Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В мире продолжаются попытки прекратить инвестиции в ископаемое топливо, пишет Sabah. Однако при это страдает безопасность энергоснабжения. Попрощаться с углеводородами в ближайшие 40 лет не получится, отмечает автор статьи.
Вопросы климатического кризиса и будущего энергетики, которые входят в число важных тем мировой экономики, продолжают активно обсуждаться. С одной стороны, мы становимся свидетелями того, как некоторые страны и международные неправительственные организации, игнорируя реалию безопасности энергоснабжения, наращивают кампании и давление с тем, чтобы предотвратить новые инвестиции в ископаемое топливо и увеличение производственных мощностей для всех его видов — не только угля, но также нефти и природного газа. С другой стороны, мы видим, что некоторые развитые страны, которые до недавнего времени яростно защищали это понимание и подход, полностью игнорирующие глобальные и региональные экономические и геополитические реалии, теперь пересматривают свои планы "прощания с углем" или разрешают новую морскую добычу нефти, выдают лицензии на разведку природного газа на своем континентальном шельфе.
Исключение ископаемого топлива из уравнения управления мировым спросом на энергию, увеличившимся за последние 40 лет с 77 ТВтч до 158 ТВтч, — не та проблема, которую просто решить. Прежде всего, не менее важным вопросом является хранение энергии, производимой с помощью технологий с нулевым или низким уровнем выбросов, особенно солнечной и ветровой. Если важным шагом на пути к достижению цели нулевого уровня выбросов углерода является "полностью электрический мир", то для достижения этой цели необходимо достичь батарейных мощностей в 300 тераватт. Однако мировая мощность производства аккумуляторов только превысила один тераватт в год. В 2030 году, несмотря на предусмотренные инвестиции, на годовой основе можно будет производить лишь 6,5 тераватт мощности. А это значит, что мощность в 300 тераватт может быть достигнута в лучшем случае в течение 35-40 лет.
Обратим внимание на мировую автомобильную промышленность. По состоянию на 2023 год в мире насчитывается 1,47 миллиарда автомобилей. Из выпускаемых ежегодно 87 миллионов автомобилей лишь четверть или даже пятая часть являются электромобилями. Да и в 2030 году электрокары будут составлять только половину годового производства автомобилей. В этих условиях для стопроцентной замены всего автомобильного парка в мире электромобилями, по самым оптимистичным оценкам, потребуется 37,5 года.
Таким образом, оба показателя указывают на то, что уровень, который позволит нам полностью попрощаться с ископаемым топливом, будет достигнут только через 35-40 лет. Но если сегодня мы прекратим вкладывать новые инвестиции в мощности по производству ископаемого топлива, как мы будем жить в предстоящие 30 лет? Еще более амбициозный сценарий: если завтра утром мы попытаемся остановить использование ископаемого топлива и производство энергии на его основе, то всему миру придется вернуться в каменный век.
В таком случае при проектировании будущего энергетики необходимо определять стратегии и политику при более реалистичном, продуманном, чувствительном подходе к ископаемому топливу и горнодобывающей промышленности. Под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития мы стремимся решать эти проблемы не с фанатизмом, а с более здравомысленным пониманием. За последние 40 лет спрос на энергию в Азии подскочил с 16 до 84 ТВтч. На американском континенте – с 27 до 37,5 ТВтч. С другой стороны, Европа сократила свой спрос. Давайте не забывать о том, кто должен усвоить главный урок, и, пожалуйста, давайте не обижать Африку.