Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Эскалация конфликта на Ближнем Востоке вполне возможна, даже если крупные державы региона этого и не хотят, пишет FT. Ситуация напоминает начало Первой мировой. Тогда страны тоже пытались избежать войны, но ничего не получилось. Автор статьи надеется, что на этот раз будет иначе.
Историков всегда занимало начало Первой мировой войны. Как могло убийство австрийского эрцгерцога в Сараево в июне 1914 года спровоцировать конфликт, в который за каких-то несколько недель втянулись все крупные державы Европы, — а в итоге и Америка?
Этот вопрос особенно тревожит потому, что многие лидеры отчаянно пытались избежать общеевропейской войны. В попытке разрядить многомесячный кризис, предшествующий конфликту, императоры Германии и России даже обменялись целой вереницей писем. И все равно потерпели неудачу.
Аналогичная угроза непреднамеренной эскалации нависла сегодня над Ближним Востоком. Ужасы конфликта в Газе настолько задевают за живое, что хочется сосредоточиться лишь на идущих там боевых действиях. Однако западные политики все больше внимания уделяют всему региону — и риску масштабной войны на Ближнем Востоке, в которую могут втянуться Иран, США и даже Саудовская Аравия.
Для администрации Байдена угроза обширной войны — стержень всего кризиса. Как выразился один источник, знающий вашингтонскую "кухню" изнутри: "У всех вовлеченных стран есть свой порог, и если его перейти, они сочтут, что пора действовать. Вопрос лишь в том, что никто не знает, где именно пролегает чужой порог".
На выходных Иран выступил с неприкрытой угрозой, дав понять, что его порог уже близок. Президент Эбрахим Раиси написал в X (бывшем "Твиттере"), что своими действиями в секторе Газа Израиль "пересек красные линии, и это может вынудить всех принять меры". Он добавил: "Вашингтон просит нас не вмешиваться, но сам при этом продолжает оказывать Израилю широкую поддержку".
Каков же будет сценарий эскалации? Намек на это появился на прошлой неделе, когда США обстреляли проиранских ополченцев в Сирии. Вашингтон заявил, что лишь отвечает на удары иранских марионеток по американским силам в Ираке и Сирии. Если эти атаки продолжатся и унесут жизни американских солдат, следующий ответ США будет еще жестче.
Решающей окажется роль "Хезболлы" — проиранской группировки боевиков, обосновавшейся в Ливане. Если "Хезболла" ужесточит атаки на Израиль, в ее арсенале хватит высокоточных ракет, чтобы загнать основную часть мирных израильтян в бомбоубежища.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пригрозил Ливану "полным опустошением" в случае ударов с его территории. Но если "Хезболле" будет грозить уничтожение, Иран может отрядить на подмогу союзнику Корпус стражей исламской революции. Тогда Израиль может ударить по силам КСИР как в Ливане, так и в самом Иране.
В войну с участием "Хезболлы" наверняка ввяжутся и другие иранские марионетки в регионе, активизировав удары по израильским и американским объектам. Кроме того, Иран может, наконец, воплотить свои регулярные угрозы в жизнь и перекрыть Ормузский пролив, через который идет значительная часть мировой нефти. Возможно, пролив будет заминирован. Это не только отправит мировую экономику в штопор, но и станет прямой угрозой для Саудовской Аравии.
"Откупорить" пролив попытаются ВМС США. Но это чревато тем, что Иран и его приспешники нанесут ответный удар. Потенциальными целями могут стать войска и базы США по всему региону, в том числе в Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, Сирии и Ираке.
Одна из таких проиранских группировок, требующая пристального внимания США, — йеменские хуситы, против которых Саудовская Аравия ранее развернула жестокую войну. На прошлой неделе хуситы выпустили ракеты в сторону Израиля. В прошлом они уже били по нефтяным объектам Саудовской Аравии. Несколько точных ракетных попаданий могут уничтожить опреснительные установки, снабжающие водой саудовскую столицу Эр-Рияд.
При таком раскладе конфликт станет катастрофой для всех участников — и они прекрасно это понимают. И все же этот сценарий вполне реален, поскольку все стороны также считают, что оставлять определенные события без внимания будет крайне опасно.
Израиль вторгся в Газу без убедительного "плана выхода", потому что счел, что обязан "восстановить сдерживание". Иран считает, что он должен показать, что его "ось сопротивления" поддерживает палестинцев. Америка — что она должна дать решительный отпор любым ударам по своим войскам.
Не все в регионе паникуют. На прошлой неделе в Эр-Рияде я пообщался с хорошо осведомленными саудовцами, и они уверяли меня в том, что это лишь очередной кризис в исторически нестабильном регионе. Далеко идущая программа модернизации королевства под названием "Концепция 2030" по-прежнему в силе, подтвердили они.
Но сторонники будничного подхода в Эр-Рияде зарывают головы в песок. Наследный принц и де-факто правитель страны Мухаммед ибн Салман очень обеспокоен риском региональной войны. Его стратегия, по словам доверенных лиц, заключается в том, чтобы "надавить на американцев, чтобы те, в свою очередь, надавили на израильтян". Американцы, со своей стороны, надеются, что ибн Салман, Катар и даже Китай убедят Иран в том, что эскалация опасна, и внушат необходимость сдержанности.
Этот кризис уже привел к беспрецедентному разговору между Мухаммедом ибн Салманом и президентом Ирана. Словно российский и германский императоры перед Первой мировой войной, лидеры Ирана и Саудовской Аравии готовы разговаривать друг с другом, чтобы избежать катастрофической войны. В 1914 году это не сработало. Будем надеяться, что на этот раз все будет иначе.