ястреба" Континетти готов рецепт: Конгресс должен немедленно выделить средства Израилю, Украине и Тайваню. "И это только для начала", считает Континетти. Он продолжает: "Затем Байден должен сказать Конгрессу, что эти деньги – лишь первый взнос. Следующий шаг – это выделение гораздо более крупных сумм. Америка должна взять на себя обязательства по наращиванию арсеналов обычных и стратегических вооружений, которые внушат страх Москве, Тегерану, Пхеньяну и Пекину".
Уход от неприятных вопросов
Можно смело утверждать, что, учитывая печальное состояние американских вооруженных сил и нестабильность мировой обстановки, наращивание обычных и стратегических вооружений давно необходимо. Но Континетти утверждает нечто совсем иное. Важно помнить, что на карту поставлена само существование нашей цивилизации – если верить Континетти. Такая драматизация вопроса – риторический прием, позволяющий ловко уйти от вопроса о том, как именно США под руководством Байдена должны ликвидировать последствия десятилетий промышленного и военного отставания. Раз идет "битва цивилизаций", можно не отвечать и на вопрос, почему это США оказались обязаны топить деньги в трясине под названием "Украина", при этом поддерживать Израиль с Тайванем и сохранять боеготовность американских вооруженных сил.
На Украину ушли боеприпасы, припасенные для Израиля
Как отметили в своей недавней статье сенатор Джеймс Дэвид Вэнс из штата Огайо и президент фонда "Наследие" Кевин Робертс, США выделили Украине слишком много ресурсов за счет таких союзников, как Израиль: "В январе администрация Байдена совершила самый настоящий набег на один из наших основных складов оружия в Израиле, предназначенный для поддержки наших союзников в этом регионе, а также перебросила 300 тыс. 155-мм снарядов, предназначавшихся для них, на Украину".
Подобные детали не волнуют таких, как Гольдберг и Континетти. Для них все ревизионистские державы сливаются в единого врага, все внешние конфликты становятся по сути одинаковыми. И все они требуют вмешательства США. Они действительно так думают, так что, по крайней мере, они честны. В сознании неоконсерваторов существует только одна великая американская война – вечная битва, которая должна вестись снова и снова, десятилетие за десятилетием, неважно, какой ценой. Причем этих господ не будет волновать и такой исход, при котором наша победа будет пирровой. То есть ведущей к нашему полному поражению на следующем этапе.
Нужна нам такая победа? Нет, спасибо.
Автор: Даниэль Давидсон (Daniel Davidson)
*нежелательная в России организация, не раз попадалась на необоснованности своих рейтингов, где почти все союзники США и ЕС обозначались как "демократии" или хотя бы "частично свободные".