Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запад обвиняет Россию в разжигании войны в Газе, пишет Raseef22. Однако подобные высказывания в корне неверны. Москве не нужен хаос на Ближнем Востоке. Там она преследует совершенно другие цели, для достижения которых ей невыгодно вмешиваться в полномасштабные военные конфликты.
Когда 7 октября ХАМАС начал операцию "Потоп Аль-Аксы", некоторые заподозрили, что за этим стоят Москва и Тегеран. В последующие недели Иран оказался в центре обвинений со стороны Израиля и Запада, а вскоре на политической сцене появилась и Россия.
Какова ее позиция по войне в Газе? Какую роль она пытается играть и какие цели преследует?
Первое появление России
Первым шагом Москвы, имеющим значение в контексте войны в Газе, стали переговоры представителей российского МИД с делегацией ХАМАС, возглавляемой членом политбюро движения Мусой Абу Марзуком. Хотя сам Владимир Путин не встретился с ХАМАС, стало очевидно, что за закрытыми дверями что-то происходит. Также Москву посетил заместитель министра иностранных дел Ирана Али Багери Кани, а накануне визита он провел переговоры с палестинским движением сопротивления. Тогда утверждалось, что цель его поездки в Россию — обсудить двустороннее сотрудничество Москвы и Тегерана по вопросам международной безопасности. Все эти события указывают на то, что война в Газе будет иметь последствия, выходящие далеко за пределы Ближнего Востока.
Представители ХАМАС высоко оценили усилия России, направленные на прекращение израильской агрессии, поддерживаемой Западом. На встрече в Москве были подняты такие вопросы, как освобождение заложников и эвакуация россиян и иностранных граждан из сектора Газа.
Посольство России в Израиле сообщило, что, по данным на 14 октября, число ее граждан, погибших в результате палестинских атак, возросло до 16. Восемь человек числятся пропавшими без вести. Еще как минимум один россиянин был взят в заложники и находится на территории сектора Газа.
Министерство иностранных дел Израиля решительно осудило визит делегации ХАМАС в Россию.
"Израиль рассматривает приглашение высокопоставленных чиновников ХАМАС в Москву как непристойный шаг, как поддержку терроризма, что узаконивает зверства террористов. Мы призываем российское правительство немедленно изгнать террористов ХАМАС", – говорится в заявлении дипломатического ведомства Израиля.
Отношения между Москвой и Тель-Авивом еще больше обострились после беспорядков в Махачкале. Вечером 29 октября сотни дагестанцев прорвались в аэропорт, чтобы найти евреев, прибывших рейсом из Израиля. Тель-Авив осудил этот инцидент и призвал Москву обеспечить безопасность всех израильских граждан и евреев.
Россия прокомментировала свое решение принять делегацию ХАМАС в Москве, заявив, что важно поддерживать отношения с обеими сторонами конфликта в Газе. Между тем Халед Машаль, политический лидер ХАМАС за рубежом, заявил: "Россия выиграла от нашей атаки, потому что мы отвлекли внимание американцев от Украины. Русские сказали, что будут изучать атаку 7 октября в своих военных академиях". Очевидно, что и ХАМАС, и Россия представили встречу в Москве совершенно по-разному.
Москва и конфликтующие стороны
Россия поддерживает дипломатические отношения со всеми вовлеченными в войну в Газе сторонами, включая Израиль, Палестинскую администрацию, ХАМАС и Иран, что позволяет ей играть ключевую роль в этом конфликте. Но правда в том, что это преимущество ставит Москву в трудное положение: с одной стороны, она должна отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей, а с другой – балансировать между ближневосточными противниками.
Москва развивает отношения с Тель-Авивом на протяжении последних десятилетий. После начала спецоперации на Украине в 2022 году, когда Запад объединился против России, Израиль предложил выступить в качестве посредника и отказался поставлять Киеву оружие.
Россия поддерживает контакты не только с ХАМАС, но и с палестинским движением "Исламский джихад". Генеральный секретарь Зияд ан-Наххаль даже посетил Москву в феврале 2021 года.
Что касается Палестинской автономии, то она сохраняет дружественные связи с Россией, а ее глава Махмуд Аббас не раз бывал в Москве. Последний визит состоялся в конце 2021 года.
Позиция России по войне в Газе
Запад заявил, что ключевую роль в нападении ХАМАС на Израиль 7 октября сыграла Россия, а глава военной разведки Украины Кирилл Буданов вовсе обвинил Москву в поставках оружия палестинскому движению. Однако никаких доказательств он не предоставил. Согласно данным "Аль-Монитор", отсутствуют и сведения о причастности России к атаке ХАМАС на Израиль.
Москва не стала прямо осуждать операцию "Потоп Аль-Аксы". Вместо этого российские официальные лица призвали стороны сложить оружие и решить конфликт по принципу создания двух государств. Совет Безопасности ООН отклонил подготовленную Россией резолюцию, призывающую к прекращению огня и освобождению всех заложников, поскольку в ней не осуждалась атака ХАМАС.
Москва неоднократно критиковала действия Израиля в отношении палестинцев. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что бомбардировка ЦАХАЛ Газы противоречит международному праву. Владимир Путин сравнил ситуацию с блокадой Ленинграда нацистской Германией во время Второй мировой войны. Напомним, что блокада Ленинграда – это трагическая страница в российской истории, которая унесла более двух миллионов человеческих жизней.
