Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Литва постоянно вносит новые предложения по антироссийским санкциям, рассказала iROZHLAS замглавы МИД страны Йовита Нелюпшене. Она сожалеет, что атомная промышленность не подпадает под запрет. Однако в этом вопросе Вильнюс бессилен.
"В нескольких странах действуют национальные санкционные режимы, но главный, евросоюзный, шире всех. Поэтому нужно постоянно вносить новые предложения", — рассказывает iROZHLAS Йовита Нелюпшене, заместитель министра иностранных дел Литвы, которая отвечает за санкции на национальном уровне. Также она сотрудничает в этой области с другими странами-членами Европейского Союза. В интервью нашему порталу она рассказала, что санкционную политику активно поддерживают страны Прибалтики, Польша и Чешская Республика, а вот с Венгрией все сложнее.
iROZHLAS: До российской спецоперации на Украине почти два года назад о санкциях часто спорили. Помимо евросоюзного санкционного списка, у некоторых стран-членов ЕС есть собственные, и Литва не исключение. Можете ли вы охарактеризовать специфику вашего национального санкционного списка?
Йовита Нелюпшене: Список не обнародован. Кроме того, мы разделяем санкции против отдельных лиц и товаров.
Начну с товаров, которые пересекают границу. Вообще у нас есть несколько мер, действующих на нашей границе, потому что мы — одна из пяти стран Европейского Союза на так называемой восточной границе. За ней — Белоруссия и Россия. Поэтому мы вводим разного типа меры, чтобы предотвратить нарушение евросоюзных санкций. Мы не позволяем этим товарам пересекать внешнюю границу Евросоюза.
— По какому принципу вы отбирали товары для санкционного списка?
— Конечно, выбор не был случайным. Мы хотели проконтролировать, какие товары идут через литовскую границу. Мы хотели помешать тому, чтобы то, что было произведено или прошло через государства ЕС, использовалось в качестве оружия против Украины.
Неопубликованный список
— Вы вносите в список и конкретных людей, например, российских или белорусских олигархов?
— Нет, но у нас есть возможность не пускать на территорию Литвы тех, кого мы не хотим у себя по каким-то причинам видеть. Есть такой список, но он не аналогичен санкционному. У каждой страны есть право не пускать на свою территорию тех, кого она не хочет.
Руководитель исследований европейского отделения RAND Джон Кеннеди: антироссийские санкции напоминают игру “поймай крота”Запад ввел беспрецедентное количество санкций против Москвы, однако ей удается их обходить при помощи различных лазеек, отметил эксперт аналитического центра RAND Джон Кеннеди в беседе с Nihon Keizai. В итоге экономика России выстояла, и одной из причин стала фатальная ошибка США и Европы.
29.11.202300
— Правильно ли я понимаю, что национальный санкционный режим Литвы совершенно не соответствует чешскому? Потому что в чешском санкционном списке сейчас шесть имен людей, связанных с Кремлем, которые вели бизнес в Чешской Республике, а недавно мы добавили туда еще и российскую компанию, которая управляла российской недвижимостью на чешской территории.
— Да, у нас не так. У нас есть список, но, как я уже говорила, его содержание не разглашается.
Но я могу вам сказать, что в него входят люди, которым запрещен въезд и деятельность в Литве. Причины для внесения в этот список самые разные, и некоторые попали в него из-за своей деятельности и близости к Кремлю, а другие — из-за дезинформации или разжигания ненависти, а кое-кто — и из-за криминального прошлого.
— Вы можете хотя бы сказать, сколько в этом списке имен? Десятки или сотни?
— Скажем так, список достаточно длинный. Но это не новшество. Есть закон о правовом статусе иностранцев, и он не связан с санкциями.
Единый подход ЕС
— Давайте поговорим о санкциях на уровне Европейского Союза. Сейчас ведутся обсуждения двенадцатого санкционного пакета. Что предлагает Литва?
— Я получила возможность ознакомиться с предложениями санкций как против отдельных персон, так и против отраслей и компаний, и могу сказать, что они весьма толковые, потому что зачастую основаны на некоторых наших предложениях. Продолжается санкционирование всех и вся, что уже попало под санкции, и, прежде всего, речь об оборонной промышленности и российском ВПК вообще.
