Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Германия возвращается в состояние "больного человека Европы", пишет Nikkei. Над крупнейшей экономикой еврозоны нависла угроза структурной рецессии: инфляция остается высокой, а увеличение процентных ставок бьет по производственному сектору страны, отмечается в статье.
Европейская экономика так и не смогла наметить курс на восстановление: реальный валовой внутренний продукт (ВВП) Еврозоны за период с 31 июля по 31 сентября в годовом исчислении уменьшился на 0,4%. Инфляция остается высокой, а повышение процентных ставок Европейским центральным банком (ЕЦБ) бьет по экономике Германии, основу которой составляет производственный сектор.
Это контрастирует с американской экономикой, которая сохранила значительный положительный рост в годовом исчислении на уровне 4,9%. В еврозоне, зависящей от импорта ресурсов, последствия украинского кризиса оказались более продолжительными, чем ожидалось, а отсутствие энергетической безопасности привело к высокой инфляции.
Ожидается, что в октябре в годовом исчислении снизится банковское кредитование предприятий, а в ближайшие месяцы проявятся последствия ужесточения кредитно-денежной политики ЕЦБ.
Крупнейшая экономика Европы Германия, на долю которой приходится 30% совокупного ВВП еврозоны, тянет вниз европейское благосостояние. Она испытывает трудности: ее ВВП в период с июля по сентябрь сократился на 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом, что ниже темпов роста Франции, выросшей на 0,1%.
Высокая инфляция оказывает давление на бюджеты домохозяйств и задерживает восстановление после пандемии нового коронавируса, который ударил по потребительским расходам.
В ходе опроса более 4800 немцев, проведенного Ассоциацией сберегательных банков Германии, 61% респондентов заявил, что ограничивает свое потребление. Несмотря на то, что в Германии принято проводить длительные отпуска, 40% опрошенных отметили, что уменьшили количество поездок. Все больше семей готовят еду самостоятельно, а 20% опрошенных подчеркнули, что не умеют экономить.
Основной причиной расслоения между европейскими странами является разница в их промышленной структуре. В Германии доля обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 20%, что выше, чем 10% во Франции и других странах. Высокие цены на ресурсы напрямую связаны с ростом затрат на производство, а повышение выплат по кредитам из-за увеличения процентных ставок ЕЦБ также охлаждает спрос на капитальные вложения и другие средства. Несмотря на различия в размерах экономик, в таких странах, как Греция с ее процветающей туристической отраслью, сохраняется положительная динамика.
По данным Немецкого института экономических исследований Галле, число корпоративных банкротств выросло на 33% в годовом исчислении и составило в сентябре 1016 случаев. Это — четвертый подряд месяц с числом кейсов более тысячи, что на 10% превышает средний показатель до пандемии. Представитель института Штефан Мюллер отмечает: “Количество банкротств, вероятно, значительно возрастет, особенно в сфере строительства, недвижимости и жилья”.
Эти секторы уязвимы с точки зрения рентабельности из-за роста процентных ставок и высоких затрат на строительство.
Перспективы все более туманны. Инфляция уже прошла пик, но напряженность на Ближнем Востоке вызвала временный скачок цен на ресурсы. В Германии осенью этого года вырастут розничные цены на бензин и дизельное топливо, а если компании продолжат перекладывать расходы на плечи потребителей, инфляционное давление может вновь усилиться.
Совет управляющих ЕЦБ, повышавший процентные ставки для сдерживания инфляции, встревожен чрезмерным охлаждением европейской экономики. На заседании 26 октября он принял решение не увеличивать ставки, оставив их неизменными впервые за 11 собраний. В настоящее время ЕЦБ намерен решать вопрос о дальнейшем повышении процентных ставок в зависимости от данных с учетом стабильности цен и финансов.
Вокруг динамики немецкой экономики ведутся споры — некоторые утверждают, что страна возвращается к состоянию “больного человек Европы” — периоду экономической стагнации, который продолжался в 1990-е и 2000-е годы после объединения Восточной и Западной Германии. В действительности же уровень безработицы по национальным меркам составляет всего 5%, что отличается от тех времен, когда он превышал 10%.
Речь идет о риске впадения немецкой экономики в новую структурную рецессию. В апреле правительство Шольца завершило постепенный отказ от атомной энергетики, поскольку закупки дешевого российского газа были сорваны из-за СВО на Украине. Несмотря на то, что правительство спешит продвигать возобновляемые источники энергии, в политических и деловых кругах ощущается сильное беспокойство, поскольку цены на электроэнергию растут, а конкурентоспособность страны снижается.
Автор статьи: Такэо Минами (Takeo Minami)