Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если ЕС не позволит Словакии, Чехии и Венгрии и дальше импортировать бензин и дизельное топливо из российской нефти, то случится беда, пишет Lidovky. Из-за смены поставщика чешские заправки вынуждены будут поднять цены, а словаков вообще ждет дефицит.
Без продления возможности для Словакии, Чехии и Венгрии импортировать бензин и дизельное топливо из российской нефти чешские заправки потеряют миллионы литров топлива, прежде всего дизельного, от братиславской компании "Словнафт". А "Словнафт", в свою очередь, лишится своего крупнейшего зарубежного клиента.
По доступной информации, словаки в этой связи уже попросили у Брюсселя продлить еще на год исключение, которое заканчивается пятого декабря, то есть менее чем через две недели. По данным нашего портала, Чешская Республика присоединилась к просьбе Словакии.
Чешской Республике не грозит дефицит топлива, но велика вероятность его подорожания. Не исключены и сложности в снабжении чешских заправочных станций.Поставщикам пришлось бы компенсировать часть недостающего топлива за счет импорта из других стран, например, из Германии. Пока ситуация неопределенная. Просьбу о продлении исключения из эмбарго еще должны единогласно одобрить все страны-члены Европейского Союза, а времени остается немного.
"Если Словакия уже обратилась с просьбой о продлении исключения из эмбарго или только обратится, Чешская Республика ее поддержит", — подтвердил вчера нашему серверу заместитель министра промышленности Рене Недела.
Действующие санкционные пакеты Европейского Союза запрещают не только импортировать российскую нефть и произведенное в России топливо, но и импортировать топливо, произведенное из российского сырья в других местах. Эмбарго распространяется на сделки между странами-членами ЕС. Только Чехия, Словакия и Венгрия, не имеющие выхода к морю, пользуются исключением, действующим до пятого декабря, поскольку они не могут импортировать морем другую нефть для производства нероссийского бензина и нероссийского дизельного топлива и по-прежнему очень зависят от нефтепровода из России.
Словакам грозит дефицит, а чехам — подорожание
Чешские поставщики способны с повышением расходов компенсировать отсутствие поставок из Словакии. А вот НПЗ компании "Словнафт" (часть венгерского концерна MOL) из-за отмены исключения и введения эмбарго потеряет в лице Чехии крупнейшего зарубежного покупателя своей продукции. Это приведет к серьезным экономическим потерям. Добавлю, что в прошлом году на чешский импорт топлива из Словакии приходилось 27% от общего импорта (больше всего импортировалось из Германии), что удовлетворяло 11% чешского потребления.
Поэтому Словакия уже обратилась к Брюсселю с просьбой о продлении. Об этом в понедельник со ссылкой на два анонимных дипломатических источника сообщил сервер "Политико". "Эту просьбу озвучила посол Словаки Петра Варгова на очередном заседании послов Европейского Союза. Она обосновала просьбу тем, что запланированные сроки могут привести к закрытию НПЗ, что, в свою очередь, вызовет дефицит дизельного топлива в регионе", — написал сервер "Политико".
Грязный бизнес с Путиным. ЕС, включая Чехию, продолжает покупать российскую нефть и газВряд ли у Евросоюза получится обходиться без российских энергоносителей, пишет Hrot. Импорт СПГ только растет. Политики считают покупку нефти и газа у Москвы "грязным бизнесом", но читатели издания уверены: санкции – это огромная глупость, за которую придется дорого заплатить.
20.11.202300
Если Европейская комиссия не одобрит продление исключения, то после пятого декабря Чешская Республика, Словакия и Венгрия смогут перерабатывать российскую нефть только для внутреннего потребления. Сроков прекращения импорта самой нефти из России по нефтепроводу "Дружба" пока не установлено. И тем не менее три страны уже ищут альтернативные источники нефти. Пока Чехия импортирует из России 60% нефти, требующейся нам, прежде всего, для производства дизельного топлива.
Но даже в такой ситуации Чехия вынуждена немало импортировать, и главный поставщик — как раз "Словнефть". Остальные 40% нефти чешские НПЗ в Кралупы и Литвинове импортируют по западному и достаточно мощному нефтепроводу IKL. Он ведет из баварского Ингольштадта и подсоединен к Трансальпийскому нефтепроводу TAL.
Но чтобы Чешская Республика могла получать всю необходимую нефть с Запада, нужно сначала увеличить мощность газопровода TAL, который сегодня загружен до предела. Этим проектом занимается и финансирует его чешская компания MERO. "Полностью заменить российскую нефть получится в 2025 году. Но пока нужно сохранить достаточное обеспечение всего отечественного рынка топливом. Мы будем действовать так, чтобы не ставить его под угрозу", — заявил порталу "Лидовки" министр промышленности Йозеф Сикела.
Санкционный парадокс
Угроза дефицита словацкого импорта и необходимость заменить его более дорогим импортом с Запада беспокоят в основном мелких независимых владельцев заправок. Глава Союза независимых нефтяников Иван Индрачек считает, что продолжать антироссийские санкции бессмысленно. Санкционные пакеты запрещают импорт в рамках Европейского Союза, но импортировать топливо из российской нефти, произведенное в Турции или Индии, страны-члены вполне могут.
"Словаки и турки могут производить дизельное топливо из российской нефти. Но с декабря словакам могут запретить экспортировать топливо в Чехию, а из Турции мы сможем импортировать его, как и прежде. тогда встает вопрос: почему мы сами себе вредим, если эта чехарда никак не поспособствует экономическому ослаблению России?" — делится соображениями Иван Индрачек.