От имени жителей Литвы я бы сказала, что мы должны продолжать работать над эффективностью санкций, не позволять их нарушать. Так называемый пункт о запрете России чрезвычайно важен. Он принуждает все компании убедиться, что они сознательно не помогают российскому бизнесу. Конечно, нам бы хотелось, чтобы не делалось никаких исключений и не поставлялось никаких товаров двойного назначения.
— А для этого недостает чего-то важного?
— Мы уже более года говорим, что нужно принять меры против российского сектора IT, ведь, скажем прямо, сегодня все оцифровано. Без санкций в этой области мы по сути не вредим промышленности. А ведь этого мы и добиваемся. Кроме того, в санкционный пакет можно внести меры против лазерной промышленности. Сейчас в бою нужна точность, нужно высокоточное оружие, а для этого нужны лазеры.
В пакете также не говорится о ядерной энергетике, хотя мы хотели бы мер и против нее. Проблема в том, что в отличие от наших демократических рыночных свободных экономик у "Росатома" в России более ста дочерних компаний, которые работают в разных отраслях, иногда предоставляют нужные финансы и важные комплектующие для других отраслей. Нанести ощутимый удар тут сложно. Но, как мне кажется, попытаться стоит. Правда, в данной сфере мы опять-таки идем навстречу некоторым странам-членам Европейского Союза, которые пользуются услугами российских предприятий атомной отрасли. Однако если мы не избавимся от зависимости от российской энергетики, мы вряд ли сможем говорить о безопасности как таковой.
Предложенные санкции
— Вы упомянули об исключениях на потребление российских энергоносителей… А как вообще вносятся предложения о санкциях Европейского Союза? Если кто-то просит исключения для себя, он активно включается в поиски других подходящих субъектов, против которых можно ввести санкции?
— Бывает по-разному. Когда начался вооруженный конфликт, у нас на уровне ЕС был один человек, который занимался санкциями. Теперь их 11, и все равно этого мало, хотя уже и есть прогресс.
У нас по-настоящему беспрецедентный санкционный режим. Для этого требуются кадры и эксперты, которые вносили бы предложения на уровне Европейского Союза. В нескольких странах действуют национальные санкционные режимы, но главный режим евросоюзный, потому что работает шире. Поэтому нужно постоянно предлагать что-то новое.
— Все государства активно предлагают экономические санкции или санкции против конкретных лиц?
— Кто как. Как правило, Литва очень активна. Мы стараемся координировать наши предложения с прибалтийскими и другими странами. Иногда наши идеи поддерживает Польша.
— А насколько активны чехи?
— Да, они тоже активны. Каждый выполняет свою часть работы.
— А венгерские дипломаты?
— К сожалению, они не всегда конструктивны в той мере, в какой нам бы этого хотелось. Но извините, я как дипломат не могу комментировать эту тему подробнее.
— Думаю, вы уже сказали достаточно
— Пожалуй.
Польша на страже европейских санкций против России. Какую страну мы оставим нашим детям и внукам?Варшава попросила включить в очередной пакет санкций против Москвы запрет на импорт российского СПГ, пишет NDP. Просчитать ситуацию на несколько шагов вперед она не удосужилась. Автор статьи объясняет, как эти ограничения повлияют на польскую экономику.
27.11.202300
Санкции против белорусов
— А что Белоруссия? От литовских политиков мы время от времени слышим, что вы не очень довольны мерами Европейского Союза против Белоруссии. А ведь у вас с этой страной общая граница.
— Мы видим тут самую серьезную проблему. Санкционная политика против России и против Белоруссии очень различается. В качестве примера приведу люксовые автомобили. Экспортировать их в Россию запрещено, но они поступают через Белоруссию — на это нет никаких ограничений, и уже через пару недель эти авто достигают России. Режимы-то у них связаны друг с другом. Поэтому мы должны ввести одинаковые санкции против России и Белоруссии, без всяких исключений.
— Что еще могут сделать страны Евросоюза, чтобы противостоять российской угрозе и помочь Украине? По-вашему, путь лежит через санкции против Белоруссии?
— Безусловно, помогло бы, если бы санкции были максимально похожи. Но если говорить о противостоянии России, то чрезвычайно важно сохранять единство Европейского Союза.
Мы должны продолжать помогать Украине. Нужно согласовать механизм "Европейского фонда мира", чтобы продолжить финансировать Украину. Также будет важно принять исторические решения в декабре, то есть начать процедуру вступления Украины в Европейский Союз.
Автор: Анна Урбанова (Anna Urbanová)