Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Легко ли быть преподавателем в США? Совсем недавно ответ на этот вопрос казался автору статьи в Figaro чисто техническим: надо просто знать свой предмет. Но теперь в богатейшем штате Калифорния все по-другому. Наука должна каяться за угнетение меньшинств.
Новые правила, действующие в университетах Калифорнии, предусматривают, что срок работы преподавателей и их шансы сохранить работу будут зависеть от их "компетенций" "в областях гендерно-расового разнообразия, всеобщего равенства и инклюзивности". Эссеист Сами Биазони, рассмотрев этот пример, осуждает его как наступление на свободу образования.
Война — это мир, антирасизм — это расизм, свобода — это рабство, заслуги — это несправедливость, невежество — это сила, дискриминация — это справедливость. Одна часть этих обвинительных утверждений взята из хорошо известного оруэлловского романа "1984", другая — из новых нормативных документов, собранных в сборник под названием "Разнообразие, равенство и инклюзивность". Этому сборнику теперь подчиняются тысячи преподавателей самых разных колледжей в штате Калифорния. Эту информацию подтверждает газета "Монд" плюс ряд других изданий.
Требование, а не призыв к деликатности
Чтобы активно способствовать так называемой инклюзивности, специалистам в области образования на западном побережье США необходимо признать, что "социальная и культурная идентичности разнообразны, изменчивы и взаимосвязаны". Они также должны с сочувствием относиться к любым неуспевающим ученикам, чьи предки испытали "множественные способы угнетения, с которыми сталкиваются люди, принадлежащие к расовым, этническим или иным меньшинствам". Это уже не призыв к деликатности, а настоящее требование. Любой преподаватель, который не будет соблюдать эти принципы, теперь рискует пожертвовать карьерой.
Всем преподавателям, работающим в соответствующих учебных заведениях, предлагается признать свои дискриминационные предубеждения, отказаться от своих "привилегий" и ввести в преподавание эти, в высшей степени политизированные соображения. Вот почему некоторые учителя недавно подали в суд на орган, издавший этот сборник инструкций. Почему? Потому что их свобода учить людей в соответствии с накопленным опытом является частью свободы выражения мнений, а Конституция США обещает защищать свободу мнений.
Но, как видно, не всяких мнений. Свобода учить по классической методе, с оценками и учительским увещеванием, похоже, находится под угрозой.
Идеологические требования к преподавателям
Цитировавшийся нами законодательно навязанный список "требований к преподавателям" имеет идеологическую подоплеку. Он содержит набор воинствующих псевдопонятий. Насчет реальности такого понятия, как гендер, в университетских кругах нет консенсуса: является это слово научным термином или шарлатанским. А многие преподаватели считают, что не обязаны брать в свой лексикон и менять свое поведение из-за следующих новых понятий: "наследственные привилегии белых", "практика неизменности пола после рождения", "системный расизм".
Некоторые из этих понятий проблематичны, поскольку антинаучны. Но зато они укладываются в не менее агрессивную идеологию, чем коммунистическая. Как в свое время в Советском Союзе была попытка навязать всем "научный" коммунизм на основе марксизма и пролетарского чутья, так теперь есть желание пронизать вокистской идеологией (woke) все научные дисциплины. В свое время марксизм отстаивал сомнительные принципы лысенковщины, которая вопреки биологии отрицала действие генов и хромосом. В Калифорнии хромосомы снова "политизируют", утверждая, что биологический набор хромосом является второстепенным в определении того, мужчина вы или женщина. На первый план выводится "альтернативный социальный и субъективный подход". То есть вы, скажем, мужчина не из-за набора хромосом или наличия определенной репродуктивной системы, а потому что сами себе это внушили плюс в вашей семье ожидали именно новорожденного мужчину из-за мышления в стиле "патриархата" (власти мужчин) и т.д.
Новый вариант "классового подхода" к науке
Во Франции "пролетарская наука" имела в качестве защитников поэтов, в том числе таких талантливых, как Арагон. Нынешняя "гендерная наука" не сочиняет стихов, она действует административными методами. В настоящее время мы регулярно слышим, как преподаватели гуманитарных наук пытаются отбояриться от введения в свои курсы обучения литературе или музыке "элемента гендерной науки". При этом получается, что ту или иную гуманитарную дисциплину заставляют взять за основу весьма сомнительное "естествознание" от вокистов.
При этом попирается именно гумбольдтовский идеал науки — "свободного поиска истины и стремления к прогрессу человека". Этот идеал тоже подвергается остракизму за то, что он – как и все, что исходит с Запада – якобы является инструментом "увековечивания неравенства".
Калифорнийская "колледжи общин" — это общественные, а не частные учреждения, которые сейчас обучают около двух миллионов студентов, часто выходцев из низов, поскольку в этих колледжах не требуют высокую плату за обучение. Чему может научить ребят в этих колледжах вокизм? Ребят учат тому, что даже те учебные заведения, где им дают образование, — это часть системы угнетения. Может ли такая идеология быть освободительной? Нет, скорее она внушает человеку, что уже сам факт его рождения чернокожим – это неудача. Человека делают вечно обиженным, вечно ощущающим себя жертвой. Что касается учителей, то они вынуждены приспосабливаться к совсем новой морали. Старый моральный лозунг: "Не будь злым" заменяется на внешне еще более привлекательный "Делай правильный вещи".
Новый "антирасизм": мало быть хорошим человеком
Это на самом деле тектонический сдвиг. Раньше классический антирасизм определялся как отсутствие или запрет расизма – от человека требовали в присутствии людей с другим цветом кожи не испытывать злых чувств или хотя бы не показывать их. К человеку другой расы относились как к равному и призывали не делать ему зла.
Теперь этого мало. Идет активный призыв к борьбе, к которой все должны присоединиться. Получается этакий расистский антирасизм, предписывающий бороться с чужой пассивной позицией, рассматриваемой как форма расизма. Глоссарий, предложенный в рамках политики разнообразия, равенства и инклюзивности Калифорнийской системы образования, иллюстрирует эту новую дискриминацию. Его авторы, например, утверждают, что любая критика политики так называемой "позитивной дискриминации" (то есть продвижения меньшинств в ущерб большинству) является одной из форм расизма ("расизм наоборот"). Якобы целью любой таколй критики является отрицание "привилегий белых".
"Диктатура может установиться без шума", — писал Оруэлл. Это правда, но диктатура может проникнуть к вам еще хитрее. Для своего проникновения она может использовать ваши же добрые побуждения. Просто она возведет их в моральную норму, обязательную для всех.
Автор: Сами Биазони (Sami Biasoni) – обладатель докторской степени по философии Высшей нормальной школы, выпускник кафедры когнитивных наук и преподаватель в Высшей школе экономических и коммерческих наук (ESSEC).