Муса Абу Марзук в интервью "Аль-Джазире": Израиль не допускает вмешательства России в вопрос по освобождению заложниковРоссия выразила поддержку палестинскому народу в его борьбе против израильской агрессии, заявил замглавы политбюро ХАМАС Муса Абу Марзук в интервью Al Jazeera. По его словам, Москва готова содействовать освобождению заложников в Газе, но Тель-Авив не приветствует ее вмешательство.
30.10.202300
Чего хочет Москва?
В контексте арабо-израильского кризиса Москва преследует собственные цели. Пока дело касается Ближнего Востока, интересы России будут весьма неочевидными. Однако мы можем сделать следующие предположения.
Первая цель России — укрепить позиции на Ближнем Востоке. Москва рассматривает отношения с ХАМАС как часть стратегии, направленной на расширение ее влияния на Глобальном Юге. Она уже давно выстраивает отношения как с Израилем, так и с его противниками.
Москва, как считают некоторые аналитики, поддерживает связи с ХАМАС, чтобы сеять хаос на Ближнем Востоке. Но это вовсе не так. Россия борется с терроризмом, потому что не хочет, чтобы они снова совершали свои преступления на ее территории. Другими словами, ей есть что терять и хаоса она точно не желает.
Вторая цель — ударить по Западу. Владимир Путин обвинил Соединенные Штаты в кризисе на Ближнем Востоке. Он заявил, что Америка и ее сателлиты стоят за убийствами палестинцев в секторе Газа, а также за конфликтами на Украине, Афганистане, Ираке и Сирии. Российский лидер назвал войну Израиля и палестинского движения ХАМАС "ярким примером провала политики США на Ближнем Востоке".
Третья цель — Москва пытается играть роль миротворца в регионе и в ООН, но пока безуспешно. Совет Безопасности отклонил российский проект резолюции, осуждающий израильскую агрессию. Он также отказался принять проект гуманитарной резолюции, осудил нападение ХАМАС на Израиль и нападения на мирных жителей в секторе Газа.
Китай и Россия наложили вето на американский проект резолюции в отношении палестино-израильского конфликта, а США и Великобритания заблокировали документ, предложенный Москвой.
Главный посыл Кремля заключается в том, что американская гегемония привела к катастрофическим последствиям на Ближнем Востоке (война между Израилем и ХАМАС) и что Россия будет гораздо лучшим посредником и дипломатическим партнером, чем любая из западных держав.
Четвертая цель — ближневосточные кризисы должны отвлечь внимание от конфликта на Украине, чтобы Россия смогла усилить свое региональное влияние. Пентагон планирует передать Израилю десятки тысяч 155-мм артиллерийских снарядов, которые предназначались для ВСУ. Помимо этого, и Тель-Авиву, и Киеву необходимо множество одних и тех же систем вооружений. Пока представители министерства обороны США уверяют, что Америка сможет одновременно поддерживать и Израиль, и Украину. "Мы сможем сделать и то, и другое, и мы это сделаем", – заявил глава Пентагона Ллойд Остин на пресс-конференции, состоявшейся в Брюсселе 11 октября. Но многие аналитики полагают, что если дело дойдет до выбора между Украиной и Израилем, то победит второй.
Пятая цель — прекратить любые переговоры о нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией при посредничестве Соединенных Штатов. Это станет дополнительным очком в пользу России. Она считает всю региональную дипломатию, вытекающую из "Соглашений Авраама", американским проектом, маргинализирующим Москву.
Война в Газе также затронула инициативу США по созданию нового экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа, поскольку Саудовская Аравия приостановила переговоры о нормализации отношений с Израилем. Это шанс для китайского проекта "Один пояс – один путь", которую высоко оценил Владимир Путин. Он заявил, что Россия "может предоставить свои возможности для связей товаропроизводителей Азии с потребителями в Европе по транзитным коридорам Восток-Запад и Север-Юг". Это отражает стремление Москвы воспользоваться ситуацией на Ближнем Востоке и остановить реализацию американского экономического проекта.
Сложные задачи
Несмотря на список целей и потенциальных выгод, которые Россия может получить в результате войны в Газе, она сталкивается с рядом проблем.
Если она окажет поддержку ХАМАС, то это, скорее всего, ухудшит ее отношения с Израилем, и тогда она не сможет поддерживать сбалансированную политику на Ближнем Востоке. Москва годами пыталась заручиться поддержкой арабов, не разрывая при этом отношения с Тель-Авивом.
Россия не хочет, чтобы партнерство с Израилем пострадало. И хотя у нее есть общая цель с Ираном – бросить вызов западной гегемонии –, Москва также не стремится к сотрудничеству с Тегераном. Администрация Путина всегда пыталась – и до сих пор пытается – сохранять сбалансированный подход и диалог со всеми конкурирующими сторонами на Ближнем Востоке, потому что это отвечает российским интересам. Правила игры, которые подходят Москве лучше всего, заключаются в том, чтобы преодолевать небольшие разногласия, а не вмешиваться в масштабные региональные войны.
С другой стороны, Россия хочет сохранить военное присутствие в Сирии, не посылая дополнительных войск. Если война в Газе затронет Сирию и Ливан, то это усилит давление на российские силы. Москве не нужно, чтобы Тегеран и Тель-Авив ввязывались в крупномасштабную конфронтацию, пока она сконцентрирована на спецоперации.
Россия не может все контролировать. Если война на Ближнем Востоке расширится, то ей придется вмешаться, как и другим крупным странам.
Автор: Сара Шариф (سارة شريف)